/ / Новости PRAVO.BY
01.11.2018

Профессионально об актуальном: Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов Парка высоких технологий в свете Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 26 сентября 2018 г.

Определение и направления деятельности Парка высоких технологий

Парк высоких технологий является частью территории Республики Беларусь общей площадью 55,8 гектара в границах согласно приложению к Декрету Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12) со специальным правовым режимом сроком действия до 1 января 2049 г. (абзац второй пункта 2 Декрета № 12). Несмотря на данное определение, отличительная черта функционирования Парка высоких технологий – экстерриториальный характер его деятельности, то есть лицо, удовлетворяющее предъявляемым требованиям к резиденту Парка высоких технологий, вправе быть зарегистрированным в качестве такового и, следовательно, применять налоговые льготы вне зависимости от того, где на территории Республики Беларусь оно находится. Отметим, что принцип экстерриториальности применительно к Парку высоких технологий закреплен в абзаце первом пункта 1 Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8).

Следует учитывать, что согласно абзацу третьему пункта 2 Декрета № 12 Парк высоких технологий не является свободной (специальной, особой) экономической зоной, соответственно, на Парк высоких технологий не распространяет свое действие законодательство о свободных (специальных, особых) экономических зонах.

Отметим, что по состоянию на 26 сентября 2018 г. из 268 резидентов Парка высоких технологий в Витебске находится 2, по 3 зарегистрировано в Гомеле и Могилеве, 5 – в Гродно, 6 – в Бресте и 249 – в Минске (Поиск по компаниям – резидентам Парка высоких технологий [Электронный ресурс] / Парк высоких технологий. – 2004–2018. – Режим доступа: http://www.park.by/it/enterprises/type-search/. – Дата доступа: 26.09.2018).

Непосредственное управление деятельностью Парка высоких технологий осуществляет администрация Парка высоких технологий (далее – Администрация), которая является республиканским юридическим лицом в форме учреждения (абзац четвертый пункта 2 Декрета № 12, пункт 59 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12 (далее – Положение).

Функции по осуществлению общей координации работы Парка высоких технологий, управления и контроля за его деятельностью возложены на Наблюдательный совет Парка высоких технологий (далее – Наблюдательный совет), персональный состав которого утверждается Президентом Республики Беларусь (пункты 49, 50 Положения). Наблюдательный совет вправе определять требования, которым должны соответствовать юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели для регистрации их в качестве резидентов Парка высоких технологий, а также требования к содержанию предлагаемых ими бизнес-проектов и порядку их реализации в Парке высоких технологий (пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2018 г. № 239 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь»).

Направления деятельности Парка высоких технологий определены в пункте 2 Положения и стали включать в себя:

  • экспорт информационно-коммуникационных технологий и иных новых и высоких технологий, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере новых и высоких технологий;
  • содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций в развитие сферы новых и высоких технологий;
  • разработку и внедрение информационно-коммуникационных и иных новых и высоких технологий в Республике Беларусь;
  • содействие кадровому обеспечению инновационного развития национальной экономики, развитие образования в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность, в том числе содействие развитию системы венчурного финансирования, развитие стартап-движения;
  • другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Виды деятельности, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять в качестве резидентов Парка высоких технологий

Перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять резиденты ПВТ, определен в пункте 3 Положения. Декретом № 8 он был значительно расширен. Теперь этот перечень включает среди прочего виды деятельности, связанные с технологией облачных вычислений; реестром блоков транзакций (блокчейном), цифровыми знаками (токенами) и криптовалютами; Интернетом вещей; космическими технологиями; аутсорсингом бизнес-процессов; оказанием рекламных услуг в сети Интернет. Кроме того, в силу пункта 1 Декрета № 8 резидентам Парка высоких технологий предоставлено право на осуществление в установленном порядке: образовательной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий; деятельности в сфере киберспорта, включая подготовку киберспортивных команд, организацию и проведение соревнований, организацию их трансляций; деятельности в сфере искусственного интеллекта, создания систем беспилотного управления транспортными средствами.

