/ / Новости PRAVO.BY
07.05.2018

Необходимость закрепления в Уголовном кодексе понятия «уголовный проступок» рассмотрел Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Вопрос о необходимости закрепления в Уголовном кодексе понятия «уголовный проступок» Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь рассмотрел на заседании 3 мая.

Введение в национальное законодательство такого понятия возможно в рамках реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672.

Концепция направлена на оптимизацию уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, повышение эффективности их исправительного и предупредительного воздействия, обеспечение социальной справедливости при применении уголовных санкций, предупреждение преступности в современных условиях. Основные ее положения реализованы. Одно из направлений корректировки законодательства – гуманизация уголовной ответственности. 

Выделение в уголовном законодательстве новой категории общественно опасных деяний – уголовных проступков, с закреплением соответствующих оснований освобождения от уголовной ответственности, менее строгих мер уголовно-правового воздействия, а также более мягких последствий судимости за преступления данной категории – один из путей дальнейшей гуманизации законодательства. Одновременно должны быть упрощены процессуальные процедуры расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории.

Возможности для дальнейшей дифференциации ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности, выявились в процессе совершенствования мер уголовно-правового воздействия, сообщили в пресс-службе Конституционного Суда. К не представляющим большой общественной опасности относятся преступления, существенно различающиеся между собой по степени тяжести, в то время как наказания и иные уголовно-правовые последствия за их учинение остаются одинаковыми, что противоречит законодательно закрепленному принципу справедливости уголовной ответственности. В структуре мер уголовной ответственности лиц, осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности, 55,4 % составляют наказания, связанные с ограничением или лишением свободы. 

По результатам обсуждения Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь признал, что необходимо продолжить изучение вопроса о возможности введения в национальную систему законодательства понятия «уголовный проступок» и рекомендовал Генеральной прокуратуре, Верховному Суду, Следственному комитету и Национальному центру законодательства и правовых исследований определить для этого концептуальные подходы.

Справка

Понятие уголовного проступка содержится в законодательстве ряда европейских стран (Австрия, Бельгия, Германия, Франция, Швейцария) и стран постсоветского пространства (Казахстан, Латвия, Литва, Эстония). Рассматривается как разновидность уголовно-правового нарушения наряду с преступлениями и иными правонарушениями. Отличается наименьшей степенью общественной опасности и соответственно наименьшей строгостью применяемых за его совершение мер уголовно-правового воздействия с использованием упрощенных процессуальных процедур.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!