/ / Новости PRAVO.BY
12.08.2019

Подведены итоги публичного обсуждения проекта изменений в Кодекс Республики Беларусь о недрах

Подведены итоги публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»,  которым предусмотрена корректировка Кодекса Республики Беларусь о недрах.  

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Публичное обсуждение проекта осуществлялось в сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 18 июля по 5 августа 2019 года. Также замечания и предложения по проекту можно было направлять организатору общественного обсуждения на адрес электронной почты.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов».

Структурный элемент проекта нормативного правового акта Содержание замечаний и (или) предложений Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений
Обоснование
(в случае неучета)
Редакция
(в случае учета)

Подпункт 1.4 статьи 17

Кодекс РБ о недрах. Подпункт 1.4 статьи 17 оставить в прежней редакции. Предлагаемая редакция, ограничивающая возможность безналоговой добычи воды для собственного потребления с глубины, превышающей 20 метров, способна породить геноцид народа, живущего сейчас и проживавшего на территории, включенной в границы современной РБ, задолго до появления Республики Беларусь. Понятна тенденция лиц и сил, стоящих за государственностью Республики Беларусь, взять под свой контроль самое главное богатство планеты – пресную воду. Но допустить такое – значит заложить возможность кровопролития при попытках населения, рано или поздно преобразующегося (вопреки целенаправленному оболваниванию) из толпы в народ, вернуть Богом данные ему ресурсы под свой – народный, ОБЩЕСТВЕННЫЙ, а не кланово-корпоративный контроль.

Предложение необоснованно. Данная норма направлена на упорядочение бурения скважин, предназначенных для добычи подземных вод, в том числе организациями, имеющими на своей территории систему централизованного водоснабжения.

 

Статья 14

Поскольку изменения в такие законодательные акты, как Кодекс Республики Беларусь о недрах, вносятся нечасто, и учитывая принимаемые изменения в законодательство о недрах в странах ЕАЭС, ставящие целью стимулирование деятельности в области геологического изучения, добычи полезных ископаемых, улучшения инвестиционного климата в отношении ресурсов недр, предлагается дополнить Кодекс Республики Беларусь о недрах нормами, нацеленными на стимулирование недропользования, в том числе:

1. оценить с учетом практики применения эффективность действующих в республике норм, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности в отношении недр, пересмотреть их с учетом опыта правового регулирования в этой сфере в Российской Федерации, Республике Казахстан и других странах и дополнить Кодекс Республики Беларусь о недрах соответствующим разделом (разделами);

2. предусмотреть гарантии недропользователям, осуществляющим геологическое изучение недр. Предлагаемое разработчиками проекта Закона «Об изменении кодексов» дополнение статьи 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах подпунктом о предоставлении недропользователю, осуществившему геологическое изучение недр за счет собственных средств, первоочередного права на получение горного отвода для добычи полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в границах разведанного им месторождения полезных ископаемых слишком декларативно. Неясен механизм предоставления такого права. Какие сроки действия этого права? Ведь одним из принципов недропользования является установление сроков пользования недрами, в том числе ограничение срока начала пользования недрами. В ряде стран недропользования предоставляется совмещенная лицензия на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых в пределах выделяемого участка недр. Почему бы не перенять опыт Российской Федерации или Республики Казахстан? Почему бы не принимать решение о предоставлении одновременно геологического и горного отвода с оформлением единого акта, уточняемого в части количества запасов и других параметров полезного ископаемого и горного отвода после завершения разведки месторождения?

3. внести изменения в Кодекс Республики Беларусь о недрах, направленные на обеспечение прозрачности недропользования. Так, при предоставлении участка недр в Российской Федерации помимо оформления лицензии на право пользования недрами заключается лицензионное соглашение об условиях пользования недрами. Сергей Мамчик, 01.08.2019 22:50


1. В настоящее время в республике инвестиционная деятельность в отношении недр регулируется Законом Республики Беларусь «О концессиях», Указом Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. № 442 «О некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр», а не Кодексом о недрах.

2. Устанавливать срок обращения недропользователя, осуществившего за счет собственных средств геологическое изучение недр, за предоставлением горного отвода считаем нецелесообразным, поскольку его хозяйственная деятельность зависит напрямую от имеющихся финансовых средств. Вместе с тем местному исполнительному и распорядительному органу при предоставлении горного отвода следует принимать во внимание, кто и за чей счет проводил геологическое изучение недр. Также данное обстоятельство может служить подспорьем при проведении местными исполнительными и распорядительными органами торгов на предоставление горного отвода.

