/ / Новости PRAVO.BY
24.08.2018

Профессионально об актуальном: Обзор основных положений Закона Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 16 июля 2018 г.

Настоящая статья посвящена обзору основных новелл правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 13 июня 2018 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

13 июня 2018 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее – Закон), который вступит в силу с 23 декабря 2018 года, за исключением отдельных положений. Подготовка Закона осуществлялась на основании пункта 26 плана подготовки законопроектов на 2016 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 530.

Среди наиболее значимых изменений, предусмотренных Законом, можно отметить следующие.

1. Уточнение определений некоторых терминов, используемых в Законе Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей».

Так, из определения термина «документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)» исключено указание на квитанцию к отрывному талону, которая не является документом, подтверждающим оплату товаров. При этом к документам, подтверждающим факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) отнесены документ (карт-чек, чек и др.), подтверждающий совершение платежа посредством банковских платежных карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, а также проездной документ (билет).

Из определений терминов «продавец», «изготовитель», «исполнитель» и «представитель» исключено указание на филиалы и представительства юридического лица с учетом того, что они не обладают гражданской процессуальной правоспособностью и к ним не может быть предъявлен иск. При этом Законом предусмотрено право потребителя предъявить требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) по месту его нахождения (месту жительства), а также по месту нахождения торгового объекта (объекта обслуживания), где были нарушены права потребителя.

Уточнен термин «качество товара (работы, услуги)», под которым понимается совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), определяющих соответствие товара (работы, услуги) установленным и (или) обычно предъявляемым к товару (работе, услуге) такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

Определение термина «нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (работы, услуги)» дополнено указанием на технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, которыми в настоящее время также устанавливаются требования к безопасности товаров.

В новой редакции изложен термин «ремонтная организация», к которой отнесены организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные изготовителем (продавцом, поставщиком) на проверку качества товара, устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара.

Кроме того, дано определение термина «объект обслуживания», под которым понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или его часть (части) либо временная конструкция, в том числе передвижная, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или его частью (частями), в которых осуществляются деятельность по выполнению работ или оказанию услуг в присутствии потребителя, и (или) прием заказов, и (или) выдача результатов работы, и (или) заключение договоров, и (или) реализация билетов.

2. Изменение порядка предоставления информации о товарах (работах, услугах).

Во-первых, Законом расширен перечень информации, которую изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан предоставлять потребителю. В частности, установлена обязанность изготовителя (продавца, поставщика, представителя) предоставить потребителю сведения о стране происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя, о классах энергоэффективности товаров и о соответствии энергетической эффективности капитальных строений (зданий, сооружений) требованиям законодательства, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, а также иные сведения, которые в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза обязательны для предоставления потребителю.

Во-вторых, Законом предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) должна доводиться до сведения потребителя на белорусском и (или) русском языке четким и разборчивым шрифтом в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской упаковке, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. При этом дата изготовления и срок годности пищевых продуктов должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено.

Информация о цене товара (работы, услуги), реализуемого по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, должна доводиться шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании товара (работы, услуги). Иная информация до момента заключения договора может доводиться до сведения потребителя в устной форме либо по требованию потребителя в письменной форме способом, определенным соглашением сторон.

Обязанность по предоставлению потребителю информации об условиях оплаты товара (работы, услуги) предусмотрена только в случае, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров (работ, услуг).

На продавца (исполнителя) также налагается обязанность по требованию потребителя предоставить для ознакомления документы, подтверждающие качество и безопасность товаров (работ, услуг), их копии или подтвердить качество и безопасность товаров (работ, услуг) иным способом.

Кроме того, Законом предусмотрено, что физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке (выполняющее работы, оказывающее услуги), по требованию потребителя обязано выдать ему документ, содержащий сведения о продавце (исполнителе), а также наименовании, цене товара (работы, услуги), подписанный этим физическим лицом.

3. Изменение порядка установления режима работы продавца (исполнителя).

Законом предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан установить режим работы торгового объекта (объекта обслуживания), а также свой режим работы в случае осуществления торговли (выполнения работ, оказания услуг) без (вне) торгового объекта (объекта обслуживания). При этом согласование режима работы с государственными органами необходимо только в случаях, определенных законодательными актами.

