/ / Новости PRAVO.BY
08.11.2018

Профессионально об актуальном: О существе ограничения размера доли участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью, путях его установления и порядке принятия решения по данному вопросу

Ян Функ

О существе ограничения размера доли участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), путях его установления и порядке принятия решения по данному вопросу (о практике применения статьи 94 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 2 октября 2018 г.

1. О существе ограничения размера доли участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью). В белорусском праве предусматривается возможность ограничения участника общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) в отношении размера его доли в уставном фонде конкретного общества.

А именно, в силу части третьей ст. 94 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) уставом общества с ограниченной ответственностью (а следовательно, и общества с дополнительной ответственностью) могут быть ограничены:

  • (1) либо максимальный размер доли участника в уставном фонде общества. Иными словами, устав конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) может предусматривать, что ни один участник такого общества не может обладать долей в уставном фонде, например, в размере выше, чем 30 %. Таким образом, будет обеспечена «диверсификация влияния (контроля)» в соответствующем обществе с ограниченной ответственностью (обществе с дополнительной ответственностью) и недопуск превращения конкретного общества в «вотчину одного лица»; и фактическое требование наличия в обществе как минимум 4 участников;
  • (2) либо возможность изменения соотношения долей участника этого общества. Таким образом, например, в уставе конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) может быть предусмотрено, что соотношение долей между тремя участниками такого общества должно быть всегда по 1/3 у каждого. И, таким образом, как не изменялся бы состав участников такого общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) приведенное выше соотношение долей должно соблюдаться всегда. Указанный подход к ограничению обладания долей в уставном фонде определенного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), по нашему мнению, менее целесообразен, по сравнению с ограничением, приведенным в пункте (1) настоящего перечисления, во всяком случае – «менее употребим», по сравнению с «первым ограничением». Однако и рассматриваемое ограничение «может найти себе применение» в случае, если в конкретном обществе с ограниченной ответственностью (обществе с дополнительной ответственностью) необходимо обеспечить баланс интересов участников именно за счет их «равной владельческой силы» и необходимости для принятия и проведения соответствующего решения консенсуса как минимум между двумя участниками в приведенном нами примере.

2. О путях установления ограничения размера доли участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью). При этом в части третьей ст. 94 Закона в отличие от части десятой ст. 70 указанного Закона белорусский законодатель напрямую предусматривает, что указанные выше ограничения могут быть установлены:

  • (а) или при учреждении общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью);
  • (б) или впоследствии по единогласно принятому решению общего собрания участников общества, которое, кстати, может быть изменено или отменено в том же порядке.

3. О порядке принятия решения в конкретном обществе с ограниченной ответственностью (обществе с дополнительной ответственностью) об ограничении размера доли участника в уставном фонде. Относительно порядка принятия решения по внесению в устав конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) интересующего нас ограничения нельзя не отметить, что законодатель указывает именно на единогласно принятое решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), а не на единогласие всех участников общества.

При этом обращаем внимание на то обстоятельство, что белорусский законодатель в Законе различает «единогласие при принятии решения общим собранием участников» и «единогласие всех участников общества». Например, в ст. 109 данного Закона, применительно к решениям по вопросам реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), законодатель указывает на то, что такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно.

В связи с изложенным обстоятельством получается, что для интересующего нас решения нет необходимости в единогласии всех участников конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), а достаточно единогласия лишь всех лиц, присутствующих на общем собрании участников, принимающем решение по рассматриваемому нами вопросу.

И, таким образом, если исходить из приведенного выше кворума общего собрания акционеров, а он является тождественным и для общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), то при наличии на общем собрании участников лиц, обладающих минимальным необходимым количеством голосов для действительности соответствующего общего собрания участников, единогласие данных лиц приведет к принятию интересующего нас решения (минимальный необходимый кворум первого общего собрания участников, если иное (то есть большее количество) не предусмотрено в уставе конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), – более 50 % голосов лиц, имеющих право голоса; минимальный кворум повторного собрания участников (опять же, если больший кворум не установлен уставом) – более 30 % голосов лиц, обладающих правом голоса).

Однако, учитывая то обстоятельство, что часть третья ст. 94 Закона рассматривает интересующие нас ограничения именно как уставные ограничения, то есть ограничения, которые не просто должны быть приняты общим собранием участников конкретного общества, а еще и внесены в устав общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), изложенное в предыдущем абзаце правило должно быть скорректировано исходя из положений части третьей ст. 109 Закона, в силу которой решения по вопросу изменения устава общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего количества голосов участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), если большее число голосов для принятия указанных изменений не предусмотрено Законом и (или) уставом конкретного общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью).

Базируясь на изложенном, необходимо отметить, что для принятия интересующего нас ограничения, по общему правилу, необходимо, чтобы на конкретном общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) присутствовали лица, обладающие не менее чем 2/3 от общего количества голосов участников, и при этом все они проголосовали «за» введение соответствующего ограничения в устав общества.

Функ Я.И.,
доктор юридических наук, профессор,
Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!