3. Введение нового вида правоустанавливающего документа на пользование недрами будет противоречить действующему законодательству, в том числе принципам Декрета Президента Республики Беларусь от 23 октября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и создаст дополнительную нагрузку на недропользователя.

 

 

Межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов, связанных с добычей и реализацией недропользователями полезных ископаемых, вопросов направления на природоохранные цели средств, поступающих в республиканский и (или) местные бюджеты, а также совершенствования законодательства об охране и использовании недр, налогового законодательства, созданной по распоряжению Премьер-министра Республики Беларуси А.В.Кобякова от 10 мая 2017 г. № 164р, признано целесообразным развитие страхования ответственности недропользователей за нерекультивацию карьеров, в случае финансовой несостоятельности (банкротства) недропользователей, с использованием местными исполнительными и распорядительными органами средств от страховых отчислений для последующей рекультивации карьеров. При этом этой рабочей группой отмечено, что для реализации указанного предложения необходимо внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь о недрах. Но в предложенном законопроекте отсутствуют нормы, направленные на регулирование данного вопроса. Предлагается также рассмотреть опыт Республики Казахстан по правому регулированию вопроса о формировании ликвидационного фонда для рекультивации месторождений полезных ископаемых. Сергей Мамчик, 01.08.2019 22:54


Считаем, что данный подход требует более тщательной проработки, поскольку существуют определенные риски появления недобросовестных недропользователей, которые могут надуманно создать финансовую несостоятельность.

 

 

На основе опыта Российской Федерации и Республики Казахстан представляется ввести понятие государственного геологического изучения недр. Это позволяет четко распределить функции между государством и частными недропользователями по вопросам проведения геологического изучения недр, а также законодательно закрепить исполнителей государственных программ в части выполнения работ по государственному геологическому изучению недр. Так, в Российской Федерации мероприятия по государственному геологическому изучению недр осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. В Республике Казахстан государственное геологическое изучение недр также организуется и проводится уполномоченным органом по изучению недр. Сергей Мамчик, 01.08.2019 22:56


Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и иным нормативным правовым актам должны быть обеспечены равные условия для всех субъектов предпринимательской деятельности. Порядок формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289. Данным Указом четко установлены требования отбора исполнителей мероприятий государственных программ.

 

 

Согласно проекту Закона предлагается статью 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах дополнить термином «горно-геологическое обоснование застройки площадей залегания месторождений полезных ископаемых». Вместе с тем по тексту законопроекта никаких норм с использованием этого термина не предлагается. Целесообразно в статье 66 Кодекса Республики Беларусь о недрах установить порядок составления и использования горно-геологического обоснования при принятии решений о застройке площадей залегания полезных ископаемых.

 Термин исключен    

  

Предлагаемая формулировка термина «Прогнозные ресурсы полезных ископаемых», которым предлагается дополнить статью 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах, не совсем корректна, поскольку на основе региональных геологических, геофизических, геохимических исследований и теоретических предпосылок, как правило, оценивают прогнозные ресурсы по категориям Р2 и Р3. Прогнозные ресурсы категории Р1 оцениваются чаще всего по результатам поисковых и поисково-оценочных работ. 

«351. Прогнозные ресурсы полезных ископаемых – возможное количество полезных ископаемых, наличие которых в недрах с различной степенью вероятности предполагается на основе геологических представлений, геолого-геофизических и геохимических исследований.».     

 Статьи 11, 65

Предложение о наделении Минприроды компетенцией по определению направления использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (дополнение статьи 11), и запрет на использование в иных целях (дополнение пункта 1 статьи 65) не в полной мере проработаны. Фактически при проведении государственной экспертизы геологической информации исходя из качественных характеристик полезного ископаемого проводится оценка его соответствия техническим требованиям к минеральному сырью для использования в конкретных целях. Например, песка для производства бетона, в дорожном строительстве и (или) иных целях. Песчано-гравийная смесь может использоваться в природном виде для ремонта и отсыпки земляного полотна автомобильных дорог или после рассева и обогащения – для строительных работ, приготовления строительных смесей, дорожного строительства, материала для проведения противогололедных работ на дорогах в зимнее время. Что в данном случае является направлением использования – наименование продукции исходя из требований ТНПА, или направлением, по которому в настоящее время осуществляется ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых. Следует отметить, что возможность использования полезного ископаемого в тех или иных целях оценивается исходя из требований заказчика. То есть при утверждении запасов Минприроды будет ограничивать применение полезного ископаемого не столько исходя из его ценности или возможности использования для производства более ценных для экономики видов продукции, а исходя из пожелания конкретного потребителя минерального сырья. Для реализации указанной нормы требуется принятие дополнительного нормативного акта, в котором должен быть исчерпывающий перечень направлений использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также критерии и порядок определения направлений использования полезных ископаемых. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность использования полезных ископаемых не по определенному Минприроды назначению в случае чрезвычайных ситуаций, например, при ликвидации природных и техногенных  

