/ / Новости PRAVO.BY
09.11.2017

Проект закона, корректирующего Банковский кодекс, принят в первом чтении

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» принят Палатой представителей в первом чтении.

Как сообщил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Тарас Надольный, законопроект предусматривает корректировку Банковского кодекса, призванную решить две задачи. Во-первых, привести кодекс в соответствие с законами, указами и иными актами Главы государства – речь идет о более чем 15 нормативных правовых актах, включая Декрет Президента Республики Беларусь «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)», указы Президента Республики Беларусь «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)», «О развитии цифровых банковских технологий». Во-вторых, корректировки кодекса призваны разрешить некоторые актуальные для банковской сферы вопросы с учетом сложившейся правоприменительной практики, необходимости исключения правовых пробелов.

Планируется создать более комфортные условия деятельности небанковским кредитно-финансовым организациям. «Мы видим перспективу развития данного института – в тех сегментах, где банки участвуют не очень активно, не имеют заинтересованности», – пояснил Тарас Надольный. Для этого перечень банковских операций и видов деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций будет устанавливаться Национальным банком, что позволит более гибко регулировать эту деятельность.

Банковский кодекс будет дополнен положением о том, что у банков не может быть менее двух учредителей. «Общий подход в законодательстве о хозяйственных обществах, допускающий учреждение общества одним лицом, в банковской системе неприемлем, поскольку исключает принцип корпоративного управления, положенный в основу безопасности функционирования банков», – сказал он.

Также законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Развитие технологий в организации оперативного обмена данными потребует пересмотра перечня оснований предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. В настоящее время им является только письменный запрос, законопроект же предлагает дополнить перечень запросом в электронном виде, соглашением, заключаемым между банком и уполномоченным органом, либо законодательством Республики Беларусь.

«Причина в том, что в некоторых ситуациях банк, защищая свои законные права и интересы обращается в суд, органы прокуратуры – и при предоставлении исковых заявлений обязан раскрывать банковскую тайну. Мы предложили закрепить такие случаи в законопроекте. В отдельных случаях клиенты банков не могут выполнить свои обязательства и реализовать свои права, не располагая определенным объемом информации: например, о поручителе, залогодателе – тех субъектах экономических отношений, которые на этапе подписания договора уже осведомлены о тех сведениях, которые подпадают под понятие банковской тайны», – привел примеры Тарас Надольный в ответ на вопросы депутатов. Идет в данном случае речь и об информации о движении денежных средств по счетам клиентов, например, при обработке такой информации процессинговыми центрами.

Вносятся изменения, затрагивающие порядок прекращения деятельности банков. В частности, это касается исполнения обязательств банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности: с момента отзыва лицензии банк должен будет возвращать банку-отправителю денежные средства, поступающие в пользу клиентов либо зачисленные в результате технической ошибки. Также предлагается изменить порядок ликвидации банка, инициированной самим банком. Теперь при самоликвидации банку не потребуется согласие Национального банка, при этом условием принятия Национальном банком решения о внесении записи об исключении банка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет являться полное погашение всех обязательств ликвидирующегося банка перед вкладчиками и иными кредиторами.

Законопроект уточняет порядок установления размера процентов за пользование кредитом. Закрепляется два подхода для их определения: в абсолютном числовом выражении (фиксированная ставка процентов годовых) или исходя из расчетной величины, привязанной к базовому показателю (переменная годовая процентная ставка). Вводится запрет на изменение в одностороннем порядке процентов за пользование кредитами (если такое условие включено в договор, оно будет считаться ничтожным). Таким образом, единственным способом повышения процентов в одностороннем порядке остается использование переменной процентной ставки только при условии увеличения базового показателя, отметил представитель Нацбанка.

Закрепляются положения, направленные на защиту интересов граждан при оказании финансовых услуг. Если условием заключения кредитного договора является предоставление дополнительных платных услуг, например, страхования или оценки объектов гражданских прав, юридическое лицо не может быть ограничено в выборе страховой компании или организации-оценщика. Если юридическое лицо отказывается от дополнительных платных услуг, то ему должен быть предложен альтернативный вариант предоставления кредита, сопоставимого по суммам и по срокам, без дополнительных платных услуг. Должен быть как минимум один вариант погашения кредита без дополнительных комиссий и сборов.

Кроме того, законопроект расширяет перечень безналичных расчетов – вводится два дополнительных вида: банковское платежное обязательство, одним из преимуществ которого является отсутствие необходимости предоставлять в банк бумажные документы, что ускоряет поступление экспортной выручки на счета экспортеров, а также прямое дебетование счета – инструмент, обеспечивающий защиту прав потребителя товаров и услуг, который ускоряет расчеты при регулярных платежах.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!