«Развитие государственной системы правовой информации - актуальное направление правовой политики суверенной Беларуси» (Коваленко Е.И.)

Обретение Республикой Беларусь суверенитета создало предпосылки для преобразований практически во всех сферах социальной и государственной жизни страны. Вместе с реализацией экономических и политических реформ в независимой Беларуси в начале девяностых годов прошлого века осуществлялась интенсивная работа по формированию национальной правовой системы как самостоятельного социального института. В основу ее построения был заложен курс на повышение эффективности регулирования общественных отношений в целях защиты прав и свобод личности, государственного суверенитета, обеспечения национальных интересов.

С постепенной отменой устаревших норм, пересмотром ранее действующих подходов к правовому регулированию, нарастанием динамики и усложнением социальных отношений естественным образом происходило активное формирование собственной законодательной базы. Ее целью было обеспечение реального действия Конституции, создание системы эффективно действующих, согласованных норм права, способных гарантировать обществу надежный правопорядок, неукоснительную реализацию прав и законных интересов граждан и иных лиц.

Хронологически процесс трансформации правовой системы совпал с началом процессов информатизации в стране, осуществляемых в рамках программы информатизации Республики Беларусь на 1991–1995 годы и на период до 2000 года, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1991 г. № 444 [1]. В этой связи интенсификация процесса нормотворчества и разрастание информационного массива национального законодательства, а также начало формирования в стране информационной инфраструктуры в соответствии с мировыми тенденциями развития информационного общества стали объективными предпосылками становления и развития правовой информатизации Республики Беларусь как процесса внедрения современных информационных технологий в правовую сферу общества.

Целесообразность и своевременность развития правовой информатизации были осознаны не только в контексте актуальных проблем государственной информационной политики. Наряду с иными концептуальными проблемами государственно-правового развития республики необходимость внедрения информационных технологий в правовую сферу была закреплена в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. № 1611-XII [2]. В ней подчеркивалась необходимость использования современных информационных и компьютерных технологий в целях оптимизации законотворческого процесса и совершенствования правоприменительной практики, хранения и поддержания в контрольном состоянии базы данных действующего в республике законодательства и повышения его доступности.

Обозначив необходимость создания при Министерстве юстиции специальной структуры, на которую предполагалось возложить эти задачи, указанная Концепция положила начало процессу правовой информатизации в стране, в том числе развития государственной системы правовой информации (далее – ГСПИ) в ее первоначальном виде – государственной автоматизированной системы правовой информации.

В развитие положений этого важнейшего стратегического документа в короткий срок был принят ряд правовых актов, приблизивших идею объединения правовой информации в одном источнике, ее централизованного распространения юридическим и физическим лицам к практическому воплощению. Структурой, на которую государством были возложены задачи и функции по координации соответствующих процессов, стал Республиканский центр правовой информации, образованный в рамках Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1992 г. № 308 «О структуре и численности работников центрального аппарата Министерства юстиции» [3].

Функционирование этой головной научно-исследовательской организации в области правовой информатизации Республики Беларусь положило начало централизации на общегосударственном уровне процессов сбора, обработки, систематизации и хранения правовой информации Республики Беларусь на основе использования компьютерных технологий, а также обеспечения этой информацией государственных органов, юридических и физических лиц.

Проведение работ по созданию ГСПИ стало закономерным ответом на потребности национальной правовой системы и государства в целом, связанные с формированием единого информационно-правового пространства. Однако на первоначальном этапе развитие этой системы было сопряжено с определенными трудностями. Отсутствие технологии и порядка направления правовых актов в Республиканский центр правовой информации на электронных носителях затрудняло формирование информационных массивов законодательства и обеспечение его доступности. Тексты правовых актов приходилось набирать вручную, а затем осуществлять их обработку в электронном виде для создания информационно-правовых ресурсов и организации их распространения в электронном виде.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. № 50 «О мерах по формированию республиканского эталонного банка данных правовой информации» решило указанную проблему, а также ввело в национальное законодательство понятие «государственная система правовой информации» [4].

Согласно положениям этого постановления в целях создания ГСПИ на Республиканский центр правовой информации возлагалась задача по формированию единого эталонного банка данных правовой информации (далее – ЭБДПИ), который был принят в промышленную эксплуатацию 20 июня 1997 г. Через год в этом ресурсе содержалось более 17 тысяч документов, а в 2000 году – уже около 30 тысяч. Сегодня в ЭБДПИ размещено более 180 тысяч правовых актов.

1 октября 1997 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь» [5] в результате реорганизации Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь был образован Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ, Центр).

