ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ СТРАХОВЩИКОВ И СТРАХОВЫХ БРОКЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ШЕЛКОВ О.В.,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, доцент

 

 

Материал подготовлен

с использованием нормативных

правовых актов по состоянию

на 20 апреля 2015 г.

 

Страхование является одной из старейших, проверенных многовековой практикой финансовых систем. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что страхование – это наиболее эффективный и все более востребованный способ управления социально-экономическими рисками. Распределение ущерба между всеми потенциально подверженными риску субъектами за счет предварительной уплаты страховых премий и формирования специальных денежных фондов признано ведущими экономистами не только необходимым, но и обязательным финансовым механизмом современной рыночной экономики.

Одним из субъектов страхового правоотношения является страховщик, который «осуществляет оценку страхового риска, получает страховые премии (страховые взносы), формирует страховые резервы, инвестирует активы, определяет размер убытков или ущерба, производит страховые выплаты, осуществляет иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия» [9, с. 163].

В соответствии со статьей 828 Гражданского кодекса Республики Беларусь страховщик – это «коммерческая организация, созданная для осуществления страховой деятельности и имеющая специальное разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности. Требования, которым должен отвечать страховщик, порядок лицензирования его деятельности и осуществления государственного надзора за его деятельностью определяются законодательством» [2].

Следовательно, страховщик должен отвечать следующим требованиям:

– являться коммерческой организацией, созданной для осуществления страховой деятельности;

– иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности;

– и, наконец, быть зарегистрированным в качестве страховщика на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Следует учитывать, что «необходимость государственной регистрации юридического лица, как факта, подтверждающего его создание, является общим правилом, закрепленным в законодательстве» [4, с. 125]. Государственная регистрация страховой организации – один из важнейших шагов в становлении бизнеса.

Регистрационный этап образования страховой организации охватывает следующие фазы:

– формирование пакета регистрационной документации;

– внесение необходимой суммы в уставный фонд и обязательных платежей;

– получение свидетельства о регистрации;

– постановка на учет в статистическом управлении, регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде;

– открытие счета в учреждении банка.

В настоящее время в Республике Беларусь государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, в том числе с участием иностранных инвесторов, внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», с учетом особенностей, определенных Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение о страховой деятельности). Страховщики и страховые брокеры, осуществляющие страховую деятельность в Республике Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов.

По данным на 10 апреля 2015 г. в Республике Беларусь действуют 23 страховые организации различных форм собственности, в том числе – с участием иностранного капитала, прошедшие необходимую государственную регистрацию в Министерстве финансов, и имеющие лицензии на право осуществления страховой деятельности. Много это или мало? Для сравнения приведем статистику по Европе. Например, в Австрии с населением 9,5 млн. чел. работает 69 страховых компаний, в Бельгии (население 11,2 млн. чел.) – 146 страховых компаний, в Болгарии (население 7,3 млн. чел.) – 498 страховых компаний, в Швейцарии (население 8 млн. чел.) – 147 страховых компаний, в целом по Европе (население 593 млн. чел. – 5357 страховых компаний (т.е. на 10 млн. чел. – около 100 компаний) [3, с. 9]. Следовательно, в Республике Беларусь имеются возможности для роста числа страховых компаний с учетом дальнейшего развития новых видов страхования, осуществляемых как в добровольной, так и в обязательной формах.

В статье рассматриваются особенности формирования уставного фонда страховщика и страхового брокера, порядок государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, их реорганизации и ликвидации, особенности участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь, порядок создания страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь и за ее пределами.

1. Особенности формирования уставного фонда страховщика и страхового брокера

При создании страховой организации требуется создание уставного фонда. Средства уставного фонда являются базисными для хозяйственной деятельности организации. Кроме этого, уставный фонд призван гарантировать надежность создаваемой организации, обеспечить исполнение требований кредиторов.

Уставный фонд представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имуществе при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных законодательством и учредительными документами.

Уставный фонд является первоначальным, исходным капиталом для организации. Его величина определяется с учетом предполагаемой коммерческой деятельности и фиксируется в момент государственной регистрации предприятия.

Уставный фонд страховой организации формируется за счет вкладов участников. Вклады участников могут быть денежные и неденежные (иногда их называют имущественными).

Необходимо учитывать, что в Республике Беларусь с 2015 года повышены требования к размеру минимального уставного фонда страховых организаций. Пунктом 15 Положения о страховой деятельности установлен минимальный размер уставного фонда для страховщика в сумме, эквивалентной 5 млн. евро. Эта норма установлена для страховых организаций, осуществляющих как страхование жизни, так и иные виды страхования. Также введено новое требование к минимальному размеру уставного фонда страховых брокеров. Он установлен в сумме, эквивалентной 25 000 евро.

