/ / Новости PRAVO.BY
08.04.2019

Профессионально об актуальном: Правила государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности изменились

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 29 января 2019 г.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 04.01.2019 № 7 (далее – постановление № 7) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г. № 640 (далее – Инструкция). Рассмотрим основные изменения.

Напомним, что Инструкция распространяется на банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – НКФО), которые в целях настоящей Инструкции именуются банками, если Инструкцией не установлены особенности для НКФО.

Требования к учредителям, акционерам и иным бенефициарным собственникам

Уточнены требования, предъявляемые к учредителям и иным бенефициарным собственникам банка, которые в будущем будут владеть акциями банка в размере, равном либо превышающем пять процентов.

В частности, для организаций-резидентов добавлено новое требование: не быть включенным в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Требование об осуществлении деятельности в течение не менее трех лет распространяется теперь не только в отношении организации-учредителя, но также и организации, обратившейся в Национальный банк за получением разрешения на приобретение акций банка.

Одновременно с этим исключено аналогичное требование в отношении действующих акционеров, иных бенефициарных собственников банка, владеющих акциями банка, в размере, равном либо превышающем пять процентов.

Также акционеры, являющиеся организациями, которые владеют акциями банка в размере, равном либо превышающем пять процентов, должны иметь прибыль по итогам осуществления своей деятельности за последний отчетный год (в прежней редакции – за последние три года).

Уточнен порядок представления в Национальный банк документов, подтверждающих соответствие бенефициарных собственников, включая учредителей и акционеров, которые владеют или будут владеть акциями банка, НКФО в размере, равном либо превышающем пять процентов, требованиям, установленным Инструкцией. Теперь документы представляются в Национальный банк непосредственно банками, НКФО, а в отдельных случаях – заявителями. К таким случаям относятся:

  • получение разрешения Национального банка на приобретение в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, в том числе акционером банка, либо группой физических и (или) юридических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, пяти и более процентов акций в уставном фонде банка, а также на все последующие приобретения указанными лицами акций банка;
  • получение разрешения Национального банка на отчуждение банком и (или) акционером-резидентом акций банка в пользу нерезидентов и (или) увеличение уставного фонда банка за счет средств нерезидентов;
  • внесение изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, в целях получения права на осуществление банковских операций.

Кроме того, разъяснено, что представление названных документов не требуется в случае наличия в Национальном банке соответствующей информации, полученной при осуществлении банковского надзора.

Порядок государственной регистрации создаваемых банков

Перечень документов, подтверждающих формирование уставного фонда банка в полном объеме, не претерпел существенных изменений.

В то же время исключена расшифровка единственно возможных форм документов, подтверждающих наличие у учредителя вещного права на имущество, вносимое в качестве вклада в неденежной форме в уставный фонд банка (в прежней редакции перечень ограничивался договором купли-продажи и справкой, выданной территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).

Также теперь в общий пакет включены копии любых документов, подтверждающих внесение денежных вкладов в уставный фонд банка по каждому лицу (ранее – только платежных документов).

Уточнен порядок действий Национального банка после принятия решения о государственной регистрации банка.

Так, теперь на основании указанного решения на титульном листе устава банка ставится штамп установленного образца, свидетельствующий о проведении государственной регистрации. Один экземпляр зарегистрированного устава передается в банк, другой хранится в Национальном банке (в прежней редакции на титульном листе устава также проставлялась подпись начальника структурного подразделения центрального аппарата Национального банка, осуществляющего банковский надзор, либо его заместителя).

Исключена обязанность Национального банка на основании решения о государственной регистрации банка в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации банка выдачи учредителям банка либо уполномоченному лицу свидетельства о государственной регистрации банка, а также иных документов, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь.

Информация о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка) и его наименовании размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет (прежняя редакция Инструкции возлагала такую обязанность на структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор).

Государственная регистрация изменений и дополнений в устав банка

Как и в случае с государственной регистрацией создаваемых банков:

  • перечень документов, подтверждающих наличие у акционера банка и (или) иных лиц вещного права на имущество, вносимое в качестве вклада в неденежной форме в уставный фонд банка, не ограничивается теперь договором купли-продажи и справкой, выданной территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • в пакет включены копии любых документов, подтверждающих внесение денежных вкладов в уставный фонд банка по каждому лицу.

