/ / Новости PRAVO.BY
04.04.2019

Профессионально об актуальном. Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: основные изменения в главу 43 Гражданского кодекса

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»: обзор основных изменений в главу 43 «Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)» Гражданского кодекса Республики Беларусь

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга) не является новым для Республики Беларусь. Правовое регулирование названного договора осуществляется Банковским кодексом Республики Беларусь, главой 43 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ), а до недавнего времени также применялся пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2015 г. № 471 «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)» (13 февраля 2019 г. утратил силу).

В настоящее время основные проблемные вопросы практики применения договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга) связаны с определением соотношения данного договора и договора уступки требования, а также с ограничением субъектного состава рассматриваемого договора.

Так, исходя из статьи 14 и главы 19 Банковского кодекса Республики Беларусь, статьи 772 ГК РБ уступка требования с дисконтом, т.е. скидкой к цене требования, охватывается правовой конструкцией такой банковской операции, как финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

Данной позиции еще с 2001 года придерживается судебная практика, основываясь на примере рассмотрения конкретного судебного дела, приведенного в обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга, одобренном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 апреля 2001 г. № 7 «Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга».

Подпунктом 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств» определено, что при совершении сделок, предусматривающих уступку кредитором требования по кредитному договору другому лицу, допускается наличие разницы между суммой денежного обязательства должника и суммой встречного удовлетворения, предоставляемого первоначальному кредитору новым кредитором. На такие сделки не распространяются требования законодательства, регулирующего финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

Таким образом, на практике факторинг рассматривается как частный случай уступки требования. При этом, поскольку в соответствии с вышеназванными законодательными актами в качестве фактора может выступать только банк или небанковская кредитно-финансовая организация, иные субъекты не вправе приобретать денежное требование к должнику с дисконтом. В противном случае договор будет признан ничтожным.

В Российской Федерации до 26 апреля 2009 года в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могли заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. С названной даты в качестве финансового агента договоры факторинга могут заключать любые коммерческие организации (статья 825 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания главы 37 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования может выступать любое лицо.

По информации Национального банка Республики Беларусь в последнее время рассматривается вопрос о целесообразности присоединения Республики Беларусь к Конвенции международного института по унификации частного права «О международном факторинге» от 28 мая 1988 года в связи с необходимостью развития факторинга не как отдельной операции, а как комплекса услуг в соответствии с мировыми тенденциями. При этом из указанной Конвенции не следует, что финансовым агентом в рамках международного факторинга обязательно должен выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация.

В белорусских научно-практических кругах также высказывается мнение о целесообразности снятия ограничения по кругу лиц, способных осуществлять финансирование под уступку денежного требования (факторинг), на законодательном уровне.

Как отмечает А.В.Тарасов, «данная сделка не несет особых рисков ни для ее участников, ни для кредитно-денежной системы страны, чтобы относить ее к банковским операциям и разрешать заключать только банкам или небанковским кредитно-финансовым организациям»1.

Учитывая изложенное, в качестве решения проблем правоприменения проектом Закона предлагается расширить круг потенциальных факторов, установив, что в качестве фактора может выступать любая коммерческая организация, а не только банк или небанковская кредитно-финансовая организация, как это предусмотрено пунктом 2 действующей редакции статьи 772 ГК РБ.

Расширение круга потенциальных факторов с учетом положительного мирового опыта позволит активно вовлечь права (требования) в гражданский (коммерческий) оборот, увеличит количество источников финансирования для реального сектора экономики, будет способствовать развитию бизнеса (особенно малого и среднего) и доступу белорусских субъектов хозяйствования к преимуществам факторинга, к которым относится возможность планирования финансовых потоков, избавление от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования, сокращение объема дебиторской задолженности и т.п.

Одновременно проектом Закона указание на финансирование под уступку денежного требования (факторинг) исключается из числа банковских операций и включается в число иных операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые организации (изменение и дополнение в части первую и четвертую статьи 14 Банковского кодекса Республики Беларусь). При этом соответствующие нормы главы 19 Банковского кодекса Республики Беларусь, регулирующие финансирование под уступку денежного требования (факторинг), исключаются из названного Кодекса и включаются в новую редакцию главы 43 ГК РБ с учетом правоприменительной практики.

Так, проектом Закона уточняется определение договора факторинга и его предмет. Согласно части первой пункта 1 новой редакции статьи 772 и части первой предлагаемой проектом Закона редакции статьи 772-1 ГК РБ по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (сторонам) – кредитору или кредитору и должнику приобрести денежное требование к должнику путем передачи денежных средств кредитору в счет денежных требований к должнику за вознаграждение. Предметом договора факторинга может быть как уже возникшее денежное требование (существующее денежное требование), так и денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее денежное требование).

Помимо этого, классификация договоров факторинга (кроме открытого и скрытого факторинга), предусмотренная в настоящее время частью второй статьи 154 Банковского кодекса Республики Беларусь, исключается как излишняя и не несущая правовой нагрузки.

На практике имели место случаи, когда после получения уведомления об уступке денежного требования фактору по договору факторинга должник осуществлял исполнение денежного требования кредитору без информирования и получения согласия фактора с последующим отказом от исполнения денежного обязательства фактору. В целях усиления мер противодействия недобросовестным должникам и обеспечения соблюдения требований статьи 290 ГК РБ о надлежащем исполнении обязательства в предлагаемой проектом Закона статье 772-2 ГК РБ предусматривается норма о том, что исполнение должником денежного требования кредитору после получения уведомления о его уступке не освобождает должника от исполнения соответствующего обязательства перед фактором.

Кроме того, следует отметить, что субъектами факторинга могут быть резиденты стран – участниц Конвенции международного института по унификации частного права «О международном факторинге», в которой определение так называемого «письменного уведомления» имеет некоторые нюансы. В связи с этим проектом Закона исключается указание на письменную форму уведомления об уступке денежного требования и закрепляется норма о том, что такое уведомление составляется в той же форме, что и договор факторинга, если из законодательства или соглашения сторон не вытекает иное.

Одновременно в целях защиты прав и законных интересов должника проектом Закона предусматривается норма о том, что в случае получения уведомления об уступке денежного требования от фактора должник вправе не исполнять денежное требование фактору до предоставления ему доказательств перехода прав кредитора к этому фактору.


1 Тарасов А.В. Уступка с дисконтом - факторинг? // Промышленно-торговое право. 2013. № 9.

Ю.Я.Римша,
главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
член рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»

Материал предоставлен для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!