Важно также учитывать норму абзаца седьмого пункта 19 Положения, в соответствии с которой резидент Парка высоких технологий вправе осуществлять указанные в пункте 3 Положения виды деятельности, которые не заявлялись при регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий, только после принятия Наблюдательным советом решения об одобрении нового (дополнительного) бизнес-проекта в порядке, установленном Положением для принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) юридического лица, индивидуального предпринимателя в качестве резидентов Парка высоких технологий. При этом не требуется представлять копии устава или учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В новом (дополнительном) бизнес-проекте указываются один или несколько видов деятельности, конкретные мероприятия по их осуществлению, виды и объемы предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обоснование необходимости их реализации, планируемые результаты финансово-экономической деятельности. Новый (дополнительный) бизнес-проект представляется по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 403 «О некоторых вопросах реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12» (далее – постановление № 403).

Декретом № 8 внесены изменения в пункт 19 Положения, которым определяются некоторые из правомочий резидентов Парка высоких технологий.

Так, расширена сфера осуществления резидентами Парка высоких технологий деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества (его части). Отныне в аренду можно сдавать недвижимое имущество, расположенное как на территории Парка высоких технологий, так и вне его границ (абзац второй пункта 19 Положения).

Расширены возможные цели предоставления резидентами Парка высоких технологий займов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях. Теперь займы могут предоставляться на любые цели, а не только на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, как это было раньше (абзац третий пункта 19 Положения).

Резиденты Парка высоких технологий получили и новые правомочия. В частности, им предоставлено право:

  • создавать юридические лица (в том числе за рубежом), приобретать, отчуждать акции, доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев) в имуществе юридических лиц (в том числе зарегистрированных за рубежом) и иным образом распоряжаться ими, а также получать дивиденды, начисленные участнику (акционеру) по ним (абзац четвертый пункта 19 Положения);
  • получать выручку (доход) от использования любым способом программного обеспечения, разработанного с участием резидента Парка высоких технологий или распространяемого при осуществлении деятельности по изданию программного обеспечения, в том числе от размещения рекламы в таком программном обеспечении, платной подписки на него, оплаты его дополнительных функциональных возможностей, сбора и (или) систематизации данных, осуществляемых вследствие использования программного обеспечения пользователями (абзац пятый пункта 19 Положения);
  • отчуждать бывшее в употреблении имущество (в том числе недвижимое) не раньше чем через 12 месяцев с даты его приобретения (возникновения прав на него) резидентом Парка высоких технологий (абзац восьмой пункта 19 Положения);
  • в рамках отдельной деятельности совершать и (или) исполнять сделки посредством смарт-контрактов, приобретать, получать и перечислять эмитированные резидентами Республики Беларусь электронные деньги, а также электронные деньги, эмитированные нерезидентами Республики Беларусь, без обязательного заключения договора с банком, небанковской кредитно-финансовой организацией Республики Беларусь, распространяющими и (или) погашающими электронные деньги, эмитируемые нерезидентом Республики Беларусь (абзац девятый пункта 19 Положения).

Помимо этого резиденты Парка высоких технологий наделены правомочиями, связанными:

  • с обращением электронных денег, открытием электронных кошельков, а также с открытием и ведением банковских счетов (абзацы десятый–двенадцатый, четырнадцатый пункта 19 Положения);
  • выполнением некоторых валютных операций (абзацы тринадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый пункта 19 Положения).

Отдельно отметим следующее. Декретом № 8 отменена норма абзаца четвертого части третьей пункта 21 Положения, согласно которой резидент Парка высоких технологий мог осуществлять некоторые виды деятельности только при условии, что общая сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за календарный год при осуществлении таких видов деятельности составляет не более 50 % выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) при осуществлении деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, полученной (полученного) за период с 1 января по 31 декабря года, непосредственно предшествующего году, в котором осуществляются такие виды деятельности.