Кроме того, закреплено, что в случае необходимости временного продления или приостановления работы торгового объекта (объекта обслуживания), продавца (исполнителя), осуществляющего торговлю (выполнение работы, оказание услуги) без (вне) торгового объекта (объекта обслуживания), если такие продление или приостановление работы не запрещены законодательными актами, информация об этом должна быть доведена до сведения потребителей в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

4. Закрепление норм, касающихся оплаты товаров (работ, услуг).

Закреплено право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме, за исключением случаев, когда законодательство позволяет продавцу (исполнителю) не осуществлять расчеты в безналичной форме при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо предусматривает обязанность продавца (исполнителя) осуществлять расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) только в безналичной форме.

Законом введен запрет на установление продавцом (исполнителем) различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг). При этом продавцы (исполнители) могут устанавливать скидки, иные формы стимулирования реализации товаров (работ, услуг), а также расчетов в безналичной форме.

Предусмотрено также, что возврат денежных средств потребителю осуществляется в той же форме, в какой была произведена оплата за товар (работу, услугу). При этом соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок возврата денежных средств.

5. Закрепление норм, касающихся реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг) по подарочному сертификату.

Продавцу (исполнителю) предоставлено право осуществлять реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) по предъявленному подарочному сертификату или иному подобному документу, удостоверяющему право лица, предъявившего такой документ (лиц, если такой документ предполагает его использование несколькими лицами), на получение товара (выполнение работы, оказание услуги), указанного (указанной) в таком документе, или на сумму, эквивалентную сумме денежных средств, указанных в таком документе. При этом Правительством Республики Беларусь будут установлены условия и порядок реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по таким документам.

6. Уточнение порядка приостановления, прекращения производства (реализации) опасного товара (работы, услуги), отзыва такого товара (результата работы) от потребителя и информирования потребителей и государственных органов об этом.

К лицам, ответственным перед потребителем за безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности, помимо изготовителей (исполнителей, продавцов) Законом отнесены также поставщики и представители.

Предусмотрено, что, если товар (результат работы) причиняет или может причинить вред жизни, здоровью, наследственности, имуществу потребителя и окружающей среде, изготовитель (исполнитель) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда и проинформировать об этом представителя, поставщика, продавца. Поставщик (продавец, представитель) обязан незамедлительно со дня получения соответствующей информации приостановить реализацию товара. В течение семи дней со дня приостановления производства (реализации) товара (работы, услуги) изготовитель (исполнитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать через средства массовой информации потребителя о возможной опасности товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды. Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства (реализации) и проинформировать об этом представителя, поставщика, продавца. Поставщик (продавец, представитель) обязан незамедлительно со дня получения соответствующей информации прекратить реализацию товара. В течение семи дней со дня прекращения производства (реализации) товара (работы, услуги) изготовитель (исполнитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать об этом уполномоченные (компетентные) органы Республики Беларусь, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, а также потребителя через средства массовой информации. Изготовитель (исполнитель, продавец, поставщик, представитель) обязан также принять все необходимые меры по изъятию товара (результата работы) из обращения и отзыву его от потребителя.

7. Изменение порядка установления срока службы, срока годности, срока хранения товара (результата работы), а также гарантийного срока на товар (результат работы, услугу).

Законом установлено, что изготовитель (исполнитель, поставщик, представитель) обязан устанавливать срок службы товара (результата работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза. Перечень таких товаров (результатов работ) устанавливается Правительством Республики Беларусь. При этом обязательному включению в этот перечень подлежат товары длительного пользования, на которые в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза должен устанавливаться срок службы.

На пищевые продукты и парфюмерно-косметические товары изготовитель обязан устанавливать срок годности в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза. На лекарственные средства и иные товары (результаты работ), потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться, изготовитель (исполнитель, поставщик, представитель) обязан устанавливать срок годности и (или) срок хранения, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.

Обязанность установления гарантийного срока на товар (результат работы, услугу) помимо изготовителя (исполнителя) также возложена на поставщика и представителя в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.

8. Уточнение обязанностей изготовителя (продавца, поставщика, исполнителя) по обеспечению возможности использования товара (результата работы) по назначению, его ремонта и технического обслуживания.

Законом установлено, что изготовитель (поставщик) обеспечивает возможность ремонта и технического обслуживания товара, выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте в течение срока производства товара, после снятия его с производства – в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара. Исполнитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание результата работы в течение срока службы результата работы, а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня выполнения работы. Продавец обеспечивает возможность технического обслуживания (за исключением недвижимого имущества) и ремонта товара только в случае неисполнения изготовителем (поставщиком) указанной обязанности.