Включение данной нормы обусловлено необходимостью недопущения использования полезных ископаемых в иных направлениях, чем те, для которых в установленном порядке утверждены запасы полезных ископаемых. Данная норма позволит вести налоговый учет и осуществлять налоговые выплаты – налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в строгом соответствии с налоговым законодательством и по тем направлениям использования полезных ископаемых, для которых утверждены их запасы.

При необходимости, в том числе изменения технологии переработки минерального сырья, расширения ассортимента выпускаемой продукции на его основе, недропользователи могут в установленном порядке провести переоценку ранее утвержденных запасов полезных ископаемых с последующим их утверждением, по результатам которого могут быть определены и иные направления использования полезных ископаемых, отличающиеся от утвержденных ранее.
 
Статья 15 Дополнение статьи 15 Кодекса о недрах нормой о недопущении предоставления права пользования недрами в границах ранее предоставленного другому недропользователю геологического и (или) горного отвода не в полной мере продумано. Во-первых, при разработке месторождений полезных ископаемых, разрабатываемых подземным способом, границы горного отвода включают участок недр от поверхности земли ниже почвенно-растительного слоя до нижней границы полезного ископаемого. Но в пределах этого горного отвода также предоставляются горные отводы для добычи подземных вод иным недропользователям. Во-вторых, право недропользования возникает при проведении регионального геологического изучения недр на основании свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр. При этом территория может охватывать значительные территории, в пределах которых расположены горные отводы, предоставленные другим недропользователям. Сергей Мамчик, 02.08.2019 

Данная необходимость направлена на обеспечение гарантий прав недропользователей, которым ранее был предоставлен геологический и (или) горный отвод.

При проведении работ по геологическому изучению недр недропользователем изучается подлежащая такому изучению территория на предмет наличия разведанных (разрабатываемых) месторождений полезных ископаемых и (или) подземных пространств, не связанных с добычей полезных ископаемых. Как правило, такие данные недропользователи получают из Государственного кадастра недр и государственных балансов запасов полезных ископаемых.   

 

Подпункт 1.4 пункта 1 статьи 17 

 Предлагаемое изменение подпункта 1.4 пункта 1 статьи 17 Кодекса о недрах по ограничению глубины строительства и эксплуатации скважин до 20 метров землепользователями на территории предоставленного им участка, на первый взгляд, вполне оправдано, учитывая, что первый напорный водоносный горизонт является источником питьевого водоснабжения большинства систем централизованного водоснабжения. Но, что делать землепользователям в случае, если нет централизованного водозабора, предназначенного для обеспечения населения питьевыми водами, а грунтовых вод до глубины 20 метров или недостаточно, или требуется их дополнительная подготовка и (или) очистка? Кроме того, в проекте Закона «Об изменении кодексов» отсутствуют переходные положения. Что делать с теми скважинами, которые уже пробурены землепользователями и превышают по глубине 20 метров? Ведь если дословно читать закон, то разрешается эксплуатация скважин только глубиной до 20 метров. Сергей Мамчик, 02.08.2019 

Данная статья, в том числе, не запрещает строительство и эксплуатацию буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод глубиной более 20 м, а ограничивает строительство и эксплуатацию таких скважин без    предоставления горного отвода.

Данная норма направлена на упорядочение бурения скважин, предназначенных для добычи подземных вод, в том числе организациями (недропользователями), имеющими на своей территории систему централизованного водоснабжения. 
 

