Условия выдачи листка нетрудоспособности

Листки нетрудоспособности выдаются при временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, а также в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, которое фактически осуществляет уход за ребенком; уходом за больным членом семьи; карантином; беременностью и родами; протезированием с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия; усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установлением над ним опеки. В случае временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности выдается в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97, которая регулирует порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, удостоверяющих временную нетрудоспособность, беременность и роды и подтверждающих временное освобождение граждан от работы, учебы и другой трудовой деятельности, по медицинским причинам и социальным факторам, предусмотренным действующим законодательством.

Листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в соответствии с вышеуказанной инструкцией, является основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Временная нетрудоспособность возникает при острых заболеваниях (травмах), кризисных состояниях, обострении (декомпенсации) хронических заболеваний, когда осуществление трудовой деятельности больным не доступно или противопоказано.

Листок нетрудоспособности выдается:

· работникам из числа граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, работающим в организациях независимо от их форм собственности, а также лицам, занимающимся предпринимательской или иной деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

· безработным, состоящим на учете в государственной службе занятости, в период выполнения ими общественных работ;

· работникам из числа граждан государств – участников СНГ в случае возникновения у них временной нетрудоспособности в период пребывания на территории Республики Беларусь;

· лицам, у которых временная нетрудоспособность наступила в период работы (осуществления предпринимательской и иной деятельности) и длилась после ее оставления.

Листки нетрудоспособности выдаются и продлеваются государственными организациями здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и негосударственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдачу листков нетрудоспособности. Специальное разрешение (лицензия) выдается по совместному решению Минздрава и фонда на срок, не более 5 лет в соответствии с законодательством. Листки нетрудоспособности выдаются по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пациента, организацией здравоохранения по месту жительства, а при наличии ведомственных организаций здравоохранения – также и по месту работы, учебы, службы или по месту закрепления пациента для медицинского обслуживания. В случае обращения за медицинской помощью пациентов, временно утративших трудоспособность, в организацию здравоохранения вне места их постоянного обслуживания, листок нетрудоспособности выдается только с разрешения главного врача (руководителя) или лица, исполняющего его обязанности. Листок нетрудоспособности выдается лечащим врачом после личного осмотра больного со дня установления временной нетрудоспособности, в том числе в выходные и праздничные и в день увольнения, в период отпусков (трудового, социального).

 

Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/populyarnye-voprosy.php, 12.06.2018