Уточнено, что до принятия решения о государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав банка, касающихся изменения места нахождения банка (места нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), Национальный банк осуществляет мероприятия, позволяющие установить наличие (ранее – проводит проверку наличия) у банка определенных законодательством Республики Беларусь технических возможностей для осуществления банковских операций по новому месту нахождения, право размещения по которому подтверждено соответствующим документом.

Конкретизирован порядок увеличения уставного фонда банка, в том числе определен максимальный срок действия аудиторского заключения о наличии собственных источников. Так, на увеличение уставного фонда могут быть направлены только собственные средства акционеров банка, иных лиц и (или) источники собственных средств банка, которые не были использованы и наличие которых подтверждено аудиторским заключением на дату не позднее трех месяцев до даты представления аудиторского заключения в Национальный банк.

При этом, как и прежде, при направлении на увеличение уставного фонда нераспределенной прибыли прошлых лет и фондов, созданных за счет прибыли, новый размер уставного фонда банка не должен превышать величину его чистых активов (нормативного капитала, рассчитанного в порядке, установленном банковским законодательством).

Порядок действий Национального банка в случае принятия решения о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав банка, унифицирован с аналогичным порядком при государственной регистрации создаваемого банка.

Получение разрешения на приобретение акций банка

Некоторые уточнения коснулись аудиторского заключения, представляемого приобретателями акций в Национальный банк в пакете документов для получения разрешения на приобретение в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или получение в доверительное управление пяти и более процентов акций в уставном фонде банка, а также на все последующие приобретения указанными лицами акций банка.

Теперь приобретатель акций должен представить общее аудиторское заключение, подтверждающее на дату не позднее трех месяцев до даты его представления в Национальный банк наличие у приобретателя акций собственных средств для приобретения акций банка, и (или) иные документы, подтверждающие наличие у приобретателя акций вещного права на имущество и достоверность оценки стоимости имущества, за счет которого приобретаются акции банка (ранее для приобретения акций за счет денежных средств требовалось отдельное аудиторское заключение, а для приобретения акций за счет имущества – другое аудиторское заключение и (или) иные подтверждающие документы).

Аналогичная норма установлена и в отношении приобретателей акций – нерезидентов.

Представительство иностранного банка

Прежняя редакция Инструкции предписывала структурному подразделению центрального аппарата Национального банка, осуществляющему банковский надзор, по результатам рассмотрения представленных документов подготовить заключение о возможности открытия представительства иностранного банка на территории Республики Беларусь. Теперь такая норма исключена.

Решение об открытии либо отказе в открытии принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления требуемых документов.

Национальный банк на основании принятого решения выдает разрешение на открытие представительства иностранного банка в день представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь. Разрешение на открытие представительства иностранного банка действует со дня принятия Национальным банком решения об открытии представительства иностранного банка.

Информация о представительстве иностранного банка размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.

Добавлены требования к представительству иностранного банка, которое теперь:

  • в течение месяца с даты выдачи разрешения на его открытие направляет в Национальный банк письменную информацию о штатном расписании, контактную информацию, а также информацию о постановке иностранного банка на учет в налоговых и иных органах (организациях) Республики Беларусь;
  • в течение месяца с даты изменения полного наименования иностранного банка обращается в Национальный банк для замены разрешения на открытие представительства и представляет документы, предусмотренные Инструкцией, а также оригинал разрешения на открытие представительства (разрешения на продление срока действия разрешения на открытие представительства);
  • в течение месяца с даты изменения местонахождения представительства представляет в Национальный банк уведомление об изменении местонахождения представительства, изменение в положение о представительстве, утвержденное иностранным банком, а также документ, подтверждающий право на размещение представительства по новому месту нахождения;
  • один раз в год (с 1 января по 1 марта) представляет в Национальный банк письменный отчет о деятельности представительства, в который включаются сведения о местонахождении, штатном расписании, количестве иностранных граждан – работников данного представительства (включая руководителя), контактная информация этого представительства, сведения об учетном номере плательщика, открытых представительством счетах, осуществляемых представительством программах деятельности, сроках и ресурсах для их реализации, а также описание деятельности представительства за истекший период;
  • в течение 10 рабочих дней с даты истечения срока действия доверенности на руководителя представительства либо с даты назначения нового руководителя представительства представляет в Национальный банк новую нотариально удостоверенную доверенность на руководителя представительства.

