/ / Новости PRAVO.BY
03.08.2016

Минюст о новой редакции закона о нотариате: «Будем и дальше совершенствовать нормативную правовую базу»

После реформы института нотариата в 2014 году нотариусы работают на условиях самоуправления и самофинансирования. Регулирование нотариальной деятельности, руководство нотариатом и контроль за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой законодательства о нотариате по-прежнему осуществляет государство в лице Министерства юстиции. Рассказать об этом Pravo.by попросил заместителя Министра юстиции Сергея Задирана.

Sergey Zadiran

Сергей Владимирович, Минюст в соответствии с возложенными на него задачами участвует в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, регулирует нотариальную деятельность. Расскажите о новациях в законодательстве о нотариате.

– В январе этого года Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» был принят в новой редакции, в этой связи Минюстом уже проделана значительная работа по приведению в соответствие с ним актов законодательства.

Так, внесены и вступили в силу изменения в постановления Правительства от 31 октября 2001 г. № 1605 и от 27 декабря 2013 г. № 1145 (принято постановление Совета Министров от 29 июня 2016 г. № 508).

В Положении о Министерстве юстиции, утвержденном постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605, откорректированы нормы, регулирующие задачи и полномочия Минюста в области нотариата, в том числе по наделению министерства рядом полномочий на издание отдельных нормативных правовых актов в сфере нотариата. Например, по установлению порядка совершения нотариальных действий, правил нотариального делопроизводства и других.

Также четко обозначены контрольные функции Минюста в отношении нотариусов и нотариальных палат.

В постановление Совета Министров от 27 декабря 2013 г. № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» внесено ряд изменений и дополнений как с учетом норм новой редакции Закона, так и с учетом правоприменительной практики.

В частности, в Минюст поступали обращения граждан на излишне уплаченный ими нотариальный тариф. В результате проведенных проверок по обращениям имели место случаи излишне уплаченного гражданами нотариального тарифа в результате неправильного применения нотариусом норм законодательства либо допущенной им арифметической ошибки при расчете нотариального тарифа. В этой связи постановление Правительства дополнено соответствующими случаями возврата плательщику полностью или частично уплаченного нотариального тарифа.

Этим же актом нормативно регламентирован вопрос взыскания нотариального тарифа при выдаче свидетельства о праве на наследство на несколько видов имущества, в частности, на движимое либо недвижимое имущество и на денежный вклад. Установлен размер нотариального тарифа за удостоверение отмены доверенности.

Можно подробнее рассказать о нормативных правовых актах Минюста? Многое ли изменилось?

– Конечно, новаций очень много. Ряд актов приведен в соответствие с новой редакцией Закона, а ряд принят в развитие его новых положений.

Внесены изменения в постановление Минюста от 24 декабря 2013 г. № 202 «О нотариальной конторе и нотариальном бюро» (постановление Минюста от 10 июня 2016 г. № 104 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 202»). Постановлением, в том числе, исключается возможность функционирования филиалов нотариальных контор, а также регулируется порядок освобождения нотариуса от обязанностей заведующего нотариальной конторой.

Инструкция о порядке выдачи удостоверения нотариуса постановлением Министерства юстиции от 10 июня 2016 г. № 99 изложена в новой редакции. Установлена новая форма удостоверения нотариуса. Теперь удостоверение будет представлять собой пластиковую карточку размером 54х86 мм, являющуюся документом с определенной степенью защиты. На его лицевой стороне размещается фото нотариуса, его фамилия, собственное имя, отчество, наименование нотариального округа, наименование выборной должности (при ее наличии у нотариуса), номер и дата регистрации свидетельства на осуществление нотариальной деятельности и иные реквизиты. Удостоверения нотарисов, которые были выданы ранее, подлежат обмену на новые до 1 января 2017 года.

Постановлениями от 10 июня 2016 г. №№ 105, 106 и 107 внесены изменения в Правила нотариального делопроизводства, Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий, формы нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительных надписей. Большинство изменений и дополнений, внесенных в эти акты, направлены на приведение используемой в них терминологии в соответствие с Законом.

