/ / Новости PRAVO.BY
27.12.2018

Профессионально об актуальном: Агентский договор в праве Англии, США и России. Возможность использования агентского договора в Республике Беларусь

(в рамках описания международного торгового представительства как разновидности посреднической деятельности в международном торговом обороте)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 4 декабря 2018 г.

1. Рассматривая национальные законодательства, предусматривающие регламентацию агентских отношений, необходимо, прежде всего, остановиться на праве Англии и США.

Агентский договор используется в праве Англии и США применительно к широкому кругу отношений. К агентским договорам относятся любые виды отношений, при которых одно лицо привлекается вторым лицом для совершения каких-либо действий таким образом, что, с одной стороны, привлеченное лицо не является лицом, самостоятельно принимающим решение о заключении договоров (англ. independent contractor), а с другой – не выступает в роли лица, оказывающего в силу своего служебного положения услуги фактического характера, не связанные с содействием в заключении сделки (англ. servant), то есть право Англии и США употребляет термин «агент» применительно к любому виду представительства как юридического, так и фактического. (При этом лицо, которое наделяет агента полномочиями именуется «принципал».)

Сутью агентских отношений является то, что любой агент действует для принципала и любой принципал находится в непосредственных отношениях с агентом. То есть праву Англии и США неизвестно деление агентских отношений на те, по которым агент сразу приобретает права и обязанности для принципала, и на те, по которым агент принимает права и обязанности для себя, а лишь впоследствии посредством совершения определенных действий передает результат принципалу. При этом не имеет значения, указывает ли агент на то, что он действует как агент в интересах некоего принципала. Неуказание агентом в отношениях с третьим лицом на то, что он действует в интересах принципала, не означает отсутствие агентских отношений между агентом и принципалом, а лишь увеличивает ответственность агента по отношению к третьему лицу, поскольку в данном случае право стоит на защите интересов третьего лица, который, совершая сделку с агентом, не знал о том, что данное лицо действует как агент.

Таким образом, наиболее общим определением агента является описание его как лица, которое прямо или подразумеваемо имеет полномочия для совершения действий от имени принципала и принятия от его имени прав и обязанностей. При этом под прямо выраженными полномочиями понимаются полномочия агента, согласованные между агентом и принципалом, под подразумеваемыми – полномочия, хотя и не согласованные между агентом и принципалом, однако обычно предоставляемые агенту в соответствии с практикой торгового оборота и необходимые агенту для выполнения им взятых на себя перед принципалом обязательств.

Право Англии и США позволяет классифицировать агентские договоры самым различным образом.

Прежде всего речь идет о том, что англо-американское право различает:

  • названных принципалов (named principal);
  • явных принципалов (disclosed principal);
  • скрытых принципалов (undisclosed principal).

Названным принципалом является лицо, наименование которого указано третьему лицу агентом.

Явным принципалом является лицо, о существовании которого третьему лицу известно от агента, однако имени его третье лицо не знает.

Скрытый же принципал остается неизвестным для третьих лиц. О том, что третье лицо имеет дело с агентом, оно может узнать лишь после заключения договора.

Доктрина Англии и США выделяет и несколько видов агентов в зависимости от разных оснований классификации. Одной из основных классификаций является их деление на:

  • генеральных агентов (general agents);
  • специальных агентов (special agents).

Право Англии рассматривает генерального агента как лицо, которое вправе совершать любые действия в определенной сфере. Право же США говорит о том, что генеральным агентом является лицо, уполномоченное на совершение ряда сделок, результатом которых является постоянная (длящаяся) услуга принципалу. Поэтому право США указывает также и такой вид агента, как универсальный агент (universal agent), то есть агент, который имеет право совершать любые действия в пользу своего принципала.

Специальным агентом в праве Англии называется лицо, которое уполномочено к совершению строго определенных действий, в США же в качестве критерия специального агента, отличающего его от агента генерального, является то, что результатом действия агента не является оказание постоянных услуг.

Кроме того, право Англии (в частности, закон о факторах – Factors Act 1889) специально выделяет так называемых торговых агентов (mercantile agents), к которым относятся лица, в рамках своей обычной деятельности в роли агента имеющие полномочия на продажу товаров, консигнацию товаров с целью продажи, приобретение товаров или привлечения аванса под обеспечение товаров. К торговым агентам относятся:

  • факторы;
  • брокеры;
  • агенты делькредере.

