/ / Новости PRAVO.BY
18.04.2017

Валерий Мицкевич – об основных новациях проектов документов, направленных на стимулирование деловой активности и исключение излишних требований к бизнесу

Валерий МицкевичВ Беларуси проходит общественное обсуждение проектов правовых актов по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований к бизнесу. О некоторых проектах документов, раскрепощающих предпринимательскую деятельность, Pravo.by рассказал Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь В.В.Мицкевич.

– Валерий Вацлавович, размещенный на Национальном правовом Интернет-портале пакет документов уже вызвал огромный интерес как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны простых граждан. Можно сказать, что это самые обсуждаемые сегодня документы. Ключевым из них, как мы все понимаем, является проект Декрета Главы государства. Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются основные новации этого документа, который так ждал и ждет бизнес.

– Да, все верно, ключевым – из подготовленных документов – выступает именно проект Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Данный документ призван кардинальным образом изменить сложившуюся систему отношений между государством и бизнесом. Теперь государство будет минимальным образом вмешиваться в работу субъектов хозяйствования. Бизнес будет сам себя регулировать. Чтобы эти слова были не просто красивой фразой в проекте предусмотрен ряд механизмов по их выполнению.

Во-первых, это уведомительный порядок начала осуществления наиболее распространенных видов деятельности. Когда мы только приступали к подготовке этого документа, то решили посчитать, сколько процедур или шагов надо пройти предпринимателю, чтобы открыть простое кафе. И насчитали порядка 12 административных процедур. Это, даже по мнению управленцев, очень много. Можете себе вообразить, что по этому поводу думают простые граждане.

В этой связи было принято решение максимально упростить процесс начала осуществления своего дела. Подумав, рабочая группа приняла решение воспользоваться уже апробированной в Эстонии моделью. Пусть предприниматель направляет в местные органы власти одно единственное уведомление, и – все! – на следующий день он вправе начинать работать. Хочет, пускай кафе открывает, хочет, пусть книгами торгует, а хочет, ну не знаю, пусть мебель выпускает. Никаких препятствий для его работы нет. Человеку больше не нужно бегать по органам, собирать всякие справки и бумажки. И это правильно. Он лучше других знает, что надо для его работы.

В то же время, направляя такое уведомление, субъект гарантирует, что будет соблюдать законодательство, работать честно. Не государство, а он сам должен контролировать свою работу. Обеспечивать ее безопасность, чтобы и сам «был сыт», и люди живы здоровы остались.

Во-вторых, в проекте Декрета заложен минимальный перечень пожарных, санитарных и природоохранных требований к содержанию и эксплуатации зданий и объектов, принадлежащих бизнесу. Здесь мы четко руководствовались требованиями Главы государства о том, что все ненужное и лишнее надо отсечь. Постарались по максимуму упростить все излишние требования. Например, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц в проекте сохранено лишь 58 пунктов. В этой работе нам очень помогали наши органы пожарного надзора. 

Разрабатывая санитарные правила, мы в первую очередь руководствовались предложениями бизнеса. Сами предприниматели решили, какие требования излишние. А мы их поддержали, исключив все эти правила, связанные с поточностью сырья, готовых блюд и полуфабрикатов на кухне в ресторане или столовой. Минздрав, правда, пока с опаской посматривает на все эти нововведения. Очевидно, боится вспышки холеры или чумы… Но думаю, что и Минздрав нас в итоге поддержит. Ведь работают в Европе люди, руководствуясь минимальным перечнем требований, и ничего, никто не заболел и не умер. Думаю, и мы сможем попробовать.

Именно заложенные в проекте Декрета общие требования будут обязательны для соблюдения. Другие нормы и правила будут носить рекомендательный характер и могут применяться исключительно по усмотрению субъекта хозяйствования. 

В-третьих, мы попытались максимально упразднить имеющиеся сегодня административные барьеры на пути развития бизнеса. Так, мы отменили необходимость согласования режима работы магазинов и объектов общепита с исполкомами. Разрешили оказывать услуги по ремонту автомобилей в собственных гаражах граждан. В сфере транспортной деятельности отказались от оформления путевых листов. Упростили многие требования при осуществлении строительства. К примеру, предусмотрели возможность введения объекта строительства в эксплуатацию по принципу «одного окна».