Необходимо учитывать, что в силу пункта 18 Положения резиденты Парка высоких технологий не вправе получать выручку (доход) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставления в пользование имущества и объектов интеллектуальной собственности, возникновение которой (которого) не обусловлено деятельностью (действиями), разрешенной (разрешенными) для осуществления резидентами Парка высоких технологий в соответствии с пунктами 3, 19 Положения.

При нарушении резидентом Парка высоких технологий запрета, установленного в пункте 18 Положения, и (или) несоблюдении одного либо нескольких условий, содержащихся в абзацах втором, третьем пункта 19 Положения (далее – нарушение), Наблюдательный совет по представлению Администрации принимает одно из решений:

  • о лишении статуса резидента Парка высоких технологий с указанием в качестве основания принятого решения допущенного нарушения и года, в котором оно имело место;
  • об утрате резидентом Парка высоких технологий права на льготы с указанием нарушения и года, в котором оно было допущено (часть первая пункта 43 Положения).

С принятием любого из названных решений юридическое лицо или индивидуальный предприниматель утрачивает право на льготы, установленные в пункте 27, части четвертой пункта 28, пунктах 29–31 Положения (в части подоходного налога с физических лиц, которым облагались доходы индивидуального предпринимателя) и подпункте 9.1 пункта 9 Декрета № 12, за период с 1 января по 31 декабря года, в котором допущено нарушение. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплатить за этот период налоги, сборы и другие обязательные платежи в полном объеме. За неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) предусмотрено применение мер ответственности и начисление пеней согласно налоговому законодательству (часть третья пункта 43 Положения).

Обязанности резидентов Парка высоких технологий

Декретом № 8 перечень обязанностей резидентов Парка высоких технологий скорректирован. Так, резиденты Парка высоких технологий должны производить Администрации отчисления в размере 1 % от выручки (дохода), полученной (полученного) за предшествующий квартал при осуществлении деятельности, указанной в пункте 3 Положения, деятельности, названной в абзацах четвертом–шестом пункта 19 Положения, от отчуждения цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги (абзац третий пункта 17 Положения). Отметим, что особенности определения размера указанных отчислений изложены в подстрочном примечании <*> к абзацу третьему пункта 17 Положения.

Среди новых стоит выделить обязанности резидентов Парка высоких технологий:

  • ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Администрацию и налоговый орган по месту постановки на учет о движении денежных средств по счетам, открытым резидентом Парка высоких технологий в банках и иных кредитно-финансовых организациях, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также о движении электронных денег по электронным кошелькам (абзац пятый пункта 17 Положения);
  • получать заключение внешнего аудита, в том числе юридического, по проектам, предусматривающим создание и размещение цифровых знаков (токенов) или иное их использование (абзац десятый пункта 17 Положения).

Скорректированы правила учета выручки (доходов) и затрат (расходов) в рамках деятельности резидентов Парка высоких технологий. Теперь они обязаны вести раздельный учет выручки (доходов) и затрат (расходов), относящихся к каждой категории деятельности (операций), обороты (прибыль, доходы) от которой (которых) освобождаются от налогообложения, облагаются по пониженной налоговой ставке либо не являются объектом налогообложения (абзац девятый пункта 17 Положения).

Основные льготы, предоставляемые резидентам Парка высоких технологий

Налоговые льготы.

1. Освобождение от уплаты налога на прибыль (абзац второй пункта 27 Положения)/уплата налога на прибыль по ставке 9 процентов (часть четвертая пункта 28 Положения).

Освобождение от уплаты налога на прибыль не применяется в случае налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента, под которым согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) признается юридическое или физическое лицо, простое товарищество, доверительный управляющий, иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительство иностранной организации, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которых в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). Налоговая льгота также не применяется в отношении оборотов, прибыли от реализации имущества, указанного в абзаце восьмом пункта 19 Положения: имущества (в том числе недвижимого), бывшего в употреблении, по истечении не менее 12 месяцев с даты его приобретения (возникновения прав на него) резидентом Парка высоких технологий.