Под фактором право как Англии, так и США понимают прежде всего специальный тип профессионального агента, который действует в пользу скрытого принципала. Данный агент привлекается для продажи за вознаграждение товаров принципала, которые передаются ему для этой цели либо самим принципалом, либо иными лицами. Кроме широко распространенного термина «фактор» применительно к данному виду агентов встречаются и такие термины, как консигнационный агент (англ. consignee agent) или комиссионный агент (англ. commission agent), а право США использует и название «комиссионный торговец» (англ. commission merchant). Прецедентное право Англии указывает на то, что фактор имеет право в разумных размерах на продажу товаров в кредит.

Вторая разновидность торговых агентов – брокеры, однако поскольку они не являются торговыми представителями, их правовое положение рассматривается ниже.

Агент делькредере (del credere) – это агент, который берет перед принципалом обязательство уплатить покупную цену в случае, если покупатель не выполнил взятые на себя обязательства. В США, равно как и в праве стран континентальной Европы, фактор, продающий товар в кредит, считается для принципала агентом делькредере в силу нормы права.

2. Наряду с правом Англии и США агентский договор является поименованной сделкой и в праве России. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1005, далее – ГК РФ) под агентским договором понимается договор, в силу которого агент обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени, права и обязанности возникают у агента вне зависимости от того был указан в сделке принципал или нет, или вне зависимости от того вступил принципал в непосредственные отношения с третьим лицом либо нет. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени принципала, стороной является именно принципал. Кроме того, российский законодатель отмечает, что агенту предоставлены общие полномочия на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

При этом гражданское законодательство России (ст. 1011 ГК РФ) предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.

Тем самым законодатель России признал, что агентский договор по своей правовой природе близок либо договору поручения (открытый агентский договор), либо договору комиссии с учетом возможности совершения не только сделок, но и иных юридически значимых действий (скрытый агентский договор), (что, безусловно, относится и к агентскому договору по англо-американскому и международному праву).

3. Право Республики Беларусь не называет агентский договор в качестве поименованной сделки, однако аналогично, как и в ситуации с договором дилерства (дистрибьюторства), в силу ст. 7 Гражданский кодекс Республики Беларусь, т.е. исходя из того, что в Республике Беларусь могут совершаться не только поименованные в законодательстве сделки, но и сделки, хотя прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему, агентский договор может применяться в национальном имущественном обороте, т.е. между субъектами Республики Беларусь и уж тем более данный договор может применяться в международном торговом обороте с участием субъектов Республики Беларусь, т.е. во внешнеэкономической сделке между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь.

При этом в качестве применимого права по агентским договорам с участием белорусских субъектов в сфере внешнеторгового оборота может применяться право Англии, США, России и иных государств, а также акты международного торгового права. Кроме того, указанные акты могут в качестве методических рекомендаций применяться и при составлении агентских договоров между белорусскими субъектами.

Необходимо отметить, что именно указанное в предыдущем пункте сходство и не позволило законодателю Республики Беларусь назвать агентский договор в Гражданском кодексе, так как он не увидел принципиальных отличий между этим договором и договорами комиссии или поручения. Не описывает эти отличия и гражданский законодатель России (однако он их все-таки обозначает). Исходя же из англо-американского и международного права эти отличия прежде всего заключаются в том, что если поверенный по договору поручения вправе совершать лишь юридически значимые действия, а комиссионер в рамках договора комиссии и вообще лишь сделки, то агент, наряду с юридическими действиями, вправе совершать и фактические действия, суть которых прежде всего заключается в создании условий или содействии в заключении договора между принципалом и третьим лицом, т.е. агент может посредничать при заключении договоров путем контактирования между собой принципала и третьего лица, а не только путем совершения сделок в интересах и пользу принципала.

Таким образом, в рамках агентского договора, наряду с отношениями, близкими либо договору комиссии, либо договору поручения, присутствуют также отношения чистого посредничества, которое определяется через отношения маклерства либо брокерства, а в праве Республики Беларусь реализуются через договор подряда или договор возмездного оказания услуг (см. более подробно об этом ниже).

Функ Я.И.,
доктор юридических наук, профессор, Председатель Международного
арбитражного суда при БелТПП

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».