/ / Новости PRAVO.BY
20.12.2018

Профессионально об актуальном: Правила коллективного управления авторскими и смежными правами для стран ЕАЭС

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 15 ноября 2018 г.

Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2018 года № 148-З ратифицировано Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (далее – Соглашение).

Соглашение разрабатывалось на основании п. 10 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе), предусматривающего, что отношения, возникающие в связи с деятельностью организаций по коллективному управлению правами в целях обеспечения возможности правомерного использования объектов авторского права и смежных прав, регулируются международным договором в рамках ЕАЭС.

Соглашение было подписано в г. Москве 11 декабря 2017 г. Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием (Евразийской экономической комиссией) последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур. То, что такие процедуры будут выполнены в ближайшее время, не вызывает сомнений, в связи с чем можно говорить о том, что Соглашение станет обязательным для применения странами-членами ЕАЭС. По своему статусу Соглашение является международным договором и входит в право ЕАЭС.

Организации по управлению имущественными правами на коллективной основе являются неотъемлемой частью инфраструктуры авторского права и смежных прав, обеспечивая возможность практической реализации этих прав во многих сферах, где используются произведения, исполнения и фонограммы, но при этом сами правообладатели не в состоянии осуществлять свои права на индивидуальной основе. Значимость деятельности организаций по коллективному управлению для функционирования системы охраны авторского права и смежных прав, монопольное положение организаций по отношению к пользователям, значительные суммы, собираемые в качестве вознаграждения для правообладателей и связанная с этим опасность злоупотреблений как в отношении правообладателей, так и пользователей, очевидно, и стали теми причинами, в силу которых было принято решение о необходимости разработки и принятия Соглашения.

Как было отмечено в информационном сообщении, размещенном в свое время на сайте ЕАЭК, документ устанавливает согласованный порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе на евразийском пространстве, что поможет обеспечить контроль за распределением вознаграждения, повысить прозрачность функционирования организаций по коллективному управлению правами, а также эффективность контроля за их деятельностью.

Согласно п. 1 ст. 1 Соглашение устанавливает порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе на территориях государств-членов в случаях, когда практическое осуществление авторских и (или) смежных прав в индивидуальном порядке авторами, исполнителями, изготовителями (производителями) фонограмм и иными обладателями авторских и (или) смежных прав затруднено или законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.

Обратим внимание на основные положения Соглашения. Согласно п. 2 ст. 1 Соглашения сферы, в которых осуществляется деятельность по коллективному управлению, определяются национальным законодательством каждого из государств – членов ЕАЭС.

Также к компетенции национального законодателя отнесен вопрос об организационно-правовой форме и правовом статусе такой организации, правах и обязанностях ее членов, а также о порядке решения иных вопросов, не урегулированных данным Соглашением. Следует отметить, что законодательная практика государств-членов в этом вопросе существенно различается: в отличие от других государств-членов ЕАЭС, предусматривающих только негосударственный статус организаций по коллективному управлению, Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 года № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» в п. 2 ст. 47 допускает возможность существования такой организации в форме учреждения, имущество которого находится в государственной собственности. Организация, имеющая в нашей стране аккредитацию на осуществление коллективного управления практически во всех сферах использования произведений, является государственным учреждением (государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»).

В качестве общего правила в п. 3 ст. 1 предусмотрено, что основанием для осуществления полномочий организации по коллективному управлению является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый с автором (иным правообладателем) в письменной форме. В то же время Соглашение допускает возможность на уровне национального законодательства вводить систему так называемого «расширенного коллективного управления», суть которого состоит в том, что организации по коллективному управлению наделяются полномочиями управлять имущественными правами как правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия таким организациям на основании заключенных договоров, так и тех правообладателей, которые не уполномочили организацию, но и не отказались от управления правами в их интересах. Однако п. 4 ст. 1 Соглашения содержит оговорку о том, что такие полномочия по бездоговорному управлению являются действительными только в том государстве, законодательство которого допускает такой вариант коллективного управления. Из государств-членов ЕАЭС возможность расширенного коллективного управления предусмотрена законодательством России и Казахстана. Соответственно, предоставляя полномочия по управлению правами зарубежным организациям, российские и казахстанские организации могут предоставлять зарубежным организациям полномочия по управлению имущественными правами только тех авторов (правообладателей), с которыми у них имеются заключенные договоры.

Соглашение закрепляет принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность организаций по коллективному управлению: открытость, прозрачность, подотчетность, подконтрольность и справедливость (недискриминация).

В Соглашении также закреплены основные принципы взаимоотношений организации по коллективному управлению с пользователями и авторами (правообладателями).