Налогом на прибыль по ставке 9 процентов облагается прибыль от отчуждения участником доли (части доли) в уставном фонде, пая (части пая) организации; прибыль от реализации предприятия как имущественного комплекса; прибыль, полученная от реализации (погашения) ценных бумаг; доходы в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств, а также доходы, указанные в подпунктах 3.1, 3.2, 3.4 и 3.13 пункта 3 статьи 128 НК.

2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (абзац третий пункта 27, пункта 32, часть первая пункта 35 Положения).

Налоговая льгота применяется только в отношении оборотов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь и не распространяется на обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Евразийского экономического союза. В случае неподтверждения факта вывоза таких товаров за пределы Республики Беларусь в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами Республики Беларусь резиденты Парка высоких технологий исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, установленном налоговым законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Налоговая льгота не предоставляется резидентам Парка высоких технологий в отношении арендной платы от сдачи в аренду недвижимого имущества (его части), принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Налоговая льгота применяется при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему для использования исключительно на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов в рамках осуществления видов деятельности, перечисленных в пункте 3 Положения. Для применения данной налоговой льготы необходимо заключение Администрации о назначении ввозимых резидентом Парка высоких технологий на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему согласно перечню технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, взимаемым таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь резидентами Парка высоких технологий, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2012 г. № 392 «Об отдельных вопросах налогообложения резидентов Парка высоких технологий» (далее – Указ № 392).

Налоговая льгота также не применяется в отношении оборотов, прибыли от реализации имущества, указанного в абзаце восьмом пункта 19 Положения: имущества (в том числе недвижимого), бывшего в употреблении, по истечении не менее 12 месяцев с даты его приобретения (возникновения прав на него) резидентом Парка высоких технологий.

Налоговая льгота также применяется в отношении оборотов по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь: имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; рекламных, маркетинговых, консультационных услуг; услуг по обработке информации; работ (услуг) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных; услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, работ (услуг) по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним; услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях).

Следует учитывать, что резиденты Парка высоких технологий вправе отказаться на срок не менее календарного года от использования данной налоговой льготы, подав соответствующее уведомление в налоговый орган (часть третья пункта 28 Положения).

3. Освобождение от уплаты оффшорного сбора (абзац четвертый пункта 27 Положения).

Налоговая льгота применяется в отношении объектов обложения оффшорным сбором (согласно перечню, указанному в пункте 1 статьи 232 НК) при расчетах за рекламные, маркетинговые, посреднические услуги, а также при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества.

4. Освобождение от уплаты земельного налога (пункт 29 Положения).

Налоговая льгота распространяется на земельные участки в границах Парка высоких технологий (согласно приложению к Декрету № 12) на период строительства на них резидентами Парка высоких технологий, но не более чем на 3 года, капитальных строений (зданий, сооружений), предназначенных для осуществления их деятельности.

5. Освобождение от уплаты налога на недвижимость (пункт 30 Положения).

Налоговая льгота применяется в отношении объектов (согласно перечню, указанному в пункте 1 статьи 185 НК), расположенных на территории Парка высоких технологий, плательщиками по которым признаются резиденты Парка высоких технологий, за исключением таких объектов, сдаваемых ими в аренду.

6. Освобождение от подоходного налога (часть вторая пункта 31 Положения)/уплата подоходного налога по ставке 9 процентов (часть первая пункта 31 Положения, подпункты 3.1, 3.2 пункта 3 статьи 173 НК).

Освобождение от подоходного налога применяется в отношении доходов физических лиц, полученных от реализации долей в уставном фонде резидентов Парка высоких технологий, принадлежащих физическому лицу непрерывно не менее 365 календарных дней, акций резидентов Парка высоких технологий, отчуждаемых не ранее 365 календарных дней с даты приобретения.