 Статья 23

Замена в статье 23 Кодекса Республики Беларусь о недрах наименования «песчано-гравийно-валунный материал» на «валунно-гравийно-песчаная смесь» не в полной мере решает проблему точного наименования полезного ископаемого при утверждении его запасов. Точное наименование подобного полезного ископаемого зависит от соотношения песка, гравия и валунов, которое может быть разным. Предлагается дать исчерпывающий перечень возможных вариантов указанной группы полезных ископаемых под общим наименованием «валунно-гравийно-песчаная смесь». Сергей Мамчик, 02.08.2019 15:46 

При необходимости, с учетом практики применения, наименованию полезного ископаемого (валунно-гравийно-песчаная смесь) может быть дана более подробная классификация (песчано-гравийная смесь, гравийно-песчаная смесь) в техническом нормативном правовом акте 

 

Подпункт 1.1 пункта 1 статьи 29

Дополнение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 29 словами «, в том числе, связанного со строительством проектируемых буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод» не совсем корректно, поскольку проектирование предшествует строительству. Возможно, разработчики имели в виду не проектируемые, а запроектированные скважины? Сергей Мамчик, 02.08.2019 15:47

 

«, в том числе, связанного со строительством буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод» 

 

Предложение о дополнении статьи 29 Кодекса Республики Беларусь о недрах нормой, определяющей порядок продления срока пользования недрами для геологического изучения недр в границах предоставленного геологического отвода, не в полной мере продумано. Во-первых, геологическое изучение недр проводится не только на основании акта, удостоверяющего геологический отвод, но и на основании свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, в отношении которого порядок продления в законопроекте не прописан. Во-вторых, сроки пользования недрами ограничиваются с целью стимулирования пользования недрами. Если недропользователь их нарушает, то должны быть объективные, не зависящие от недропользователя обстоятельства, которые могли быть причинами для этого нарушения. Предлагается установить критерии, когда продление сроков пользования недрами возможно, а также сделать оговорку, что продление возможно только один раз. Также не понятно, зачем вводить норму о продлении срока пользования недрами, если предлагаемый порядок продления идентичен порядку получения нового геологического отвода. Сергей Мамчик, 02.08.2019 16:00

В настоящее время порядок продления сроком пользования недрами для геологического изучения недр законодательством не урегулирован. При нарушении недропользователем условий пользования недрами прекращается право пользования недрами.

Предложение о продлении срока пользования недрами для геологического изучения недр в границах предоставленного геологического отвода не более 1 раза будет являться ущемлением его прав.

 

Пункт 4 статьи 30

Предложение о вводе в статье 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах запрета на территориях населенных пунктов пользования недрами, связанное с добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, некорректно, поскольку из такой формулировки вытекает запрет на бурение и эксплуатацию скважин для добычи подземных вод для обеспечения населенных пунктов водами хозяйственно-питьевого назначения из подземных источников. Сергей Мамчик, 02.08.2019 16:10

 

      «На территориях населенных пунктов запрещается: пользование недрами, связанное с добычей твердых полезных ископаемых и углеводородов;
использование иных ресурсов недр, если такой запрет установлен законодательными актами.».

 Статья 481

Предлагаемое дополнение Кодекса Республики Беларусь о недрах статьей об урегулировании вопроса передачи месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин в пробную эксплуатацию отражает сложившуюся в республике практику передачи выявленных государственным предприятием «НПЦ по геологии» вновь открытых залежей РУП «ПО «Беларусьнефть», а точнее продуктивных скважин для проведения дальнейших геологоразведочных работ и эксплуатации. При этом следует отметить, что ранее РУП «Белгеология», правоприемником которого является государственное предприятие «НПЦ по геологии», самостоятельно осуществляло пробную эксплуатацию. Пробная эксплуатация месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин – это не самостоятельный вид деятельности, а один из методов определения технологических параметров разработки месторождения (залежи) в ходе его геологического изучения – разведки. Кроме того, пробная эксплуатация позволяет решать и другие задачи на этапе разведки месторождения, перечисленные в пункте 1 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь о недрах. На основании изложенного следует либо изменить наименование процедуры (передача не в пробную эксплуатацию, а для дальнейшего геологического изучения недр и разработки месторождения (залежи), предусмотрев одновременно необходимость получения геологического и (или) горного отвода, либо дополнительно урегулировать порядок дальнейшего геологического изучения с определением обязанностей по представлению геологической информации для ее государственной экспертизы после завершения разведочных работ. Кроме того, следует откорректировать текст предлагаемой статьи. Например, по тексту статьи некорректно используется сочетание «недропользователь, осуществивший геологическое изучение недр». Но ведь процесс геологического изучения недр при передаче еще не завершен. Недропользователь, о котором упоминается в статье, – это организация, которая выявила месторождение (залежь) и выполнила в соответствии с утвержденной стадийностью этап поисково-оценочных работ, за которым следует разведка. Сергей Мамчик, 02.08.2019 16:17

 

По тексту статьи «недропользователь, осуществивший геологическое изучение недр – поисково-оценочные работы». 