Страховые организации, осуществляющие виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, и созданные до 1 июня 2014 г., обязаны сформировать свои уставные фонды:

– до 1 мая 2015 г. – в размере, эквивалентном не менее 2,25 млн. евро;

– до 1 мая 2016 г. – в размере, эквивалентном не менее 3,25 млн. евро;

– до 1 мая 2017 г. – в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

Страховые организации, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и созданные до 1 июня 2014 г. обязаны сформировать свои уставные фонды:

– до 1 мая 2015 г. – в размере, эквивалентном не менее 3 млн. евро;

– до 1 мая 2016 г. – в размере, эквивалентном не менее 3,5 млн. евро;

– до 1 мая 2017 г. – в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

Формирование своих уставных фондов в размере, эквивалентном не менее 25 000 евро страховыми брокерами, созданными до 1 июля 2014 г., завершилось к 1 января 2015 г.

Законодатель обращает внимание на то, что уставный фонд страховщика, страхового брокера должен быть полностью сформирован его собственником имущества (учредителями, участниками) к дате государственной регистрации.

Часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, должна вноситься денежными средствами.

Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сформирована путем внесения собственником имущества (учредителями, участниками) страховщика, страхового брокера неденежных вкладов. Однако это правило не распространяется на иностранных инвесторов, которые свои доли в уставных фондах (акции) страховщиков и страховых брокеров должны оплачивать исключительно денежными средствами.

Источниками для формирования уставного фонда страховщика, страхового брокера могут являться только собственные средства собственника имущества (учредителей, участников), а для формирования уставного фонда, связанного с его увеличением, – собственные средства собственника имущества (учредителей, участников) страховщика, страхового брокера и (или) источники собственных средств страховщика, страхового брокера.

Особое значение придается норме о том, что для формирования уставного фонда страховщика, страхового брокера, в том числе связанного с его увеличением, не могут быть использованы заемные средства (кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы, в том числе оформленные облигациями, и иные заемные средства) и (или) доходы, полученные преступным путем.

При этом под собственными средствами собственника имущества (учредителей, участников) страховщика, страхового брокера следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие им на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Под источниками собственных средств страховщика, страхового брокера следует понимать нераспределенную прибыль прошлых лет и фонды, созданные за счет прибыли, в случае, если названные источники не были использованы.

В качестве неденежного вклада может выступать имущество, принадлежащее собственнику имущества (учредителям, участникам) страховщика, страхового брокера на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления), необходимое, пригодное для осуществления страховой деятельности и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

При регистрации страховой компании дополнительно представляются документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) этой организации. Подтверждение происхождения собственных денежных средств оформляется в виде аудиторского заключения. Для подготовки данного заключения аудиторам необходимо представить следующие документы:

– для физических лиц – справку о доходах с места работы, договоры купли-продажи недвижимости, акций, долей в предприятиях и т.д.;

– для юридических лиц – подтвержденную бухгалтерскую отчетность, платежные документы, подтверждающие внесение оплаты на расчетный счет вновь создаваемой организации.

Следует учитывать, что после государственной регистрации страховщик, страховой брокер должны постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда. При этом в качестве обеспечения минимального размера уставного фонда не могут выступать заемные средства, полученные страховой организацией, страховым брокером в виде кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займов, в том числе оформленных облигациями, и иные заемные средства.

Кроме этого, страховая организация обязана получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение долей в ее уставном фонде (акций), составляющих 5 и более процентов уставного фонда страховой организации. Участники страховых организаций Республики Беларусь обязаны получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение (приобретение) долей в уставных фондах (акций) страховых организаций.

В случае изменения размера уставного фонда страховщик, страховой брокер обязаны внести изменения и (или) дополнения в свои учредительные документы и представить их для государственной регистрации.

В Республике Беларусь на конец 2014 года максимальные показатели уставного капитала имели БОУСП «Белгосстрах» (3,9 трлн. руб.), БРУПЭИС «Белэксимгарант» (4,0 трлн. руб.), РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» (1,3 трлн. руб.), минимальные – ОАСО «МЕГА ПОЛИС» (10,8 млрд. руб.), ИСП «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» (5,6 млрд. руб.), СООО «Росгосстрах» (4,3 млрд. руб.). Таким образом, у государственных компаний проблем с формированием уставного фонда в соответствии с новыми требованиями нет, а что касается частных страховых компаний – то все зависит от желания их акционеров и видения ими перспектив развития страхового рынка в Республике Беларусь.

2. Порядок государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы

Создание страховой организации требует выполнения сложных и трудоемких работ по следующим основным этапам:

1 этап – возникновение идеи создания страховой организации и обоснование ее реальности с позиций организационных и финансовых условий деятельности страховщика и экономической целесообразности.

2 этап – принятие и оформление решения о создании страховой организации, разработка и утверждение учредительных документов и ее органов управления.

3 этап – государственная регистрация страховой организации.

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Общий порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен пунктами 12–16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования).

Как ранее указывалось, страховщик и страховой брокер, осуществляющие страховую деятельность в Республике Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь. До подачи в Министерство финансов для государственной регистрации документов, предусмотренных Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой страховой организации должны:

согласовать с Министерством финансов наименование страховой организации;

определить предполагаемое местонахождение страховой организации;

принять решение о создании организации и подготовить ее устав.