Подоходным налогом с физических лиц по ставке 9 процентов облагаются доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), а также доходы резидентов Парка высоких технологий – индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками подоходного налога с физических лиц, доходы в виде дивидендов, полученные от резидента Парка высоких технологий участником (акционером) такого резидента Парка высоких технологий по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям), доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев) в имуществе юридических лиц (в том числе зарегистрированных за рубежом).

7. Применение ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в размере 0 (ноль) процентов (пункт 33 Положения).

Налоговая льгота применяется к доходам от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организации – резидента Парка высоких технологий либо их части; деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных, веб-хостинг (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами); предоставления комплексных услуг по обработке данных, предоставленных клиентом, и составлению на основе этих данных специализированных отчетов; предоставления услуг по вводу и обработке данных (включая услуги по управлению базами данных, хранению данных, обеспечению доступа к базам данных); предоставления места и времени для рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет; деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации; предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию; долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, роялти; посреднических услуг, услуг по рекламе.

Налоговая льгота применяется в случае, если источником выплаты этих доходов является резидент Парка высоких технологий, а в отношении дохода от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организации – резидента Парка высоких технологий либо их части – также при условии, что получателем дохода является иностранная организация, которая на день начисления дохода, определяемого в соответствии с пунктом 2 статьи 148 НК, в течение не менее 365 календарных дней непрерывно фактически владеет на праве собственности долями в уставном фонде (паями, акциями) организации – резидента Парка высоких технологий, доли в уставном фонде (паи, акции) которого либо их части отчуждаются.

8. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, по ставке 5 процентов (пункт 36 Положения).

Налоговая льгота применяется, если источником выплаты дивидендов является резидент Парка высоких технологий. В случае если международными договорами Республики Беларусь установлен более льготный режим по уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, применяются нормы соответствующих международных договоров.

9. Освобождение от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь), взимаемых таможенными органами (пункт 35 Положения).

Налоговая льгота применяется при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему в целях использования исключительно на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов в рамках осуществления видов деятельности, перечисленных в пункте 3 Положения. Для применения данной налоговой льготы необходимо заключение Администрации о назначении ввозимых резидентом Парка высоких технологий на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему согласно перечню технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему, освобождаемых от обложения ввозными таможенными пошлинами, взимаемыми таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь резидентами Парка высоких технологий, утвержденному Указом № 392.

10. Освобождение от местных налогов и сборов резидентов Парка высоких технологий, находящихся на территории г. Минска (пункт 1 решения Минского городского Совета депутатов от 13 октября 2005 г. № 194 «О льготном налогообложении администрации Парка высоких технологий и резидентов Парка высоких технологий»).

Иные льготы:

1. На хозяйственные операции не распространяются требования к форме, содержанию и порядку оформления первичных учетных документов, установленные законодательством о бухгалтерском учете и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (для индивидуальных предпринимателей – в учете доходов и расходов) (часть первая пункта 20 Положения). Возможные варианты оформления резидентами Парка высоких технологий хозяйственных операций с нерезидентами Республики Беларусь, а также их особенности определены в частях второй–четвертой пункта 20 Положения.

2. Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций, в том числе требования к срокам и способам завершения внешнеторговых операций, не распространяется на внешнеторговые операции с участием резидентов Парка высоких технологий (часть первая пункта 21 Положения). Особенности совершения и оформления внешнеторговых операций резидентами ПВТ определены в частях второй–пятой пункта 21 Положения.

3. Освобождение от обязательной продажи валюты (пункт 38 Положения).

4. Обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента Парка высоких технологий, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающих однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы (часть вторая пункта 34 Положения).

Указанную льготу работники резидентов Парка высоких технологий и резиденты Парка высоких технологий – индивидуальные предприниматели могут и не использовать (часть четвертая пункта 34 Положения).

5. При расчете арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества к базовой ставке применяется понижающий коэффициент 0,5 (пункт 37 Положения).