В рамках государственной политики в сфере правовой информатизации в целях обеспечения планомерного развития ГСПИ был принят ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми формировалась инфраструктура этой системы, определялись функции ее субъектов в рамках процессов формирования государственных информационно-правовых ресурсов (далее – ГИПР).

Были разработаны и изданы указы Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь», от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь», от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» [6; 7; 8].

Положением о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации», за Центром закреплялась задача по «созданию и развитию государственной системы правовой информации» в стране [9].

Дальнейшая практическая реализация этой задачи осуществлялась Центром с учетом научно обоснованных подходов, которые нашли отражение в Концепции государственной автоматизированной системы правовой информации, разработанной его специалистами [10, с. 76–80].

Данная Концепция определяла цели, основные задачи, принципы, структуру и требования к обеспечению функционирования ГСПИ, под которой понималась «общегосударственная организационно-техническая система информационно-правового обеспечения принятия решений на основе автоматизации процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации» [10, с. 76]. Функциональная структура этой системы состояла из подсистем сбора правовой информации, ведения информационных ресурсов, распространения правовой информации и межгосударственного обмена правовой информацией.

В основу ГСПИ были положены ее системообразующие ресурсы – ЭБДПИ и Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА). В этот период НЦПИ также осуществлялось формирование и ведение иных банков данных, в частности, «Международные договоры» и «Решения органов местного управления и самоуправления». На официальном сайте НЦПИ, введенном в эксплуатацию 1 октября 1998 г., был обеспечен свободный доступ к основным нормативным правовым актам, проектам законов, а также перечню нормативных правовых актов, включенных в НРПА.

Система распространения правовой информации функционировала в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» [11]. Распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 13 июля 2001 г. № 61ра «О совершенствовании единой государственной системы правовой информации и межгосударственной системы обмена правовой информацией» было предусмотрено создание системы широкого доступа граждан к правовой информации через публичные центры правовой информации [12].

В 2002 году с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524» [13] была начата разработка основного государственного ресурса в области права и правовой информатизации в сети Интернет. Посредством этого ресурса, введенного в эксплуатацию с 17 декабря 2003 г., предоставлялся доступ к более чем 16 тысячам правовых актов и 100 законопроектам. В течение первого месяца работы правовой портал посетили более 22 тысяч пользователей из 40 стран мира.

Созданная и функционирующая на тот момент ГСПИ рассматривалась как условие совершенствования национального законодательства, что было закреплено в следующем важнейшем политико-правовом документе стратегического характера – Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 [14]. Внедрение этой системы на всех уровнях управления, ее постоянное развитие и совершенствование рассматривались как одна из первоочередных задач в области государственно-правового строительства Республики Беларусь.

В последующий период ГСПИ характеризовалась не столь интенсивным развитием в плане формирования инфраструктуры и определения функций ее субъектов, принятия основополагающих нормативных правовых актов. Осуществлялось создание новых информационных ресурсов, совершенствовался порядок обработки правовой информации, в соответствующие процессы активно внедрялись новые технологии [15]. Эти направления качественного развития ГСПИ были обусловлены ее непосредственными целями и задачами, а также общественными потребностями, связанными с повышением эффективности законодательства и правоприменения, формированием правосознания и правовой культуры граждан.

Большое значение для процесса распространения правовой информации имело издание Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь». Данным актом Главы государства было утверждено Положение о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь, которое впервые в истории развития суверенной Беларуси содержало нормативное определение понятия ГСПИ как «организованной совокупности государственных информационно-правовых ресурсов и информационных технологий, обеспечивающей взаимодействие государственных органов, Национального центра правовой информации и иных государственных организаций по сбору, учету, обработке, хранению, систематизации, актуализации и распространению (предоставлению) правовой информации, а также официальному опубликованию правовых актов» [16].

Существенные изменения произошли в процессе официального опубликования правовых актов Республики Беларусь. Поэтапный переход к их электронному официальному опубликованию, начавшийся с 2006 года, завершился изданием Декрета Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» [17]. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь стал единственным в республике источником официального опубликования правовых актов, включенных в НРПА.

В целях обеспечения важнейших направлений деятельности государственных органов и организаций стали создаваться специализированные и тематические массивы правовых актов в виде банков данных правовой информации: «Бизнес», «Формы документов», «Свод законов Республики Беларусь», «Кодексы», «Индивидуальный предприниматель», «Труд и профсоюзное движение», «Права несовершеннолетних», «ЭТАЛОН ДСП», «Технические нормативные правовые акты» и другие. Был начат выпуск историко-ориентированных ресурсов, востребованных в рамках осуществления научной, просветительской, воспитательной и образовательной деятельности. В связи с возрастанием потребности в правовой информации правоприменительного характера создавались универсальные и узкотематические по содержанию ресурсы, содержащие такую информацию. Получило развитие такое перспективное и востребованное у пользователей – государственных органов и иных юридических лиц направление деятельности, как создание банков данных принимаемых ими локальных правовых актов, поддерживаемых в актуальном состоянии и обеспечивающих возможность одновременной работы с актами законодательства.