 Статья 50

Проектом Закона «Об изменении кодексов» вносятся ряд уточняющих изменений в порядок проведения государственной экспертизы геологической информации, установленный статьей 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Вместе с тем, несмотря на довольно продолжительную процедуру, включающую несколько этапов: рассмотрение материалов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, работу экспертов, подготовку заключения, проведение заседания РКЗ, утверждение заключения, подготовку Минприроды приказа об утверждении запасов полезных ископаемых, проектом Закона не вносится никаких упрощений. А ведь по факту промежуток времени от сдачи материалов на экспертизу до утверждения запасов полезного ископаемого приказом Минприроды проходит от 2 месяцев и более. С целью упрощения процедуры проведения государственной экспертизы геологической информации представляется возможным исключить подготовку Минприроды приказа об утверждении запасов, поскольку заключение РКЗ содержит исчерпывающий объем информации, а приказ Минприроды по сути ее дублирует. Представляется целесообразным разработать и утвердить единую форму заключения и требования к его содержанию, а Минприроды уполномочить на утверждение этого заключения. Кроме того, в пункте 4 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что государственная экспертиза геологической информации проводится Республиканской комиссией по запасам полезных ископаемых. Это не совсем верно, поскольку экспертиза включает несколько этапов. Основной объем работы приходится на изучение материалов и подготовку экспертных заключений независимыми специалистами – экспертами, а функции РКЗ сводятся к заслушиванию представителей организации, осуществившей геологическое изучение недр, ознакомлению с заключениями экспертов и принятие итогового заключения государственной экспертизы геологической информации. Также неясно, почему работникам организации Минприроды, уполномоченной на организацию проведения экспертизы, запрещается выступать в качестве экспертов? Может, в будущем будет оптимальным не привлекать экспертов со стороны, которые в большинстве случаев оказываются пенсионерами, а набрать в штат уполномоченной организации специалистов для выполнения этих работ. Сергей Мамчик, 02.08.2019 19:24

Подготовка приказа Минприроды осуществляется не только в целях утверждения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр или их списания. Приказ является основанием для постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр или списания их с государственного баланса и включения в государственный кадастр недр участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В целях прозрачности проведения государственной экспертизы геологической информации устанавливаются ограничения в отношении экспертов, привлекающихся для рассмотрения представляемых на экспертизу материалов. Данная практика заимствована из законодательства Российской Федерации, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение», в котором предусмотрено, что в экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.

Стоит обратить внимание, что согласно данному постановлению срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 90 дней.

Также данным постановлением предусмотрены случаи продления срока проведения государственной экспертизы.
 

 Статья 55

Исключение организаций, добывающих жидкие и газообразные углеводороды, из числа недропользователей, которые обязаны разрабатывать и представлять на согласование ежегодный план горных работ, учитывая, что единственным таким недропользователем на территории Республики Беларусь является государственная организация – РУП «ПО «Белоруснефть», имеющая один из самых высоких высокий коэффициентов извлечения углеводородов и огромный опыт проведения геологоразведочных и добычных работ, на первый взгляд выглядит вполне оправдано. Вместе с тем ряд перспективных участков и месторождения углеводородов предлагается для передачи в концессию. То есть в ближайшем будущем появятся иные недропользователи. Соответственно, представляется целесообразным сохранить требования о разработке и согласовании ежегодных планов развития горных работ в отношении месторождений углеводородов, упорядочив требования к ним на основании опыта соседних государств. Так, в Российской Федерации Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 814. Требования к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 сентября 2017 г. № 401. При этом в Российской Федерации, в отличие от Республики Беларусь, действует Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию, которая осуществляет согласование проектов пробной эксплуатации, технологических схем опытно-промышленной разработки, технологических схем разработки, технологических проектов разработки месторождений углеводородов, а также изменений, вносимых в них. Сергей Мамчик, 02.08.2019 19:38

       В период с 2014 по 2019 год, когда перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 44, был дополнен такими объектами, как Познякевичская площадь (структура) и Акуличская площадь (структура), не состоялось ни одного конкурса по выбору концессионера для заключения с ним концессионного договора.