Льгота применяется при расчете ставки арендной платы в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, расположенных на территории Парка высоких технологий и арендуемых резидентами Парка высоких технологий.

6. Льготы при использовании труда в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в деятельности резидента Парка высоких технологий.

6.1. Не требуется получение специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, заключивших трудовой договор (контракт) с резидентом Парка высоких технологий (часть первая пункта 47 Положения)

6.2. Для использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы резидентам Парка высоких технологий не требуется (часть вторая пункта 47 Положения).

Особенности применения указанных льгот установлены в частях третьей–четвертой пункта 47 Положения.

6.3. Безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых резидентами Парка высоких технологий для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора (контракта); являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) резидентов Парка высоких технологий или работниками собственников имущества, учредителей (участников) резидентов Парка высоких технологий (часть первая пункта 48 Положения).

Особенности применения указанной льготы установлены в частях второй–третьей пункта 47 Положения.

В силу пункта 39 Положения при сохранении или переходе статуса резидента Парка высоких технологий в соответствии с пунктом 23 Положения меры государственной поддержки, предусмотренные в пунктах 27–38 Положения, а также иные льготы, установленные в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Декрета № 12, действуют в отношении: юридического лица, вновь созданного в результате преобразования юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка высоких технологий, в юридическое лицо другого вида (изменения его организационно-правовой формы); юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка высоких технологий, реорганизованного в форме присоединения к нему другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц. Одновременно в соответствии с пунктом 40 Положения согласие антимонопольного органа на реорганизацию юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов Парка высоких технологий, совершение сделок с акциями, долями (частями долей) в уставных фондах резидентов Парка высоких технологий не требуется.

Алгоритм юридических действий по регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве резидентов Парка высоких технологий

Шаг 1. Составление заявления о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента Парка высоких технологий.

Форма заявления о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента Парка высоких технологий (далее – заявление о регистрации) утверждена постановлением № 403.

Заявление о регистрации должно содержать:

  • наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя);
  • место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);
  • сведения о руководителе субъекта предпринимательской деятельности (указываются фамилия, собственное имя, отчество, паспортные данные, место жительства, контактные телефоны).

Заявление о регистрации подписывается руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) с проставлением даты составления заявления.

Согласно пункту 4 Положения к заявлению о регистрации прилагаются заверенные копии учредительных документов (для юридических лиц) и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); бизнес-проект, предлагаемый для реализации в качестве резидента Парка высоких технологий, по форме, утвержденной постановлением № 403.

В бизнес-проекте указываются один или несколько видов деятельности, перечисленных в пункте 3 Положения, конкретные мероприятия по их осуществлению и развитию, виды и объемы предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обоснование необходимости их реализации, планируемые результаты финансово-экономической деятельности.

Бизнес-проект состоит из титульного листа, содержания, основных разделов, приложений.

На титульном листе отражаются название проекта, наименование юридического лица – инициатора проекта, разработчика бизнес-проекта, требования к конфиденциальности документов. Кроме того, титульный лист подписывается руководителем юридического лица – инициатора проекта, подпись заверяется печатью.

Требования к оформлению титульного листа бизнес-проекта, инициатором которого выступает индивидуальный предприниматель, не определены. Полагаем, его нужно оформлять аналогичным образом с учетом специфики деятельности индивидуального предпринимателя.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-проекта, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

В качестве основных разделов бизнес-проекта могут выступать следующие: «Резюме», «Характеристика юридического лица (индивидуального предпринимателя) и стратегия его развития», «Описание товаров (работ, услуг), имущественных прав, планируемых к выпуску в рамках реализации проекта», «Анализ рынков сбыта», «Текущие и планируемые результаты финансово-экономической деятельности», «План реализации проекта» и «Инвестиционный план. Объекты инвестиций». Отметим, что в бизнес-проекты, не предусматривающие инвестирования, раздел «Инвестиционный план. Объекты инвестиций» можно не включать.