Также упорядочены процедуры, связанные с продлением срока деятельности и закрытием представительства иностранного банка.

Срок деятельности представительства продлевается решением заместителя Председателя Правления Национального банка по ходатайству иностранного банка при условии его обращения в Национальный банк не позднее одного месяца до истечения срока действия решения об открытии представительства иностранного банка.

Решение о продлении срока деятельности принимается в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи соответствующего ходатайства. При непредставлении ходатайства в установленный срок Национальный банк по истечении срока деятельности представительства иностранного банка уведомляет иностранный банк о закрытии представительства.

Информация о закрытии представительства иностранного банка размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.

Новая редакция Инструкции также предписывает иностранному банку в месячный срок со дня принятия изменений и (или) дополнений в положение о представительстве представить в Национальный банк положение о представительстве с внесенными в него изменениями и (или) дополнениями.

Порядок выдачи лицензии

Как и ранее, до принятия решения о выдаче банку лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, Национальный банк осуществляет оценку банка на предмет его соответствия лицензионным требованиям, установленным статьей 94 Банковского кодекса Республики Беларусь.

По результатам оценки членам Правления Национального банка представляется пояснительная записка (ранее уточнялось, что такую пояснительную записку готовит структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющего банковский надзор). Вместе с тем новая редакция Инструкции не содержит прежнего требования о включении в текст пояснительной записки выводов о соответствии:

  • банка требованиям, предъявляемым к наличию нормативного капитала в размере, установленном Национальным банком;
  • состава совета директоров (наблюдательного совета) банка требованиям, установленным Национальным банком;
  • членов совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителя государства, членов коллегиального исполнительного органа (в случае его образования), а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;
  • банка установленным законодательством Республики Беларусь требованиям к техническим возможностям для осуществления банковских операций;
  • организационной структуры банка требованиям, установленным Банковским кодексом Республики Беларусь.

Изменился один из критериев оценки прозрачности структуры собственности банка. Теперь при оценке наличия и значительности доли бенефициарных собственников банка во внимание принимаются только те из них, акции (доли) которых выпущены с использованием депозитарных расписок в объеме, превышающем 25 процентов от общего количества (ранее указанный минимальный порог не применялся).

По-новому изложены критерии анализа устойчивости финансового положения банка, в состав которых входят:

  • достаточность и структура нормативного капитала банка;
  • структура и качество активов банка;
  • эффективность деятельности банка;
  • состояние ликвидности банка;
  • уровень принимаемых рисков и качество корпоративного управления банком;
  • соблюдение иных нормативов безопасного функционирования банком.

Исключены излишние разъяснения сути каждого критерия.

Ведение реестра лицензий, размещаемого на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном статьей 93 Банковского кодекса Республики Беларусь (ранее обязанность по ведению реестра возлагалась на структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющего банковский надзор).

Ликвидация банка

В новой редакции Инструкции исключены норма получения письменного согласия Национального банка в случае ликвидации банка по инициативе его участников либо органа банка, уполномоченного уставом, а также перечень документов, которые ранее представлялись в Национальный банк (ходатайство о получении согласия с указанием причин, повлекших необходимость ликвидации банка, решение участников банка либо органа банка, уполномоченного уставом, о его ликвидации).

Также исключен порядок действий Правления Национального банка при вынесении решения о предоставлении согласия.

Уточнена обязанность банка о предоставлении в Национальный банк в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров банка сведений о создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), назначении председателя ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации банка.

Детализированы процедуры взаимодействия ликвидируемого банка и Национального банка.

Так, для принятия Национальным банком решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении банка из этого регистра ликвидационная комиссия (ликвидатор) среди прочего представляет в Национальный банк:

  • заявление установленной формы с просьбой принять решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении банка из этого регистра (ранее – печати банка либо заявление участников банка об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате); форма заявления принята в виде отдельного приложения к Инструкции;
  • аудиторское заключение и отчет (в случае заключения банком договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности банка при его ликвидации) (в прежней редакции отсутствовало).

Также добавлено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) банка прекращает свою деятельность не ранее даты принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении банка из этого регистра.

Сведения о ликвидации банка размещаются на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет (ранее данная обязанность возлагалась на структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, осуществляющего банковский надзор).

Постановление № 7 вступило в силу 23 января 2019 г.

Дудкин А.Б.,
советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!