Конституционный Суд Республики Беларусь

Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:

Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Зал заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

  • о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; 
  • о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда,  Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
  • о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд по предложению Президента в случаях, установленных Конституцией, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

Конституционный Суд:

  • в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей Национального собрания в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, – до подписания этих законов Президентом;
  • по предложениям Президента принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;
  • по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;
  • по предложениям Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
  • по предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • по предложениям Президента проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;
  • принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;
  • принимает ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;
  • осуществляет иные полномочия.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее – организация), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений (далее – инициативные обращения). Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, направленные непосредственно в Конституционный Суд, рассматриваются им в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, за исключением обращений, содержащих информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.

Основными принципами конституционного судопроизводства являются:

  • законность;
  • независимость судей Конституционного Суда;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • состязательность;
  • равенство сторон;
  • всестороннее, полное и объективное исследование материалов дела;
  • использование устной и письменной форм конституционного судопроизводства;
  • язык конституционного судопроизводства (конституционное судопроизводство ведется на белорусском и (или) русском языках);
  • презумпция конституционности актов.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, а также действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.