Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

  • местные Советы депутатов;
  • исполнительные и распорядительные органы;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • местные референдумы;
  • собрания;
  • другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управлениеформа организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

  • областных,
  • районных,
  • городских,
  • поселковых,
  • сельских исполнительных комитетов,
  • местных администраций. 

Местное самоуправление в Республике Беларусьформа организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает:

  • местные Советы депутатов;
  • органы территориального общественного самоуправления:
    • советы и комитеты:
      • микрорайонов;
      • жилищных комплексов;
    • домовые;
    • уличные;
    • квартальные;
    • поселковые;
    • сельские комитеты;
  • другие органы, в том числе единоличные.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

  1. первичный;
  2. базовый;
  3. областной.

К первичному территориальному уровню относятся Советы:

  • сельские;
  • поселковые;
  • городские (городов районного подчинения).

К базовому территориальному уровню относятся Советы:

  • городские (городов областного подчинения);
  • районные.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

Исполкомы подразделяются на три уровня:

  • первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  • базовый (городские (городов областного подчинения), районные);
  • областной.

В состав исполкома входят:

  • председатель;
  • заместители (заместитель) председателя;
  • управляющий делами (секретарь);
  • члены исполкома.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

В компетенцию исполнительного комитета входит:

  • разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;
  • разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;
  • обеспечение на соответствующей территории соблюдения:
    • Конституции Республики Беларусь;
    • законов Республики Беларусь;
    • актов Президента Республики Беларусь;
    • решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
  • организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;
  • принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
  • распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
  • принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
  • согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
  • осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;
  • решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:

  • соответствующими Советами депутатов;
  • вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;
  • Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции Республики Беларусь).