При неисполнении изготовителем (исполнителем, поставщиком) обязанности по обеспечению возможности использования товара (результата работы) по назначению в течение его срока службы потребитель вправе расторгнуть договор, вернуть товар (результат работы) и потребовать возврата уплаченной за товар (результат работы) денежной суммы.

9. Установление запрета на истребование от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, при расторжении договора и (или) возврате ему уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы, за исключением случая, когда данные такого документа использовались при заключении договора.

10. Изменение порядка заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров.

Законом установлен срок, в течение которого потребитель вправе предъявить требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества или расторжении договора розничной купли-продажи в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара при выявлении в нем любого недостатка – тридцать дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем только в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара.

11. Определение максимального срока проведения ремонтной организацией проверки качества товара – не более трех дней.

12. Закрепление права продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) взыскать убытки, понесенные в связи с хранением товара, с потребителя, который по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не явился за товаром без уважительных причин. При этом взыскание таких убытков возможно только после письменного предупреждения потребителя.

13. Установление возможности увеличения срока бесплатного (гарантийного) ремонта с четырнадцати до тридцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.

Такой срок может быть увеличен только по письменному соглашению с потребителем. При этом ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения недостатков товара обязана устранить недостатки с учетом общего срока бесплатного (гарантийного) ремонта.

Законом также предусмотрена обязанность ремонтной организации заполнять гарантийный талон, переданный потребителю одновременно с товаром при его приобретении, а в случае его отсутствия оформлять документ, подтверждающий безвозмездное устранение недостатков товара, в порядке и по форме, которые будут установлены Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

14. Уточнение порядка определения цены товара.

Цена товара будет определяться исходя из цены товара той же модели (марки, типа, артикула и др.), существующей у продавца на момент выплаты продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) неустойки или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. При отсутствии у продавца товара той же модели (марки, типа, артикула и др.) цена товара будет определяться в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

15. Закрепление обязанности потребителя возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке, в случае обмена либо возврата товара.

16. Установление срока удовлетворения требований потребителя в случае проведения экспертизы качества работ, услуг – четырнадцать дней.

17. Закрепление права потребителя на односторонний отказ от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Законом предусмотрено, что потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательством. В случае, если уплаченная потребителем денежная сумма превышает фактически понесенные исполнителем расходы на исполнение такого договора, исполнитель обязан вернуть потребителю уплаченную денежную сумму за вычетом фактически понесенных расходов. Срок для возврата денежных средств – четырнадцать дней со дня предъявления соответствующего требования, если меньший срок не предусмотрен договором. За нарушение указанного срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена, – в размере одного процента общей цены заказа. При этом договором о выполнении работы (оказании услуги) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.

18. Уточнение компетенции государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителя.

Так, к обязанностям государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей, отнесено:

  • рассмотрение обращений потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
  • информирование потребителей по вопросам, относящимся к их компетенции в области защиты прав потребителей;
  • согласование с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав потребителей;
  • предоставление в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по его запросам информации о поступивших обращениях потребителей и иной информации и др.

К полномочиям Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь отнесены разъяснение законодательства о защите прав потребителей, а также координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей.

Предусмотрена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей по требованию местных исполнительных и распорядительных органов предоставлять информацию, необходимую им для рассмотрения обращений потребителей, иных граждан и организаций по вопросам защиты прав потребителей, реагирования на критические материалы по вопросам защиты прав потребителей в государственных средствах массовой информации, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Кроме того, местный исполнительный и распорядительный орган будет определять в штате работника, осуществляющего координацию деятельности структурных подразделений местного исполнительного и распорядительного органа по вопросам защиты прав потребителей, а также обеспечивающего выполнение местным исполнительным и распорядительным органом функций в области защиты прав потребителей.

19. Конкретизация порядка возмещения расходов общественного объединения потребителей.

Законом предусмотрено, что в случае, когда иск о защите прав потребителя, с которым обращалось общественное объединение потребителей, удовлетворен судом частично, расходы общественного объединения потребителей, связанные с обращением в суд с иском о защите прав потребителя, представлением и защитой в суде прав и законных интересов потребителя, подлежат возмещению пропорционально удовлетворенным требованиям.

Шаршун Е.В.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!