Но есть и принципиально новое. Например, установлена новая форма реестра депозита нотариуса, в котором будут регистрироваться принятые нотариусом в депозит денежные средства или ценные бумаги. Так же введена форма удостоверительной надписи при удостоверении нотариусом формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Новации в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий связаны с: 

  • введением отдельной главы, устанавливающей порядок принятия в депозит нотариуса денег и ценных бумаг; 
  • проведением нотариусом правовой оценки сделки; 
  • регламентации действий нотариуса при отмене (изменении, дополнении) ранее составленного завещания не по месту его удостоверения; 
  • установлением правил обращения к нотариусу за отменой доверенности, в том числе выданной другим нотариусом, и другие.

Хочется продолжить тему актов Минюста, которые приняты в развитие новых положений Закона. К каким аспектам деятельности нотариата они относятся?

– Прежде всего, это касается вопросов хранения и передачи в нотариальные архивы документов должностных лиц загранучреждений и должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, а также порядка внесения нотариусами сведений в единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел.

Как известно, должностные лица загранучреждений и уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов совершают целый ряд нотариальных действий (удостоверяют завещания, согласия, доверенности, принимают меры по охране наследства или управлению им по поручению нотариуса и другие).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» теперь удостоверенные ими документы будут передаваться на хранение в нотариальный архив.

Постановлением Министерства юстиции от 6 июля 2016 г. № 127 «О некоторых вопросах передачи в нотариальный архив нотариальных документов» установлены сроки и специальный порядок их передачи.

Нотариальные документы должностных лиц загранучреждений будут передаваться и централизованно храниться в нотариальном архиве Минского городского нотариального округа, а нотариальные документы уполномоченных должностных лиц – в нотариальный архив того нотариального округа, на территории которого находится соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Таким образом, гражданам и организациям будет просто найти и соответственно получить архивную копию того или иного нотариального документа, удостоверенного указанными лицами.

Недавно на портале мы уже писали о том, что делает Белорусская нотариальная палата для реализации единого электронного реестра учета нотариальных действий и наследственных дел. Но интересно также узнать о вкладе Министерства юстиции в создание и развитие этой системы учета.

– Глава государства поручил до 1 января 2017 года разработать и внедрить в нотариальных конторах и нотариальных бюро единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел. Это предусмотрено пунктом 10 Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь».

С 2014 года по сегодняшний день Белорусская нотариальная палата проводила работу, направленную на выполнение этого поручения. Ход выполнения дважды рассматривался на коллегиях Минюста, давались конкретные поручения и сроки их реализации. В соответствии с постановлением коллегии от 5 февраля 2015 г. № 8/10 Белорусская нотариальная палата должна до 1 октября 2016 года принять в постоянную эксплуатацию эту систему с целью обеспечения ее внедрения до 1 января 2017 года.

Также, с учетом регулирующей функции Минюста, соответствующие нормы были внесены в новый Закон, в частности, регламентированы вопросы ее создания и функционирования: дано понятие системы, обозначен ее собственник – Белорусская нотариальная палата и многие другие.

При регулировании этого вопроса были учтены интересы граждан и установлено, что нотариальную тайну не составляют сведения об отмененной доверенности и открытии наследственного дела. Такой подход позволит публиковать данные сведения в открытом доступе. Белорусская нотариальная палата планирует указанные сведения предоставлять всем заинтересованным лицам в режиме онлайн посредством использования создаваемой системы.

Поскольку Белорусская нотариальная палата должна внедрить данную систему не позднее 1 января 2017 года, то сведения из нее станут доступны для граждан и юридических лиц только с начала ее функционирования.

С 1 июля Белорусская нотариальная палата уже тестирует единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел. А как нотариусы будут передавать сведения в неё?

– В соответствии со статьей 19 Закона порядок внесения нотариусами сведений в единую электронную систему и предоставления из этой системы сведений (за исключением сведений, составляющих нотариальную тайну, информации о частной жизни физического лица и персональных данных) устанавливается Минюстом.

