/ / Новости PRAVO.BY
20.12.2019

Технические нормативные правовые акты в контексте формирования Национального реестра правовых актов. Современные информационные технологии

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ, Центр) более 20 лет предоставляет юридическим и физическим лицам доступ к правовой информации. Эта важная для правовой системы страны и государственного управления деятельность в том числе обеспечивается формированием и ведением Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (НРПА).

НРПА представляет собой единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов, которая наряду с эталонным банком данных правовой информации (ЭБДПИ) и Единым правовым классификатором является частью системы формирования государственного информационно-правового ресурса.

Очередным этапом на пути становления и развития системы стал 2018 год. В этом году впервые в НРПА стали включаться технические нормативные правовые акты, являющиеся обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования (ТНПА). Основным условием включения таких технических документов в НРПА установлена обязательность проведения их юридической экспертизы, осуществляемой Национальным центром правовой информации.

Заложенный правовой механизм для большинства ТНПА по общему правилу выглядит следующим образом: принятый акт передается в Центр, там проводится его экспертиза, в случае положительного заключения документ включается в НРПА, при необходимости проводится его редакторская доработка, после этого он официально публикуется на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (Портал) и становится доступным для всех заинтересованных.

Все перечисленные процедуры реализуются в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (АИС НРПА).

АИС НРПА позволяет выстроить единую технологическую цепочку (коридор) движения технического акта от его принятия до официального опубликования. Тем самым одновременно обеспечивается экономия финансовых, временных и кадровых ресурсов государственных органов (организаций), участвующих в процессе принятия, экспертизы и официального опубликования ТНПА. Таким образом, на базе НЦПИ в стране сформированы условия для работы с техническими актами по принципу «одной станции».

Таким образом, созданная автоматизированная система стала очередной ступенью к использованию безбумажных технологий в процессах формирования НРПА и ЭБДПИ, обеспечивающих:

  • подготовку нормотворческими органами необходимой информации и направление принятых (изданных) ими НПА и ТНПА на обязательную юридическую экспертизу;
  • проведение обязательной юридической экспертизы этих нормативных документов с учетом всех возможных результатов этой экспертизы;
  • направление НПА и ТНПА, в отношении которых вынесены положительные заключения по результатам экспертизы, для включения в НРПА;
  • регистрацию НПА и ТНПА в НРПА.

Кроме вышеуказанных функций, в АИС НРПА благодаря автоматизации отдельных «рутинных» действий реализовано значительное количество дополнительных возможностей, существенным образом облегчающих текущую нагрузку на участников системы.

Информация в отношении ТНПА, зарегистрированных в НРПА, экспортируется из АИС НРПА в технологический банк данных НЦПИ, обеспечивающий формирование и ведение НРПА, ЭБДПИ и официальное опубликование ТНПА на Портале. При этом после опубликования ТНПА на Портале информация о датах официального опубликования и вступления в силу ТНПА фиксируется в АИС НРПА.

Следует отметить, что АИС НРПА предоставляется нормотворческим органам в пользование на безвозмездной основе, для работы в ней необходимо пройти лишь процедуру регистрации.

С момента введения института обязательной юридической экспертизы ТНПА до настоящего времени АИС НРПА успешно зарекомендовала себя на практике. За 2018 год в НРПА с использованием системы были включены более 240 ТНПА.

На сегодняшний день данный ресурс является удобным инструментом взаимодействия всех участников нормотворческого процесса, включая местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, в том числе Совет Министров Республики Беларусь, а также НЦПИ.

Следует отметить, что АИС НРПА не стоит на месте и непрерывно совершенствуется. Существенной доработкой этой системы в 2018 году явилось подключение её к системе межведомственного электронного документооборота государственных органов и единой республиканской сети передачи данных, что расширило возможности использования АИС НРПА для нормотворческих органов.

Кроме того, в настоящее время, отталкиваясь от наработок АИС НРПА, планируется создание АИС «Нормотворчество» – системы, обеспечивающей поддержку нормотворческих решений на всех стадиях, включая подготовку текста проекта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, подписание правового акта и его официальное опубликование.

Таким образом, посредством разработки и внедрения передовых информационных технологий Центру удается успешно реализовывать инновационные подходы к организации ведения НРПА, в том числе в части включения ТНПА в НРПА.

Можно констатировать, что на сегодняшний день сформированы устойчивые правовая и технологическая основы, отвечающие реалиям, учитывающие необходимость цифровизации экономики страны.

При этом не стоит забывать, что любая сфера общественных отношений требует непрерывного совершенствования.

В этой связи наиболее приоритетным направлением усматривается дальнейшая интеграция информационно-коммуникационных технологий в нормотворческую сферу применительно к иным видам нормативных правовых актов и в части автоматизации других стадий нормотворческого процесса.

А.П.Костеев,
заместитель начальника управления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов
Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».