Кроме того, данные объекты предлагаются для передачи в концессию в целях оказания услуг (выполнения работ) с предоставлением концессионеру приоритета на заключение с Республикой Беларусь полного концессионного договора в случае выявления месторождений полезных ископаемых.

 

  Пункт 4 статьи 58

Дополнение пункта 4 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах положением о том, что эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод в иных целях, кроме централизованной системы питьевого водоснабжения, осуществляется без утверждения запасов пресных подземных вод, целесообразно уточнить в части ограничения величины водоотбора, при котором утверждение запасов не обязательно. Исходя из предлагаемой редакции, без утверждения запасов могут добываться подземные воды технического назначения для крупных промышленных предприятий и производств. При этом на водоносный горизонт может оказываться значительное влияние вплоть до истощения запасов. Кроме того, нуждается в корректировке первая часть пункта 4 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Согласно действующей редакции утверждение о том, что эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод для централизованной системы питьевого водоснабжения и минеральных подземных вод, осуществляется только при наличии утвержденных запасов подземных вод, трактуется как разрешение не утверждать запасы по одиночным скважинам для добычи пресных подземных вод. При этом исключения в части отсутствия требования по утверждению запасов для отдельных категорий скважин целесообразно увязывать с величиной водоотбора, как это регламентируется в Российской Федерации. Во избежание противоречия с требованиями статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах целесообразно дополнить пункт 1 этой статьи ссылкой о том, что государственная экспертиза геологической информации в отношении подземных вод проводится с учетом требований статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Сергей Мамчик, 02.08.2019 19:45 

 

Часть вторая пункта 4 статьи 58 изложена в новой редакции: «Эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод в иных целях, кроме централизованной системы питьевого водоснабжения, осуществляется без утверждения запасов пресных подземных вод при условии их добычи в объеме не более пяти кубических метров в сутки». 

 Пункт 3 статьи 77

Предлагаемая редакция пункта 3 статьи 77 Кодекса Республики Беларусь о недрах в части изменения формулировок не несет принципиально ничего нового. В то же время согласно новой редакции существенно сокращается перечень объектов, подлежащих учету в Государственном кадастре недр. В первую очередь, предлагается исключить проявления общераспространенных полезных ископаемых. С этим нельзя согласиться, поскольку проявления общераспространенных полезных ископаемых являются результатом регионального геологического изучения недр, в том числе на проводимых в настоящее время геолого-съемочных работах в районе Гомеля и Добруша, и основой для планирования поисково-оценочных работ. При проведении в 2011–2015 годах геологической съемки в районе строящейся атомной электростанции были выявлены новые площади для проведения дальнейших геологоразведочных работ на пески и песчано-гравийные смеси. Следует также отметить, что учет прогнозных площадей, перспективных на выявление общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется территориальными фондами даже в такой богатейшей минеральным сырьем стране, как Российская Федерация. Кроме того, исключаются проявления углеводородов. Также как не предусматривается ведение учета перспективных нефтегазоносных структур и площадей. Если таковых нет в кадастре, как тогда они появляются в перечне объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь? И зачем в Государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016–2020 годы была поставлена задача по приросту ресурсов нефти категории D0? Предыдущая редакция пункта позволяла организовать учет перспективных площадей на углеводороды. Можно было только ограничиться уточнением нормы, дав соответствующее определение перспективной структуры (площади) на углеводородное сырье. В Российской Федерации этот вопрос давно рассмотрен. Приказом Минприроды Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 526 определен новый порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, согласно которому учету подлежат перспективные структуры и объекты на углеводородное сырье. В 2019 г. в Росгеолфонде разработаны макет паспорта на перспективные структуры и объекты по углеводородному сырью и методическое руководство по составлению этого паспорта, ведется разработка программных средств для ведения электронной базы данных паспортов. Сергей Мамчик, 02.08.2019 21:13

 

      Пункт 3 добавлен подпунктом 3.5 следующего содержания:
«3.5. структуры, перспективные для постановки работ по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр»

 Статьи 46, 51

В соответствии с проектом Закона «Об изменении кодексов» предлагается ряд уточняющих изменений и дополнений с учетом практики применения по вопросам регулирования проведения геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых исходя из проблемных вопросов, с которыми непосредственно сталкивались разработчики указанного проекта закона. Вместе с тем не нашли урегулирования в Кодексе Республики Беларусь о недрах и другие вопросы:

