/ / Новости PRAVO.BY
15.08.2018

Профессионально об актуальном: Особенности регулирования закупок товаров (работ, услуг) и перспективы совершенствования законодательства

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 2 июля 2018 г.

Пристальный интерес общественности и средств массовой информации к закупкам, наблюдаемый в настоящее время в различных сферах и в разном контексте, позволяет говорить об их важности и значимости, своеобразном индикаторе, с помощью которого определяется эффективность расходования средств, эффективность и рациональность приобретения тех или иных товаров (работ, услуг), а в национальном масштабе посредством закупок достигается определенный уровень развития общества и решения общегосударственных целей и задач, включая цели устойчивого развития государства.

К слову, последние для Республики Беларусь более чем актуальны. Сформулированные на глобальном уровне цели устойчивого развития (включая следующие: ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и санитария, недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, индустриализация, инновации и инфраструктура, уменьшение неравенства, устойчивые города и населенные пункты, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши, мир, правосудие и эффективные институты, партнерство в интересах устойчивого развития1) в равной степени должны быть достигнуты в Республике Беларусь, где в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2017 № 181 общую координацию деятельности государственных органов и иных организаций по достижению целей устойчивого развития осуществляет Национальный координатор – заместитель Председателя Совета Республики Щеткина М.А. (постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 20.12.2017 № 173-СР6/III «О межпарламентской деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в 2017 году»).

Между тем поверхностный взгляд на закупки как институт не позволяет объективно оценить условия и правила для формирования представления о них, принятия управленческих и иных решений. Тем более что в Республике Беларусь «закупки» – далеко не собирательная категория с однозначным содержанием. Закупки различны, и различия, в первую очередь, обусловлены различным правовым регулированием, от которого зависят прозрачность, эффективность процесса их осуществления и достижение заданных целей и задач.

В Республике Беларусь существует несколько правовых режимов осуществления закупок товаров (работ, услуг), и для единообразного понимания в данном случае под закупками мы понимаем возмездное приобретение товаров (работ, услуг) для их использования в деятельности субъектов, осуществляющих такие закупки.

В зависимости от источника финансирования такого приобретения, в зависимости от субъекта, осуществляющего такие закупки, в зависимости от сферы использования товаров (работ, услуг) различают несколько видов (блоков, сфер) закупок: государственные закупки, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, закупки при приобретении товаров за счет международной технической помощи, поставка товаров для государственных нужд и иные.

Подчеркнем, перечень приведенных видов (блоков, сфер) закупок открыт, поскольку, помимо указанных, существуют и иные правила для приобретения товаров (работ, услуг).

Из указанных выше наиболее распространены и востребованы в правоприменительной практике первые три – государственные закупки, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, закупки за счет собственных средств. Между тем востребованность в то же время ставит ряд проблемных вопросов, которые требуют своего скорейшего разрешения.

Поясним свою позицию.

Сфера государственных закупок на сегодняшний день регулируется нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590), иными принятыми в их развитие нормативными правовыми актами. В полной мере при осуществлении государственных закупок реализуются принципы их осуществления (ст. 4 Закона).

Так, принцип эффективного расходования денежных средств обеспечивается посредством проведения процедур государственных закупок исходя из наименьшей цены приобретения (это электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений), а также исходя из сопоставления оптимальной цены и иных показателей, которых требуется достичь посредством приобретения товаров (работ, услуг), что обеспечивается при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса. Оба указанных подхода могут быть реализованы при проведении закупки из одного источника, а также биржевых торгов. Принцип эффективного расходования денежных средств согласуется в полной мере с установленным в бюджетном законодательстве принципом эффективности использования бюджетных средств (ст. 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Принцип гласности и прозрачности процесса государственных закупок обеспечивается посредством размещения в открытом доступе на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by), информации и сведений. Так, на официальном сайте размещаются:

  • годовые планы государственных закупок, приглашения к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений и сообщения о результатах таких процедур, конкурсные и аукционные документы, документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, а также изменения и дополнения к ним;
  • сведения о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок;
  • протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия и отклонения предложений, подведения итогов открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений, запросы о разъяснении конкурсных и аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, и ответы на них, протоколы встреч заказчика (организатора) с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, по вопросам разъяснения конкурсных документов;
  • сведения о поступлении в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, их содержании и решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб (п. 7 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778).