В целях удовлетворения информационных потребностей в правовой информации отдельных целевых групп виртуальных пользователей были созданы уникальные интернет-ресурсы. Сегодня посредством Детского правового сайта, введенного в эксплуатацию в 2008 году, осуществляется правовое воспитание детей и подростков, предоставление им правовой информации в адаптированной, в том числе игровой, форме. Сайт «Правовой форум Беларуси», созданный в 2013 году, является интерактивной площадкой для дискуссий по вопросам действующего законодательства и практики его применения как представителями профессионального юридического сообщества, так и широким кругом общественности, а также для официального публичного обсуждения наиболее важных проектов правовых актов.

На постоянной основе в рамках ГСПИ осуществляется развитие лингвистических средств, обеспечивающих взаимодействие пользователей с государственными информационно-правовыми ресурсами: различных классификаторов, словаря терминов и определений, правового навигатора, базы данных «Словарь юридических терминов на белорусском, русском и английском языках». В 2015 году актом Главы государства утверждена новая редакция Единого правового классификатора Республики Беларусь [18], что позволит и в дальнейшем обеспечивать единство структуры и представления национального законодательства в соответствии с этим актуализированным лингвистическим средством.

С учетом результатов комплексного изучения прогрессивных разработок в сфере интернет-технологий, пожеланий и предложений пользователей постоянно совершенствуются функциональные возможности и сервисы информационно-поисковых систем и иных ГИПР. Внедряются эффективные поисковые стратегии и другие новшества, позволяющие удовлетворять информационные потребности пользователей на качественно новом уровне.
Сегодня, когда более трети населения Земли уже получают информацию онлайн, всем желающим предоставлена возможность работы с ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE», в том числе с использованием мобильных приложений для наиболее распространенных операционных систем. В рамках ГСПИ и дальше будут совершенствоваться механизмы и способы доступа к правовой информации в электронной форме посредством сети Интернет и республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений.

Благодаря взвешенной государственной политике в сфере правовой информатизации сегодня ГСПИ аккумулирует весь национальный правовой массив и интегрирует его в мировое информационное пространство. Ресурсы данной системы ориентированы на самые разные целевые и возрастные группы, полностью обеспечивают информационные потребности юридических и физических лиц в эталонной и другой правовой информации, необходимой для профессиональной и иной деятельности.

Учитывая, что правовая информатизация направлена «на поддержание надлежащих качеств и объема законодательства, а также повышение эффективности правового регулирования, в том числе за счет оптимизации доступа к правовой информации» [19], необходимость постоянного развития ГСПИ как одного из направлений правовой информатизации нашла отражение в Рекомендациях по теоретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь, одобренных решением ученого совета Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 5 [20]. Кроме того, по мнению отдельных ученых, сегодня ГИПР предлагается рассматривать в качестве нового элемента национальной правовой системы, сформированного под влиянием усиленного развития законодательства [21, с. 20].

Очевидно, что система правовой информации эффективно содействует повышению качества нормотворческой деятельности и правоприменительной практики. Примером участия ГСПИ в повышении качества национального законодательства может служить практика Центра по обеспечению соответствия нормативных правовых актов лингвистическим требованиям, осуществляемая в рамках процесса официального опубликования. В рамках информационно-правового сопровождения государственных органов и субъектов хозяйствования им предоставляются эталонная и иная правовая информация, а также информационно-правовые ресурсы, содержащие проекты законов Республики Беларусь и иные материалы законопроектной деятельности.

Круг задач современной ГСПИ постоянно расширяется, и их решение является составной частью глобальной работы по обеспечению функционирования и развития государства и общества. Осуществляемые в рамках ГСПИ регулирование важнейших процессов правовой коммуникации и обеспечение доступности правовых актов содействуют повышению эффективности государственного управления и национальной безопасности, качественно влияют на развитие человеческого потенциала и институтов демократии.