Объем бизнес-проекта без учета приложений должен составлять не более 20 страниц.

При разработке бизнес-проекта рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

  • составлять бизнес-проект на весь период реализации проекта;
  • период отображения информации в расчетах (при необходимости) принимать равным 1 году;
  • расчеты бизнес-проекта производить в белорусских рублях (в необходимых случаях допускается производить расчеты в иностранной валюте).

Основные требования к оформлению бизнес-проекта определены в пунктах 2–7 формы бизнес-проекта, к содержанию основных разделов бизнес-проекта – в пунктах 8–14 формы бизнес-проекта.

Шаг 2. Подача заявления о регистрации.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подает заявление о регистрации с приложением необходимых документов в Администрацию (абзац первый пункта 4 Положения). Взносы (пошлина) за регистрацию не предусмотрены.

Заявление о регистрации и прилагаемые к нему документы принимаются в Администрации по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов вручается заявителю (пункт 5 Положения).

Шаг 3. Рассмотрение заявления о регистрации.

В силу пункта 6 Положения Администрация изучает поданное заявление о регистрации и после этого направляет свое заключение о целесообразности или нецелесообразности регистрации заявителя в качестве резидента Парка высоких технологий на рассмотрение Наблюдательного совета. Если заявитель представит не все документы или документы, оформленные ненадлежащим образом, их ему вернут с указанием причин возврата в течение пяти рабочих дней со дня подачи.

Согласно пункту 7 Положения Наблюдательный совет принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента Парка высоких технологий с учетом важности и значения представленного бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий.

Общий срок рассмотрения Администрацией представленных документов и принятия решения Наблюдательным советом в соответствии с пунктом 8 Положения не может превышать один месяц со дня подачи документов заявителем.

В то же время до принятия решения о регистрации заявителя в качестве резидента Парка высоких технологий Наблюдательный совет на основании части первой пункта 9 Положения может поручить Администрации провести научно-техническую экспертизу (экспертизы) поданных документов, в том числе с привлечением экспертов (научных и иных организаций, ученых и специалистов). В этом случае срок рассмотрения документов и принятия решения продлевается на период проведения экспертизы (экспертиз), но не более чем на 10 дней. По проектам, предусматривающим использование цифровых знаков (токенов), в силу части второй пункта 9 Положения может быть затребовано заключение внешнего аудита, в том числе юридического.

Основания для отказа в регистрации заявителя в качестве резидента Парка высоких технологий приведены в пункте 10 Положения:

  • отрицательное заключение по итогам научно-технической экспертизы (экспертиз) документов, представленных для регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий;
  • принятие Наблюдательным советом решения об отсутствии важности и значения бизнес-проекта, предлагаемого для реализации в качестве резидента Парка высоких технологий, для развития сферы новых и высоких технологий.

Шаг 4. Регистрация и получение свидетельства о регистрации резидента Парка высоких технологий/обжалование решения об отказе в регистрации.

В случае положительного решения Наблюдательного совета о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) Администрация:

  • вносит соответствующие сведения в реестр резидентов Парка высоких технологий (включая операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют);
  • выдает заявителю свидетельство о регистрации резидента Парка высоких технологий по форме, утвержденной постановлением № 403, в течение 5 рабочих дней;
  • в пятидневный срок письменно информирует соответствующие органы государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет резидента Парка высоких технологий (пункты 11, 13 Положения).

Между резидентом Парка высоких технологий и Администрацией заключается договор об условиях деятельности резидента Парка высоких технологий, примерная форма которого определяется Наблюдательным советом (пункт 16 Положения).

В случае отрицательного решения Наблюдательного совета о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) Администрация выдает решение об отказе в регистрации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения Наблюдательным советом (пункт 13 Положения).

Решение об отказе в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента Парка высоких технологий может быть обжаловано в суд (пункт 15 Положения).

Бекиш А.А.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!