Кроме того, гласность проводимых процедур государственных закупок – электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений – обеспечивается посредством размещения на электронной торговой площадке, на которой проводятся указанные процедуры, приглашения к участию в них, документов, представляемых участникам для подготовки предложений, изменений и (или) дополнений в них, запросов о разъяснении таких документов и ответы на них, протоколов заседания комиссии, сведений о поступлении жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, их содержании и решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб.

В свою очередь, отметим, что гласность и прозрачность, а также прослеживаемость информации по процедуре обеспечивает симметрию такой информации и равные конкурентные условия для всех заинтересованных в участии в процедурах субъектов.

Принцип возможности участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, исключает различного рода ограничения участия, которые могут быть установлены заказчиками (организаторами) через требования к квалификационным данным участников, через описание предмета государственной закупки, через условия исполнения обязательств по договору на государственную закупку или иным образом. Как правило, если имеются какие-либо ограничения, установленные заказчиком (организатором) в документации по процедуре государственной закупки, заинтересованные в участии в такой процедуре субъекты обращаются с заявлением об устранении к заказчику (организатору) (ст. 52 Закона) или в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам2 (ст. 53 Закона). С нашей точки зрения, наиболее действенным для защиты прав и законных интересов является обжалование именно в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам – МАРТ. Подача жалобы бесплатна для ее заявителя, и до принятия по ней решения МАРТ процедура государственной закупки приостанавливается, а принятое по результатам рассмотрения жалобы решение обязательно для исполнения лицом, действия (бездействие), решения которого обжалуются.

Об этом свидетельствуют и цифры. По информации МАРТ, в I квартале 2018 года в МАРТ подано 420 жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, официального сайта, из которых: 265 жалоб – приняты к рассмотрению; 114 жалоб – возвращены без рассмотрения; 41 жалоба – отозвана заявителем. По результатам рассмотрения жалоб комиссией МАРТ приняты следующие решения: 132 жалобы (49,8 %) – признаны обоснованными; 39 жалоб (14,7 %) – признаны частично обоснованными; 71 жалоба (26,8 %) – признана необоснованной; 23 жалобы (8,7 %) – признаны необоснованными, но в ходе их рассмотрения выявлены нарушения законодательства3.

Принцип развития добросовестной конкуренции в совокупности в предыдущим принципом позволяют обеспечить равные условия и возможности для участия в процедурах государственных закупок хозяйствующих субъектов, причем не только Республики Беларусь, но и для резидентов других стран – участниц Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор), поскольку в соответствии с Договором каждое государство-член должно обеспечить национальный режим при осуществлении государственных закупок. Так, в соответствии с п. 30 Протокола о порядке регулирования закупок в приложении № 25 к Договору каждое из государств-членов обеспечивает в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов, предлагающих такие товары, работы и услуги, национальный режим в сфере закупок.

Принцип обеспечения справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) позволяет в равной степени справедливо и беспристрастно к каждому заинтересованному в участии в процедурах государственных закупок субъектов обеспечить возможность их участия в процедуре.

Принцип оказания поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь, направлен на создание преимущественных условий субъектам хозяйствования – резидентам Республики Беларусь, но при этом необходимо учитывать и нормы международных договоров, в частности Договора и соблюдения установленного им национального режима при осуществлении государственных закупок.

К слову, Договор позволяет каждому государству устанавливать особенности осуществления государственных закупок, когда национальный режим может не обеспечиваться. Это возможно на основании п. 31 Протокола о порядке регулирования закупок в приложении № 25 к Договору, в соответствии с которым государство-член вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более 2 лет. Кроме того, государство-член вправе в одностороннем порядке в своем законодательстве о закупках установить особенности осуществления закупок, связанные с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о потенциальных поставщиках до окончания осуществления закупки, а также в исключительных случаях на срок не более 2 лет – особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ и услуг (п. 11 Протокола о порядке регулирования закупок в приложении № 25 к Договору).

Последний принцип осуществления государственных закупок – предотвращение коррупции в области государственных закупок – является особенно важным и обеспечивается рядом норм, регулирующих правовой статус комиссии, создаваемой для проведения открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (ст. 19 Закона), а также экспертов (ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона), организатора (ст. 12, п. 3 ст. 14 Закона).

Таким образом, указанные выше принципы обусловливают содержание норм законодательства о государственных закупках и обеспечивают соответствующее правоприменение.

Между тем для сферы государственных закупок имеются особенности, установленные с учетом указанных выше норм Договора для отдельных сфер, в частности для закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций (на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций»), для приобретения средств защиты растений (на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 № 271 «О централизации закупок средств защиты растений»), для медицины, в частности при приобретении медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания.