В отношении произведений, находящихся в управлении, организация по коллективному управлению заключает с пользователями договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии. Если речь идет об управлении правом на получение вознаграждения в случаях, когда законодательством допускается возможность использования объектов авторского права или смежных прав без согласия правообладателей, с пользователями должны заключаться договоры о выплате вознаграждения. Тем самым Соглашение предлагает разграничивать две формы договорных отношений между организациями по коллективному управлению и пользователями, имеющие различную правовую природу. В качестве примера для применения договора о выплате вознаграждения можно назвать вознаграждение за воспроизведение аудиовизуальных произведений, а также произведений и исполнений, осуществляемое в личных целях, обязанность по выплате которого возлагается на производителей и импортеров соответствующего оборудования и носителей для записи (ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»).

Соглашение в п. 3 ст. 4 предусматривает, что организация по коллективному управлению вправе от имени правообладателя или своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия для защиты прав, переданных ей в управление в соответствии с законодательством государств-членов.

В ст. 7 Соглашения закреплены принципы, которыми должна руководствоваться организация по коллективному управлению в своих отношениях с правообладателями, правами которых она управляет.

За правообладателями признается право в любой момент полностью или частично отказаться от управления организацией их правами.

Правообладатели имеют право принимать участие в деятельности органов управления организации по коллективному управлению. Однако такая возможность определена не императивно, поскольку Соглашение содержит оговорку о том, что такое участие осуществляется «… в порядке, установленном уставом такой организации, если такое право установлено законодательством государства-члена».

Распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться справедливо, без дискриминации по признаку гражданства страны проживания, категории правообладателя или иным основаниям. Соглашение устанавливает минимальные стандарты в отношении периодичности распределения и выплаты вознаграждения – не реже 1 раз в год.

Возможность организации по коллективному управлению удерживать из сумм собранного вознаграждения средства на покрытие своих расходов, а также на социальные, культурные и образовательные цели ограничивается размером 50 % от собранных сумм.

Организация должна регулярно отчитываться перед правообладателями, в интересах которых она заключала договоры с пользователями, обо всех собранных и распределенных суммах вознаграждения, любых отчислениях из указанных сумм, а также методике их распределения, включая сведения статистического характера.

В ст. 4 Соглашения императивно определена обязанность организации по коллективному управлению в части организации ее работы: иметь официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о своей деятельности, обеспечить его доступность в круглосуточном режиме и открытость размещаемой на нем информации, размещать на сайте реестры, содержащие сведения о правообладателях и объектах авторских (смежных) прав, находящихся в управлении, и осуществлять их своевременную актуализацию, а также осуществлять процедуры, позволяющие другим организациям по коллективному управлению правами, а также правообладателям, в интересах которых организация заключает договоры с пользователями, уведомлять о любых неточностях, содержащихся в реестрах и касающихся прав, которыми она управляет.

Ратификация Соглашения означает придание ему силы закона и введение его в этом качестве в законодательство Республики Беларусь. Нормы действующего Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в целом соответствуют приведенным выше нормам Соглашения. В то же время следует отметить, что Соглашение содержит ряд положений, неизвестных белорусскому законодательству, и которые должны быть в нем учтены.

Во-первых, Соглашение предусматривает обязанность организации по коллективному управлению привлекать независимую аудиторскую организацию для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ведения и документального оформления операций с денежными средствами при их сборе, распределении и выплате. Периодичность проведения аудита и проверки устанавливается национальным законодательством, но не может быть реже 1 раза в 2 года.

Аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью должно публиковаться на официальном сайте организации по коллективному управлению. Бухгалтерская (финансовая отчетность) и иная информация, подлежащая аудиту и проверке, не могут быть отнесены к информации, содержащей сведения конфиденциального характера, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Во-вторых, в национальном законодательстве должна быть установлена ответственность за:

  1. использование объектов авторского права и (или) смежных прав без согласия правообладателя либо организации, управляющей его правами, а также без выплаты вознаграждения или за уклонение от уплаты средств для выплаты вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов;
  2. невыплату организацией правообладателю собранного вознаграждения вследствие нарушения организацией порядка управления правами;
  3. превышение организацией по коллективному управлению предельного размера удержаний из суммы собранного вознаграждения;
  4. неисполнение обязательства по проведению обязательных аудита и проверки.
В настоящее время подготовлен и принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в числе прочего предполагает приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Соглашения. В частности, Закон предполагается дополнить статьей 531 «Аудит в организации по коллективному управлению имущественными правами», предусматривающей ежегодный обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Предлагаемая статья уточняет предмет аудита, предусматривая, что при его проведении также проверяются вопросы ведения и документального оформления операций с денежными средствами при осуществлении сбора, распределения и выплаты вознаграждения, соответствия распределения собранного вознаграждения требованиям законодательства Республики Беларусь и условиям заключенных договоров, расходования средств, направляемых на социальные, культурные и образовательные цели.

Лосев С.С.,
ведущий научный сотрудник Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!