1. доразведка месторождения на глубину и на флангах месторождения – в настоящее время организации с целью продления срока эксплуатации горного предприятия проводят геологическое изучение недр на прилегающих к горному отводу участках, классифицируя эти работы как доразведку месторождения на глубину и на флангах разведанного и разрабатываемого месторождения. Вместе с тем в подпункте 5.3 пункта 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах эти случаи не предусмотрены;

2. регулирование пробной эксплуатации залежей твердых полезных ископаемых на этапе разведки месторождений – при предоставлении геологических отводов для проведения поисков и разведки янтаря местные органы власти и природоохранные службы столкнулись с рядом неурегулированных вопросов, в том числе проведения пробной эксплуатации на землях сельскохозяйственного назначения, состава проектной документации, проведения ее экологической и геологической экспертиз;

3. уточнение перечня маркшейдерской документации, которую согласно пункту 3 статьи 60 обязаны вести недропользователи, – в указанном перечне нет ни одного маркшейдерского документа, который по факту составляет маркшейдерской служба горнодобывающего предприятия;

4. учет особенностей геологического изучения недр в отношении месторождений углеводородов и подземных вод при определении стадийности геологического изучения недр в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах;

5. возможность совмещения отдельных стадий в одном проекте по геологическому изучению недр – на практике геологи для ускорения проведения работ по оценке и разведке месторождений отдельных видов полезных ископаемых проводят их рамках одного проекта, вместе с тем согласно определенной в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах стадийности такая возможность не предусмотрена;

6. экспертиза геологической информации по результатам регионального изучения недр, а также поисков и оценки полезных ископаемых – в настоящее время вопрос о том, кто должен рассматривать результаты указанных видов работ, их соответствие техническим требованиям и проектной документации никак не урегулирован. В Российской Федерации результаты регионального изучения недр рассматриваются на Научно-техническом совете по картированию при Всероссийском геологическом институте им. А.П.Карпинского;

7. порядок передачи месторождения при смене права пользования недрами (смене недропользователя);

8. урегулирование вопроса необходимости проведения торгов на предоставление горного отвода – в соответствии с пунктом статьи 33 Кодекса Республики Беларусь о недрах в случае, если на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя, решение о предоставлении горного отвода принимается по результатам проводимых торгов. Следует отметить, что указанная норма не работает. В республике торги на право предоставления горного отвода не проводятся. Кроме того, исходя из процедуры предоставления горного отвода зафиксировать факт того, что на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя, не представляется возможным. Возможны варианты урегулирования этого вопроса несколькими способами: 1) ввести обязательность торгов по инициативе местных органов власти или при обращении недропользователя; 2) предусмотреть информирование общественности о том, что поступили документы на предоставление горного отвода и установить срок, до которого может быть подана заявка от другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, если поступит хотя бы одна дополнительная заявка, то следует проводить торги; 3) отказаться от предоставления горных отводов на основании торгов и осуществлять предоставление горного отвода по принципу «кто первый обратился, тот и получил»;

9. устранение несогласованности по вопросу проведения экономической оценки месторождений полезных ископаемых. Так в соответствии со статьей 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах разработка кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр работы по геолого-экономической оценке месторождения и обеспечению его комплексной разработки, перечисленных как отдельные виды работ по геологическому изучению недр. В статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что при геологическом изучении недр проводятся геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения. В статье 53 этого законодательного акта в составе документов для получения статуса первооткрывателей месторождения предоставляют: копию документа о геолого-экономической и стоимостной оценках месторождения; технико-экономическое обоснование разработки месторождения. При этом ни стоимостная оценка месторождения, ни технико-экономическое обоснование разработки месторождения не упоминаются в статье 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах. По факту же в ходе работ по геологическому изучению недр составляется не технико-экономическое обоснование разработки месторождения, а технико-экономическое обоснование разведочных кондиций полезных ископаемых, и то не во всех случаях. Для средних и малых по величине запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых ТЭО кондиций не разрабатывается, хотя никаких исключений в Кодексе Республики Беларусь о недрах не предусмотрено. Согласно статье 47 Кодекса Республики Беларусь о недрах разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр разрабатываются по результатам разных стадий разведки полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и геолого-экономической оценки месторождения. В то же время постоянные разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр согласно этой же статье разрабатываются в целях геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения для принятия решения о целесообразности его разработки. Эксплуатационные кондиции полезных ископаемых применяются для проведения геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения. При этом согласно статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах и технико-экономические обоснования кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, и материалы по геолого-экономической оценке месторождения подлежат государственной экспертизе геологической информации. Что первично, что вторично – неясно. Согласно статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения проводятся при геологическом изучении недр и постановке на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в целях определения промышленной ценности месторождения и наиболее эффективных и безопасных способов его разработки. По факту со времени установления этой нормы ни одного случая стоимостной оценки не зафиксировано;