На основании норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее – Указ № 46), действующего до 31.12.2018, предусмотрены нормы о централизации государственных закупок, причем такая централизация предполагает организацию закупок товаров организатором для нужд одного или нескольких заказчиков (в отличие от норм подп. 1.2 п. 1 Указа № 590), где централизация осуществляется всегда в отношении нескольких заказчиков).

Так, Управление делами Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком при централизации государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, осуществляемых государственными органами, организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) государственным органам, в том числе структурным подразделениям с правами юридического лица облисполкомов и Минского горисполкома, имеют право:

  1. устанавливать перечни товаров, подлежащих централизованной закупке,
  2. определять организаторов из числа следующих организаций:
  • производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» и его дочерние предприятия – при закупке медицинских изделий;
  • республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» – при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением некоторых технических средств социальной реабилитации;
  • торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ», брестское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», витебское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», гомельское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», гродненское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», могилевское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Минская Фармация» – при закупке лекарственных средств и лечебного питания.

Если определяются такие перечни товаров, подлежащих централизованной закупке, и организатор при централизации, то применяются общие правила законодательства о государственных закупках с учетом следующих особенностей:

  1. договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) имеют право заключать от своего имени указанные выше организаторы, тогда как общая норма в п. 1 ст. 25 Закона предусматривает заключение договора на государственную закупку заказчиком и участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника);
  2. сами заказчики, для нужд которых осуществляются закупки, по результатам процедур закупок, проведенных указанными организаторами, имеют право не проводить процедуры государственных закупок при приобретении товаров у указанных организаторов;
  3. при закупке РУП «Белмедтехника» и его дочерними предприятиями медицинских изделий при строительстве с заказчиками заключаются договоры комиссии. Следует отметить, что на такие закупки не распространяется действие Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (подп. 1.2 п. 1 названного Указа). Указом № 46 установлены особенности установления и уплаты вознаграждения организаторам (п. 3 Указа № 46);
  4. Указом № 46 определены товары и их поставщик, когда проводится закупка из одного источника, – это технические средства социальной реабилитации, включенные в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, произведенные РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», и, соответственно, у последнего осуществляется закупка таких товаров (п. 2 Указа № 46).

Во вторую очередь, с учетом установленных Указом № 46 особенностей республиканским органом государственного управления – Министерством здравоохранения Республики Беларусь в развитие закреплены следующие правила для закупок предусмотренных Указом № 46 товаров.

На основании приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2017 № 222 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения» (далее – приказ № 222) утверждены два перечня, соответственно, медицинской техники для осуществления государственных закупок и изделий медицинского назначения для осуществления государственных закупок, государственные закупки по которым осуществляет РУП «Белмедтехника» и его отдельные дочерние предприятия. Помимо этого, может осуществляться государственная закупка таким организатором иных медицинских изделий, включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий.

Приказ № 222 позволяет заказчикам самостоятельно проводить процедуры государственных закупок в следующих случаях:

  • если медицинские изделия входят в указанные Перечни:
    • при ориентировочной стоимости закупки однородных изделий медицинского назначения и запасных частей до 500 базовых величин, исходя из годовой потребности, предусмотренной годовыми планами закупок заказчиков;

      по согласованию с организатором в случае отсутствия результатов процедуры государственной закупки, проводимой организатором, в объеме не более квартальной потребности заказчиков, предусмотренной их годовыми планами закупок. При этом вид процедуры государственной закупки определяется заказчиками исходя из ориентировочной стоимости закупки медицинской техники и изделий медицинского назначения, предусмотренной в их годовых планах;

  • иных медицинских изделий (не включенных в упомянутые выше перечни, но указанных в Республиканском формуляре медицинских изделий).

В развитие норм Указа № 46 в части взаимодействия организатора и заказчиков в приказе № 222 предусмотрено, что при подписании организатором договора на государственную закупку медицинской техники и изделий медицинского назначения с участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) организатор заключает с заказчиками договоры:

  • комиссии с Министерством здравоохранения, комитетом по здравоохранению Минского горисполкома и управлениями здравоохранения облисполкомов, а также иными заказчиками при закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения при строительстве;
  • поставки или комиссии с заказчиками, не указанными выше, и вид договора определяется по соглашению сторон между заказчиками и организатором.

Действительно, указанные организаторы – УП «Белмедтехника», РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» – являются лидерами ТОП-10 процедур государственных закупок по сумме заключенных договоров за I квартал 2018 года (соответственно 4,94 и 7,39 млн BYN)4.