В целом следует подчеркнуть весьма динамичный и инновационный на современном этапе характер развития ГСПИ. Проводится модернизация программно-технологических комплексов формирования отдельных ГИПР с учетом новейших достижений, создаются и внедряются иные новации и разработки, в том числе с использованием научных достижений Центра.
В ближайшей перспективе развития ГСПИ будет осуществляться дальнейшее совершенствование процесса формирования общегосударственного информационно-правового массива на основе внедрения электронного документооборота в нормотворческую деятельность. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов» [22] уже со следующего года будет происходить поэтапный переход к исключительному использованию электронных документов (электронных актов, удостоверенных электронной цифровой подписью) в процессах сбора и обработки нормативных правовых актов республиканских и местных органов власти. Это позволит обеспечить соответствующую оптимизацию процессов проведения обязательной юридической экспертизы, формирования НРПА и официального опубликования нормативных правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

В рамках ГСПИ будет расширяться круг субъектов, обеспечиваемых эталонной и иной правовой информацией. Это международные организации и интеграционные объединения, членом (участником) которых является Республика Беларусь, иностранные государства, а также органы соответствующих субъектов. Актуальным является дальнейшее обеспечение деятельности судов, органов прокуратуры, адвокатуры, нотариата, других организаций и граждан актуальной и достоверной информацией о судебной практике. Развитие деятельности по наполнению ГИПР информацией правоприменительного характера (решения и разъяснения государственных органов и организаций, аналитические и научно-практические материалы по вопросам применения норм права, иные) будет содействовать правопониманию и правомерному поведению граждан и субъектов хозяйствования.

Из вышеуказанного следует, что ключевым приоритетом дальнейшего развития национальной системы правовой информации является:

  • дальнейшая автоматизация процессов, осуществляемых как внутри самой системы, так и внешних, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия всех ее субъектов в рамках формирования ГИПР;
  • дальнейшая диверсификация ГИПР, которая подразумевает расширение их содержания, функционального предназначения и разнообразия в целях качественного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных органов, иных юридических и физических лиц;
  • развитие ГИПР с постепенным переходом от информационно-правовых систем к системам поддержки принятия решений, а также стимулирование их эффективного использования во всех отраслях и сферах социально-экономической деятельности.

Таким образом, при всех изменениях, обусловленных воздействием различных факторов, константой является то, что в рамках ГСПИ и дальше будет осуществляться решение актуальных задач, возникающих в рамках развития процессов информатизации в стране, национальной правовой системы, суверенного белорусского государства и общества в целом.

Список цитированных источников

1. О программе информатизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 нояб. 1991 г., № 444 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

2. О Концепции судебно-правовой реформы [Электронный ресурс] : постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г., № 1611-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. О структуре и численности работников центрального аппарата Министерства юстиции [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 мая 1992 г., № 308 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

4. О мерах по формированию республиканского эталонного банка данных правовой информации [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 февр. 1994 г., № 50 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

5. О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 1997 г., № 338 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

6. О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 20 июля 1998 г., № 369 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

7. О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июля 1998 г., № 376 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

8. Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

9. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., № 524 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

10. Кашинский, Ю. И. Концепция государственной автоматизированной системы правовой информации / Ю. И. Кашинский [и др.] // Проблемы правовой информатизации : сб. ст. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь; редкол. : Д. В. Лукьянович [и др.]. – Минск, 1998. – Вып. 1. – С. 76–80.

11. О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 дек. 1998 г., № 565 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

12. О совершенствовании единой государственной системы правовой информации и межгосударственной системы обмена правовой информацией [Электронный ресурс] : распоряжение Главы Администрации Президента Респ. Беларусь, 13 июля 2001 г., № 61ра // ЭТАЛОН. Распоряжения Президента и Главы Администрации Президента Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

13. О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 609 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

14. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

15. Правовая информатизация Республики Беларусь: становление и перспективы развития / Н. Н. Радиванович [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Радивановича. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 400 с.

16. Положение о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 г., № 712 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

17. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

18. О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2015 г., № 328 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

19. Калинин, С. А. О методологических проблемах правовой информатизации [Электронный ресурс] / С. А. Калинин // Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2015) : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 28 мая 2015 г.) / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

20. Рекомендации по теоретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : одобрены решением ученого совета Нац. центра законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь, 23 апр. 2013 г., № 5 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2015. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normotvorcheskaya-deyatelnost/poleznaya-informatsiya/rekomendatsii-po-teoretiko-metodologicheskim-osnovam-sovershenstvovaniya-pravovoy-sistemy-respubliki. – Дата доступа: 12.11.2015.

21. Сидорчук, И. П. Национальная правовая система: проблемы и пути их решения / И. П. Сидорчук // Право.by. – 2015. – № 2. – С. 19–23.

22. Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г., № 243 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Коваленко Е.И.
директор Национального центра правовой информации
Республики Беларусь 

Подготовлена в рамках цикла
«Право современной Беларуси: истоки, уроки, достижения и перспективы»