В этой связи 15 июля 2016 года принято постановление № 137 «О единой электронной системе учета нотариальных действий и наследственных дел».

Постановлением регламентированы основания и объем вносимых нотариусами сведений о совершенных нотариальных действиях и открытых наследственных делах, а также предоставления из системы сведений государственным органам, иным организациям и физическим лицам.

Основанием для направления нотариусом сведений в систему будет регистрация нотариального действия в реестре нотариальных действий, реестре депозита либо регистрация наследственного дела. Сведения должны направляться в систему в день указанной регистрации, если какое-либо действие совершается с выездом, то не позднее следующего рабочего дня.

По общему правилу внесение сведений осуществляет нотариус, совершивший нотариальное действие либо открывший наследственное дело. Аналогичный порядок установлен и для внесения изменений в содержащиеся в системе сведения.

Постановлением также установлено, что Белорусская нотариальная палата обеспечивает государственным органам, иным организациям и физическим лицам ежедневно и круглосуточно свободный доступ к сведениям из единой электронной системы об открытых наследственных делах и отмененных доверенностях.

Например, для поиска информации об отмененной доверенности гражданин должен будет на сайте нотариальной палаты заполнить поисковую форму с указанием фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется) лица, выдавшего доверенность, даты ее удостоверения, фамилии, собственного имени, отчества нотариуса, удостоверившего доверенность, порядкового номера регистрации доверенности в реестре для регистрации нотариальных действий.

Также в постановлении установлены сроки внесения нотариусами сведений в систему по ранее совершенным доверенностям и заведенным наследственным делам. Это позволит создать полный информационный ресурс.

Доверенности и завещания, кроме нотариусов и указанных должностных лиц, могут совершать и иные должностные лица, если, допустим, человек находится в больнице?

– Да, конечно. К нотариально удостоверенным приравниваются доверенности и завещания, удостоверенные лицами, указанными в статьях 186 и 1047 Гражданского кодекса Республики Беларусь (главврачи, их заместители по медчасти или дежурные врачи организаций здравоохранения, руководители и главврачи домов престарелых и инвалидов, командиры (начальники) воинских частей и другие лица). Порядок удостоверения ими указанных документов устанавливается Минюстом.

Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным, постановлением Минюста от 10 июня 2016 г. № 100 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 февраля 2002 г. № 3» также приведена в соответствие с новым Законом.

Наиболее важными для должностных лиц нововведениями являются предписания о необходимости выявления при удостоверении завещания или доверенности волеизъявления завещателей или представляемых, проведения правовой оценки удостоверяемых документов и проверки соответствия содержания проекта завещания, доверенности требованиям законодательства.

Еще одной новацией Закона стала возможность производить аудио- и видеозапись совершения нотариального действия. Как это будет реализовано?

– В новой редакции Закона предусмотрено, что для фиксации совершения нотариального действия по просьбе лиц, обратившихся за его совершением, или инициативе нотариуса может производиться аудио- и видеозапись.

Реализация этих предписаний потребовала корректировки инструкции о порядке совершения нотариальных действий, правил нотариального делопроизводства и форм реестров для регистрации нотариальных действий, а также форм нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительных надписей. 

Вчастности, тексты свидетельств, удостоверительных и исполнительной надписей дополнены соответствующим указанием на производство нотариусом такой записи.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий и Правила нотариального делопроизводства теперь предусматривают регламентацию этих действий. На первом этапе это позволит применять данную норму, а в дальнейшем мы предполагаем, что, с учетом ее практической реализации, законодательство будет корректироваться.

В заключение хочу отметить, что Министерство юстиции ведет постоянную работу по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей нотариальную деятельность с учетом практики ее применения, а также повышению эффективности деятельности института нотариата, его дальнейшему развитию в Республике Беларусь. В рамках сотрудничества с различными государствами вносятся предложения в соответствующие международные программы.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото предоставлено Министерством юстиции)