Между тем при анализе указанных цифр стоит учитывать и структуру проведенных видов процедур государственных закупок в разрезе проводимых данными организаторами, а равно как и иные условия осуществления ими процедур для того, чтобы утверждать об эффективности и целесообразности отдельного регулирования закупок в сфере медицины в целом.

Но если говорить о результативности государственных закупок, то в I квартале 2018 года по сумме всех заключенных договоров, информация о которых размещена в открытом доступе, преобладают договора, заключенные по результатам проведения процедуры закупки из одного источника (стоимость заключенных договоров при проведении закупки из одного источника – 700 968 721 BYN, электронного аукциона – 281 354 716 BYN, процедуры запроса ценовых предложений – 12 113 427 BYN, открытого конкурса – 9 768 684 BYN, биржевые торги – 12 537 265 BYN)5.

Для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве ситуация изменчива. Так, например, с 1 января 2014 года на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»6 на 2 года (то есть до 1 января 2016 года) был установлен единый порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) для строительства независимо от источника финансирования таких закупок. При этом источник финансирования, а также стоимость строительства объекта влияли на выбор вида процедуры закупок при строительстве (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, а также биржевые торги).

Установление двухлетнего периода действия Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 было связано с тем, что на момент принятия названного Указа Республика Беларусь в соответствии с действовавшим Соглашением о государственных (муниципальных) закупках могла установить изъятия из национального режима для сферы государственных закупок только на два года (ст. 4). В частности, такие изъятия состояли в неприменении законодательства о государственных закупках для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

В дальнейшем с 1 января 2016 года срок такого изъятия истек, и закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществлялись в соответствии с Законом и иными актами законодательства о государственных закупках, если финансирование было бюджетным или это были средства государственных внебюджетных фондов. Закупки же за счет внебюджетных (собственных) средств осуществлялись на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591.

С 1 января 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380), которым также на двухлетний период до 1 января 2019 года установлены особенности7 для сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, которые предполагают необходимость применения Указа № 380 независимо от источника финансирования строительства.

Так, если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, то необходимо руководствоваться нормами Указа № 380, которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены виды процедур: подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги.

Причем Указ № 380 применяется всеми субъектами хозяйствования независимо от источника финансирования и стоимости строительства объектов (подп. 1.1, 1.2, 1.4–1.6 п. 1 Указа № 380), за исключением случаев, указанных в подп. 1.8, 1.11 п. 1 Указа № 380.

Но поскольку с 26 февраля 2018 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», постольку действует установленное им правило о том, что субъекты хозяйствования8 при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп. 4.4 п. 4 названного Декрета).

Как представляется, подобные перемены в части применения или неприменения того или иного законодательства, а также сложность выбора сферы законодательства о закупках и вида процедуры закупок значительно увеличивают риски заказчиков (организаторов) при принятии соответствующих решений. Тем более что неоднозначность и не всегда последовательность норм формируют целый пласт разъяснений, позиций уполномоченных государственных органов, применение которых также спорно. К примеру, в связи со вступлением в силу упомянутого Декрета и его действием наряду с Указом № 380 выказано мнение о том, что даже в отсутствие обязанности применения установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»).

Помимо этого, в части квалификации источника происхождения средств для целей применения или неприменения абз. 35 подп. 4.4 п. 4 названного Декрета также высказано мнение, исходя из которого термин «получатель бюджетных средств» истолкован расширительно и сделан вывод о том, что в строительной отрасли получателями бюджетных средств выступают заказчики, соответственно, и подрядчик, получающий в соответствии с условиями договора оплату от заказчика через органы казначейства, приравнивается к получателям бюджетных средств, следовательно, он как получатель бюджетных средств должен руководствоваться нормами Указа № 3809.

Также применение нормы подп. 4.4 п. 4 названного Декрета осложняет отсутствие в законодательстве определения категории «аварийно-восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений)».

Но если сравнивать подходы законодательства о государственных закупках и Указа № 380 и Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, то, к сожалению, последние не обеспечивают прозрачности закупок, размещения всей информации в открытом доступе (кроме размещения извещения о проведении подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), а также сведений о результатах указанных процедур в информационной системе «Тендеры»); не обеспечивается прослеживаемость процедур и надлежащий уровень защиты прав и законных интересов субъектов, намеревающихся принять участие в процедурах закупок. В частности, у так называемых потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствует право обратиться к организатору с жалобой при невозможности, например, принять участие в процедуре ввиду дискриминационных условий, поскольку такую жалобу может подать организатору только участник, то есть лицо, которое уже подало предложение.

