/ / Новости PRAVO.BY
17.07.2018

Конституционный Суд принял решение о законодательном закреплении права и порядка обжалования в суд осужденными примененных к ним мер взыскания

Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О праве и порядке обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания».

Производство по делу было возбуждено Конституционным Судом на основании поступившего обращения об обеспечении конституционного права на судебную защиту путем определения в законодательстве права и порядка обжалования в суд осужденными к ограничению свободы примененных к ним мер взыскания за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

В соответствии со статьей 39 Закона «О конституционном судопроизводстве» в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Белорусскую республиканскую коллегию адвокатов были направлены запросы, в письменных ответах на которые указанные органы и организации изложили свое видение дела.

Они сошлись во мнениях, что Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) и Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) нуждаются в изменениях и дополнениях. 

Верховный Суд отмечает, что при обжаловании мер взысканий в отношении лиц, осужденных к штрафу, ограничению свободы, исправительным либо общественным работам, следует учитывать установленные в и иных актах законодательства особенности применения к ним мер взыскания. Закрепление в статье 18 УИК за осужденными к любому виду наказания прав на обжалование в суд действий администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, требует дальнейшего законодательного урегулирования порядка такого обжалования. При cовершенствовании правового регулирования защиты прав осужденных необходимо учитывать особенности отбывания определенного вида наказания и порядка наложения взысканий.

При признании права на обжалование осужденными в суд примененных к ним мер взысканий, если это связано с рассмотрением жалоб в порядке гражданского судопроизводства, требуется одновременное внесение изменений в УИК и ГПК.

По мнению Генеральной прокуратуры, гражданским процессуальным законодательством не установлен особый порядок рассмотрения судом жалоб осужденных к ограничению свободы, исправительным работам, штрафу, общественным работам. В целях регламентации порядка рассмотрения судом жалоб осужденных к ограничению свободы, исправительным работам, штрафу, общественным работам на действия администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности в связи с применением к этим осужденным мер взыскания, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в ГПК и УИК. 

Министерство внутренних дел считает, что в нормах УИК и ГПК имеется правовая неопределенность, связанная с правом обжалования в порядке гражданского судопроизводства осужденными к ограничению свободы, исправительным работам, штрафу, общественным работам примененных к ним мер взыскания и (или) предупреждений. В связи с этим целесообразно внесение в УИК соответствующих изменений и дополнений. 

Министерство юстиции излагает мнение о том, что подходы, предусмотренные УИК в части правового регулирования обжалования осужденными примененных к ним мер взыскания, не идентичны в зависимости от вида наказания.

Белорусская республиканская коллегия адвокатов считает, что в нормах УИК имеется правовая неопределенность, связанная с правом на обжалование в суд в порядке гражданского судопроизводства осужденными к ограничению свободы, исправительным работам, штрафу, общественным работам примененных мер взыскания. В целях обеспечения верховенства права и правовой определенности в действующем правовом регулировании следует внести изменения и дополнения в УИК.

Из норм Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, а также гарантировании каждому судебной защиты его прав и свобод следует обязанность государства установить эффективный механизм соблюдения и реализации в законодательстве принципа верховенства права и его важнейшего элемента – доступности правосудия, выражающегося в обеспеченной законом возможности каждому беспрепятственно обратиться в компетентный, независимый и беспристрастный суд за защитой своего нарушенного права и получить такую защиту. 

Закрепление в законодательстве права осужденных обжаловать в суд действия администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, наряду с правом прокурора отменить в ряде случаев взыскания, наложенные в том числе на осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, вызывает на практике неоднозначное понимание и применение соответствующих норм законодательства при обращении в суд с жалобами на применение мер взыскания лиц, осужденных к некоторым видам наказания. 

Конституционный Суд считает, что отсутствие в УИК и ГПК норм, устанавливающих право и порядок обжалования осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания нарушает конституционные гарантии судебной защиты прав граждан, не позволяет указанным осужденным надлежащим образом защищать свои права и свободы и, как следствие, не способствует своевременности и эффективности восстановления нарушенных прав.

Поэтому необходимо устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании права и порядка обжалования осужденными в суд примененных к ним мер взыскания. 

На основании изложенного Конституционный Суд решил в целях реализации конституционного права каждого на судебную защиту, обеспечения верховенства права и правовой определенности в действующем правовом регулировании признать необходимым внести в УИК и ГПК изменения, устанавливающие право и порядок обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания.

Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона о внесении изменений и дополнений в УИК и ГПК и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Решение вступило в силу 11 июля 2018 г.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!