Проект Декрета содержит еще множество различных положений, направленных на улучшение бизнес-климата в нашей стране. Главное теперь – довести этот документ до совершенства и в готовом виде представить на подписание Главе государства.

– Валерий Вацлавович, стоит отметить, что, наряду с устранением административных барьеров, многих представителей бизнеса и деловых кругов сегодня также волнуют вопросы налогообложения. В этой связи хочу поинтересоваться, заложены ли в проекте Декрета налоговые льготы и преференции для бизнеса.

– Упрощение налогового режима является, безусловно, важным фактором для развития бизнеса. Ведь любое, даже самое успешное предприятие, можно «задушить» налогами. В этой связи нами уделялось также внимание вопросам уменьшения налогообложения. Продумывались различные варианты. Взвешивались все «за» и «против».

Здесь очень важно сохранить баланс между государственными и частными интересами. В этой связи после долгих обсуждений было принято решение заложить в проекте Декрета порученческие нормы. Согласно им Правительству после издания Декрета будет необходимо внести на рассмотрение Главы государства ряд предложений по совершенствованию механизмов налогообложения. Например, будут проработаны вопросы о снижении налогов для субъектов хозяйствования, которые только открыли предприятия и создали новые рабочие места. Предполагается также закрепить возможность уплаты налогов в иностранной валюте для лиц, находящихся или осуществляющих свою деятельность за пределами страны.

Скорее всего, все эти вопросы будут разрешены в рамках подготовки планового законопроекта по корректировке Налогового кодекса.

Определенные меры по снижению налогового бремени на бизнес предусмотрены и в самом проекте Декрета. В частности, предлагается передать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий права на принятие решений о предоставлении бизнесу отсрочки и рассрочки по уплате налоговых платежей. 

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на подготовленный проект Указа Главы государства «О налоговом консультировании». Данный документ направлен на внедрение института налоговых консультантов в качестве профессиональных посредников между бизнесом и налоговыми органами. Этот институт широко применяется в мировой практике, в том числе в соседних странах. В той же Польше, Эстонии, другие европейских странах. Есть налоговые консультанты и в России. 

Своевременное обращение к налоговым посредникам позволяет бизнесу снизить риски совершения ошибок при налогообложении, а значит, и минимизировать возможные штрафы за их совершение.

– Бизнес очень волнуют также вопросы ответственности. Ведь какой смысл развивать бизнес, если завтра придут контролеры и за незначительные нарушения выпишут огромный штраф, который фактически «поставит крест» на дальнейшей работе предприятия? Предусмотрены ли проектами какие-либо меры для либерализации законодательства об административных правонарушениях.

– Разумеется, рабочей группой подготовлен также законопроект, направленный на комплексную либерализацию законодательства об административной ответственности. Для решения озвученной вами проблемы привлечения к ответственности за незначительные нарушения конкретизируется понятие «малозначительное деяние». Под ним теперь будет пониматься деяние, которое не причинило имущественного вреда правам и законным интересам граждан и государства либо если такой вред составляет менее сорока базовых величин. Чтобы было лучше понятно, приведу пример. Просрочил руководитель предприятия ненамеренно на один день уплату налогов. Забегался, замотался – с кем не бывает. Сейчас за такое полностью блокируются все счета предприятия, а руководитель привлекается к ответственности. В итоге, предприятие не работает: стоит и ждет, пока руководитель сможет рассчитаться по долгам. При этом оплатить уже надо и налоги, и пеню за просрочку их уплаты, и штраф.

Кто от этого от всего в выигрыше? Да, пожалуй, что никто. Бизнес пострадал, государство – налоги и все остальные суммы не факт, что получит. Разве что конкурент счастлив…

Вот для того, чтобы минимизировать такие ситуации, и конкретизируется понятие малозначительное деяние. С учетом предусмотренного законопроектом подхода оно не будет больше даже рассматриваться в качестве правонарушения.

В целях недопустимости применения излишне суровых мер воздействия ряд статей Кодекса об административных правонарушениях дополняются возможностью применения такого взыскания, как предупреждение. 

Предлагается также снизить размеры имущественных взысканий за совершение ряда правонарушений экономического характера.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото – НЦПИ)