Более того, не обеспечивается симметрия информации для лиц, заинтересованных в участии в процедурах, поскольку в подрядных торгах, торгах на закупку товаров при строительстве, переговорах соответствующая документация предоставляется потенциальному участнику по его запросу, и гарантия предоставления равного объема информации, достаточной для подготовки предложения, не обеспечена ни Указом № 380, ни названным Положением.

Учитывая, что законодательство о государственных закупках до 1 января 2019 года не применяется к процедурам закупок при строительстве (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве»), соответственно, не применяются принципы осуществления государственных закупок и нормы, включая нормы об обжаловании в МАРТ, не обеспечивается и национальный режим при их осуществлении в рамках Договора.

Тем не менее, поскольку действие Указа № 380 ограничено во времени, постольку с 1 января 2019 года в отсутствие иных правил должны применяться нормы законодательства о государственных закупках, если приобретение товаров (работ, услуг) для строительства будет осуществляться полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст. 1 Закона). Это позволит сделать закупки в сфере строительства эффективными, прозрачными, контролируемыми со стороны МАРТ и субъектов рынка, которые получат право на обжалование действий (бездействия), решений в МАРТ.

Более того, принятый 27.06.2018 Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь10 и одобренный 29.06.2018 Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь11 проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при его вступлении в силу позволит учесть особенности осуществления строительства объектов и урегулировать приобретение товаров (работ, услуг) для этой цели. Это, в свою очередь, снизит и коррупционные, информационные и иные риски и обеспечит стабильность правового регулирования.

Для закупок за счет собственных средств действуют свои правила.

Определенные субъекты, а именно республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, при осуществлении закупок за счет собственных средств применяют нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

Определенные субъекты, а именно коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, при осуществлении закупок за счет собственных средств руководствуются решениями соответствующих местных Советов депутатов.

Помимо этого, каждый из указанных выше субъектов для целей осуществления закупок за счет собственных средств должен разработать порядок осуществления закупок за счет собственных средств (локальный нормативный правовой акт).

Между тем подобное регулирование разрозненно, отличается для разных субъектов, основано на разных подходах и принципах, что также создает риски для субъектов в части применения норм законодательства, локальных актов, а равно как не обеспечивает надлежащей защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования, участвующих в процедурах закупок за счет собственных средств.

В этой связи полагаем необходимым пересмотр системы закупок за счет собственных средств. В зависимости от целей законодателя один из вариантов реформирования может состоять в принятии единого нормативного правового акта, регулирующего закупки указанных выше субъектов в отсутствие необходимости разработки локальных нормативных правовых актов. Но в перспективе видится целесообразной в целом унификация законодательства о закупках – как государственных (без установления особенностей для отдельных сфер/товаров (работ, услуг), так и закупок при строительстве (осуществляемых за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов) и за счет собственных средств – с подчинением его принципам и нормам законодательства о государственных закупках. Подобный подход представляется логичным и по той причине, что в скором времени начнет работать единая норма в рамках антимонопольного законодательства для закупок (конкурентных). С принятием 8 января 2018 года изменений в Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» закреплен общепринятый в мировой практике подход, обеспечивающий регулирование и защиту отношений, возникающих при осуществлении закупок, посредством антимонопольного законодательства, и с 3 августа 2018 года вступают в силу внесенные в названный Закон изменения и устанавливаются антимонопольные требования к закупкам (конкурентным).

______________________________

1 http://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/post-2015/sdg-overview/.

2 Уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) (подп. 1.1 п. 1 Указа № 590).

3 http://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/Статистические%20показатели_I_кв...

4 http://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/Статистические%20показатели_I_кв...

5 http://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/Статистические%20показатели_I_кв...

6 Утратил силу с 01.01.2017.

7 На основании п. 11 Протокола о порядке регулирования закупок в приложении № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

8 Юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 1 Декрета № 7).

9 ВОПРОС (ООО «БСР»): Организация (подрядчик) получает заказ на выполнение строительных работ от бюджетной организации и заключает договор (неизменная договорная (контрактная) цена) с учетом закупки строительных материалов…. (Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Что изменилось в строительстве с принятием Декрета № 7») / О.Г.Костюк // АСП Бизнес-Инфо.

10 http://house.gov.by/ru/news-ru/view/27-ijunja-goda-sostojalos-ocherednoe-zasedanie-chetvertoj-sessii....

11 http://www.sovrep.gov.by/ru/news-ru/view/chetvertaja-sessija-soveta-respubliki-natsionalnogo-sobrani....

Амельченя Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного
права Академии управления при Президенте Республики
Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!