/ / Новости PRAVO.BY
19.04.2017

Снизить количество проверок добросовестных субъектов хозяйствования и уйти от системы плановых проверок – Андрей Мательский

Андрей МательскийНачальник главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь А.Ф.Мательский рассказал Pravo.by о некоторых мерах, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности.

– Андрей Францевич, вопросы частых проверок и бесконечного «хождения» контролеров друг за другом волнуют бизнес ничуть не меньше, чем излишние требования к осуществлению предпринимательской деятельности. Проводимые сегодня различными органами и организациями многочисленные проверки, нередко по своей сути дублирующие одна другую, просто не дают предприятию нормально работать. В этой связи людей интересует, какие меры предусмотрены документами по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

– Этой важнейшей теме посвящен отдельный проект Указа в разработанном рабочей группой пакете документов. 

Сегодня количество проводимых проверок действительно высоко и имеет ежегодную тенденцию к росту. К примеру, в 2016 году было проведено порядка 110 тысяч проверок. В результате их проведения был проверен каждый восьмой субъект хозяйствования. Отдельные предприятия проверяются иногда по 50 раз в течение года. Поэтому в проекте реализован комплекс мер с основной целью – снизить количество проверок добросовестных субъектов хозяйствования.

Мы общались с представителями бизнеса Литвы. Нормально работающие литовские предприятия не подвергаются проверкам десять лет и более, а неблагонадежные находятся под пристальным надзором, что позволяет не распылять внимание проверяющих структур и своевременно предупреждать нарушения.

Чтобы добиться аналогичного результата, в проекте Указа предусматриваются следующие меры:

  • уход от системы плановых проверок. Плановая проверка означает обязательный контроль независимо от риска совершения правонарушений на конкретном предприятии. К примеру, организации, занимающиеся строительной или страховой деятельностью, даже самые добропорядочные, предписано проверять ежегодно. По-сути это формальные проверки, назначаемые по принципу – «на всякий случай». От этого предлагается отказаться. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, которые будут назначаться только при наличии комплекса оснований, позволяющих полагать, что на предприятии нарушается закон.

На основании риск-ориентированного метода каждым контролирующим органом будут разработаны критерии оценки степени риска в деятельности предприятия для целей назначения проверки. Единая методика формирования системы оценки рисков будет утверждена Правительством.

Иными словами, налоговый орган будет осуществлять выборочную проверку при наличии ряда признаков: например, рост убытков по итогам отчетного периода, снижение платежей в бюджет, прибыли или платежеспособности предприятия, необоснованный рост издержек производства и т.п. И чем больше этих признаков в деятельности организации будет усматриваться, тем большая будет вероятность проверки;

  • пересмотр оснований для проведения внеплановых проверок. Теперь они будут проводиться только при наличии документально подтвержденной информации о совершении нарушения законодательства. Простой жалобы на действия предприятия для назначения проверки будет недостаточно. Нужны факты о нарушении закона, которые контролирующий орган должен будет получить законным способом. Например, на основании мониторинга или иных мероприятий; 
  • исключение права контролера приостанавливать деятельность проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Если при проверке выявляется риск небезопасной работы предприятия – об этом незамедлительно уведомляется директор, который принимает решение о дальнейшей работе предприятия самостоятельно. Ведь именно он отвечает за безопасную работу предприятия. 

В проекте закреплено, что при проведении мероприятий технического характера (отбор проб, образцов, замеры, осмотр помещений и прочее) субъекту будет предоставляться срок для устранения выявленных нарушений. Меры воздействия за данные нарушения в случае их устранения применяться не будут. 

В проекте также закреплена ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок. Так, за назначение необоснованной проверки контролер может быть подвергнут административному взысканию в размере до 30 базовых величин.

Упраздняется система ведомственного контроля. Теперь ведомственные службы будут заниматься аудитом, а также работой по повышению эффективности деятельности предприятий.