10. Устранение несогласованности по вопросам передачи месторождений в разработку. Во-первых, согласно статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах передаче в разработку подлежат месторождения, запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по которым утверждены и которые признаны подготовленными для разработки. В тоже время, как правило, передается не все месторождение, а его часть. О возможности признания подготовленной к промышленному освоению только части месторождения указано в статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Но в статье 52 этого законодательного акта речь идет обо всем месторождении. Что делать с ликвидацией и передачей скважин, керном скважин, которые находятся за пределом горного отвода? Во-вторых, требования, изложенные в пункте 2 статьи 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах, определены как требования по подготовленности разведанного месторождения для разработки. Это не совсем удачно, поскольку согласно статье 50 этого законодательного акта в протоколе государственной экспертизы геологической информации должны содержаться заключения о степени подготовленности месторождения (его части) для разработки. Таким образом, и в статье 50, и в статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах речь идет об определении подготовленности месторождения к разработке. Разница только в том, что в статье 52 говорится про разведанное месторождение, в пункте 7 статьи 50 – просто про месторождение. Но согласно пункту 2 статьи 50 для проведения государственной экспертизы представляются материалы подсчета запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по разведанному месторождению. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах подготовка месторождения для разработки вместе с разведкой месторождения составляют единый этап геологического изучения недр. Согласно этому же пункту детальная разведка проводится в целях подготовки месторождения для разработки. Согласно пункту 1 статьи 65 Кодекса Республики Беларусь о недрах одним из требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке. То есть, выходит, что подготовка месторождения к разработке также включает проведение горных работ? Таким образом, что представляет собой подготовка месторождения к разработке, ни в статье 46, ни в других статьях Кодекса Республики Беларусь о недрах не раскрыто;

11. Устранение несогласованности по вопросу проведения геологического изучения недр в пределах горного отвода – согласно статье 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователи имеют право проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленных им горных отводов. Но согласно статье 45 Кодекса Республики Беларусь о недрах для геологического изучения недр, за исключением проведения эксплуатационной разведки в границах предоставленного горного отвода, необходимо наличие у недропользователя акта, удостоверяющего геологический отвод. Вместе с тем недропользователи на основании акта о предоставлении пределах горного отвода, руководствуясь статьей 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах, проявляют заинтересованность в проведении доразведки и других видов геологического изучения недр. Предлагается в статье 14 четко конкретизировать те виды геологического изучения недр, которые вправе проводить недропользователи в пределах горного отвода;

12. Комплектование государственного геологического фонда материалами геологического изучения недр, выполненного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь за рубежом. Сергей Мамчик, 02.08.2019 21:45

Согласно пункту 7 статьи 46 Кодекса о недрах состав работ по геологическому изучению недр по этапам и стадиям, порядок их проведения, требования по составлению отчетов по результатам работ по геологическому изучению недр устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом, совмещение этапов и стадий должно содержаться в НПА Минприроды о порядке проведения геологического изучения недр на различные виды полезных ископаемых.

Работы по стоимостной оценке месторождения, а также работы по разработке ТЭО разработки месторождения не относятся к работам по геологическому изучению недр, поэтому в статью 49 не включены.

Конкретизировать статью 14 в части  указания видов геологического изучения недр считаем нецелесообразным.

Закреплять в Кодексе норму о необходимости представления недропользователями в государственный геологический фонд Республики Беларусь материалов геологического изучения недр, проведенного в иностранных государствах, неправомерно. Геологическая информация является собственностью либо этих государств, либо лиц, в собственности которых находятся участки недр в соответствии с законодательством.

 

 Статья 23

 Предлагаю исключить сапропель из общераспространенных полезных ископаемых, т.к. существующее законодательство не позволяет организовать его добычу. Зенон Бальцевич, 05.08.2019 8:22 

Подходы к добыче сапропеля аналогичны к добыче иных полезных ископаемых.

В настоящее время в республике на государственном балансе запасов сапропеля числятся 94 месторождения, из которых 13 разрабатываются. Данное обстоятельство позволяет судить о том, что действующее законодательство позволяет осуществлять его добычу.

 

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».