/ / Новости PRAVO.BY
04.12.2019

В Палате представителей рассмотрели изменения законодательства о третейских судах

На последнем заседании седьмой сессии Палаты представителей шестого созыва в первом чтении рассмотрен проект изменений Закона «О третейских судах».

«Практика показывает, что назрела необходимость законодательного регулирования порядка осуществления контроля за деятельностью третейских судов, поскольку отдельные нарушения со стороны некоторых из них приобретают системный характер», – сказал, выступая в Парламенте, Министр юстиции Олег Слижевский. Он привел пример таких нарушений: экономическим судам не предоставляются материалы рассматриваемых третейскими судами дел, хотя обязанность предоставлять такую информацию закреплена на законодательном уровне.

В законопроекте закрепляются нормы, касающиеся государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующих третейских судов и их ликвидации.

Предлагается предоставить регистрирующим органам – Министерству юстиции и главным управлениям юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – полномочия осуществлять анализ соответствия деятельности постоянно действующих третейских судов законодательству Республики Беларусь, собственным регламентам, уставам и положениям
(кроме деятельности, связанной с разрешением споров). Должностные лица регистрирующих органов получают право запрашивать и получать информацию по вопросам деятельности третейских судов. 

Сейчас при выявлении нарушений в их деятельности органы юстиции не вправе принимать по отношению к третейским судам меры принуждения. В качестве мер ответственности по отношению к третейским судам Министерство юстиции и главные управления юстиции смогут вносить предложения об устранении в месячный срок нарушений, а также возможна ликвидация третейского суда в судебном порядке за невыполнение требований, содержащихся в предложении об устранении нарушений.

К компетенции Верховного Суда относится принятие решений о ликвидации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, а к компетенции областного, Минского городского суда – принятие таких решений в отношении постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения юридического лица.

С целью защиты сторон третейского соглашения от потенциальной возможности мошенничества со стороны третейского суда, законопроект запрещает заключать третейское соглашение, если одна из сторон этого соглашения является учредителем (участником) третейского суда, либо лицом, связанным с этим третейским судом, а также юридическим лицом, в котором третейский суд создан в качестве подразделения.

По словам Олега Слижевского, в Минюст неоднократно поступали жалобы на то, что определенные субъекты хозяйствования навязывают своим контрагентам норму в заключенном с ними договоре, которая предусматривает рассмотрение спора в конкретном третейском суде. В дальнейшем оказывается, что в этом суде работает родственник руководителя навязывающей такое условие коммерческой организации. «Можем себе представить, каким образом в последствии разрешаются эти споры», – сказал Министр.

Чтобы учесть интересы обеих сторон третейского разбирательства и избежать споров при формировании состава третейского суда исключается возможность назначения судей для разрешения спора – они будут только избираться сторонами. После вступления в силу изменений третейские судьи не будут привязаны к конкретному третейскому суду.

Также предусматривается возможность создавать общественные объединения третейских судей.

Кроме того, предлагается предоставить постоянно действующему третейскому суду, созданному в качестве некоммерческой организации, право иметь символику, подлежащую государственной регистрации согласно законодательству, об официальных (геральдических) символах. 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».