Также исключается возможность проведения проверок по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Ситуация, озвученная на совещании у Главы государства, когда для изучения работы одной сельхозорганизации («Белагросервиса») правоохранители назначили более восьмисот встречных проверок, на самом деле ненормальная. И это предприятие проверили, и другие, которые с ним были связаны (продукцию закупали, отделочные работы проводили). И все это руками сотрудников Минфина.

Теперь проведение таких проверок будет возможно только на основании возбужденного уголовного дела. 

Существенным образом пересмотрен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности. Это позволит исключить проблему с бесконечным хождением контролеров друг за другом. Такой ситуации, как сегодня, когда процесс производства мясной продукции контролируют и санитары, и ветеринары, и Госстандарт, и иные органы, – больше не будет. Один отраслевой контролер – одна сфера деятельности.

Предусматривается создание при Комитете государственного контроля Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности. Его основной задачей будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в стране. Этот орган призван будет выполнять координирующую функцию в работе контролирующих органов. Следить, если можно так сказать, насколько она эффективна и насколько соответствует требованиям Главы государства. Фактически выполнять роль «ночного сторожа».

При этом сама эффективность работы будет оцениваться не количеством выявленных нарушений, а наоборот, их отсутствием.

Для того чтобы и бизнес, и контролирующие органы смогли подготовиться к работе в новых условиях, проектом Указа предусмотрен мораторий на проведение всех видов проверок до 1 января 2018 года. 

В целом реализация предусмотренных проектом Указа подходов позволит исключить карательный уклон нашей контрольной системы, повысить ее профилактическую составляющую и снизить нагрузку на добросовестных субъектов хозяйствования.

– Среди подготовленных документов есть и проект Указа Главы государства, направленный на дальнейшее развитие агроэкотуризма. Андрей Францевич, расскажите, пожалуйста, какие изменения стоит ожидать в этой сфере.

– На совещании у Главы государства с членами рабочей группы были озвучены проблемные вопросы в сфере осуществления агроэкотуризма. В частности, речь шла о проблемах, связанных с изменением целевого назначения земельных участков для занятия данным видом деятельности, завышенных требованиях к агроусадьбам.

В ходе изучения рабочей группой состояния дел в этой сфере данные проблемы подтвердились. Мы получили целый ряд предложений по совершенствованию агроэкотуризма.

Дело в том, что сегодня этот вид деятельности динамично развивается. Так, за десять лет (с 2006 года) число субъектов, занятых в сфере агроэкотуризма, возросло с 56 до 2279, то есть более чем в 40 раз. Только в одной Минской области создано 639 агроусадеб.

Столь динамичное развитие объясняется спросом на такие виды услуг как со стороны наших граждан, так и иностранцев, для которых созданы максимально комфортные условия краткосрочного пребывания в нашей стране.

В то же время ряд барьеров, порой весьма надуманных, тормозит дальнейшее развитие агроэкотуризма. В целях их устранения рабочей группой совместно с Министерством спорта и туризма подготовлен проект Указа по совершенствованию деятельности в сфере агроэкотуризма.

Во-первых, проектом Указа закрепляется право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные под строительство и обслуживание жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения их целевого назначения. Сейчас это право предоставлено только гражданам, имеющим земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, и сельхозорганизациям. 

Во-вторых, граждане, занятые в агроэкотуризме, смогут без всяких помех возводить на принадлежащих им земельных участках специальные гостевые домики для размещения туристов.

В-третьих, субъектам агроэкотуризма предоставляется право оказывать широкий ряд дополнительных услуг в сфере агроэкотуризма, в том числе проводить свадьбы, банкеты, юбилеи. Это востребованные услуги, и снятие существующих барьеров для их оказания, по мнению рабочей группы, очень своевременный шаг. 

Практическое осуществление предусмотренных проектом Указа подходов будет содействовать развитию туризма и вовлечению граждан сельской местности в экономическую деятельность.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото - БЕЛТА)