Документы для государственной регистрации могут быть представлены в Министерство финансов путем личного обращения, а в случаях и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, – посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для государственной регистрации организаций, создаваемых, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

Что касается государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы, в том числе в случаях изменения собственника имущества, состава учредителей (участников), увеличения уставного фонда страховой организации, страхового брокера, то, помимо документов, предусмотренных Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, дополнительно в Министерство финансов представляются (п. 17 Положения о страховой деятельности):

документы, подтверждающие происхождение собственных средств собственника имущества (учредителей, участников) для их внесения в уставный фонд страховщика, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением);

документы, подтверждающие осуществление собственником имущества (учредителями, участниками) – юридическими лицами деятельности не менее трех лет, а также наличие прибыли собственника имущества (учредителей, участников) по итогам осуществления своей деятельности в последние три года (в соответствии с аудиторским заключением), в случаях создания страховой организации, страхового брокера либо вхождения в их состав нового участника;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию предыдущего выпуска акций в уполномоченном республиканском органе государственного управления, осуществляющем государственное регулирование рынка ценных бумаг;

передаточный акт или разделительный баланс – в случае реорганизации страховщика, страхового брокера;

выписка из протокола общего собрания участников страховщика, страхового брокера о внесении изменений и (или) дополнений в его учредительные документы.

Для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) страховщика, страхового брокера наряду с документами, для государственной регистрации субъектов хозяйствования, в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности:

– руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров страховщика;

– руководителей, их заместителей страхового брокера.

Профессиональная пригодность кандидатов на указанные должности определяется в порядке, установленном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 7 февраля 2002 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке определения профессиональной пригодности руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров страховых организаций, страховых брокеров, а также руководителей обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров».

Подтверждение профессиональной пригодности кандидатов осуществляется аттестационной комиссией по определению профессиональной пригодности Министерства финансов Республики Беларусь (далее – комиссия) путем собеседования и определения соответствия кандидата квалификационным требованиям.

Квалификационные требования включают:

– образование (высшее экономическое или юридическое образование) и стаж работы в зависимости от должности;

– знание основ гражданского законодательства и других нормативных правовых актов в области страхования, общих принципов организации бухгалтерского учета в страховании; основ законодательства о труде, основ делопроизводства;

– с 1 января 2017 г. – наличие сертификата профессионального бухгалтера для главного бухгалтера страховой организации.

Председателем комиссии является заместитель Министра финансов, курирующий вопросы страхового надзора.

Министерство финансов до осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховщика, страхового брокера, вправе запрашивать у государственных органов и иных организаций дополнительные сведения о новых участниках страховщика, страхового брокера, источниках денежных средств и иного имущества, вносимых в уставный фонд страховщика, страхового брокера, другие сведения, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства при внесении в учредительные документы страховщика, страхового брокера изменений и (или) дополнений.

Осуществление государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховщика, страхового брокера, или принятие решения об отказе в их регистрации производится в срок, не превышающий одного месяца со дня представления всех необходимых документов и сведений.

Следует учитывать, что страховая организация, страховой брокер могут быть собственником имущества (учредителем, участником) других юридических лиц. Вместе с тем, собственником имущества (учредителем) страховой организации, создаваемой в форме унитарного предприятия, может быть только юридическое лицо.

3. Особенности участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь

При наличии в составе участников создаваемой страховой компании представителя иностранного государства необходимо заранее направить в Министерство финансов письмо о согласовании иностранного инвестора и размера его вклада в уставном фонде компании. Причем иностранный инвестор, предполагающий свое участие в уставном фонде страховой организации в Республике Беларусь, должен иметь не менее чем десятилетний срок осуществления страховой деятельности на территории иностранного государства.

Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2006 г. № 1174 «Об установлении квоты иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь».

В настоящее время установлена квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь в размере 30 процентов, получаемая в результате деления суммарной стоимости всех вкладов (акций) иностранных инвесторов и их дочерних организаций в уставные фонды страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, на совокупный уставный фонд всех страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, умноженная на 100.

В случае превышения в Республике Беларусь данной квоты Министерство финансов прекращает регистрацию страховых организаций с участием иностранных инвесторов и (или) выдачу таким организациям специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности.

Кроме этого, Министерство финансов осуществляет строгий контроль за увеличением страховщиком размера своего уставного фонда за счет средств иностранных инвесторов, а также отчуждением страховой организацией долей в уставном фонде (акций) в пользу иностранных инвесторов.

Так, страховая организация обязана получить предварительное разрешение Министерства финансов на:

увеличение размера своего уставного фонда за счет средств иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам;

отчуждение долей в ее уставном фонде (акций), составляющих 5 и более процентов уставного фонда страховой организации;

отчуждение долей в ее уставном фонде (акций) в пользу иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к данным иностранным инвесторам.

Белорусские участники страховых организаций Республики Беларусь обязаны получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение принадлежащих им долей в уставных фондах (акций) в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам.

В таком предварительном разрешении отказывается, если:

указанная квота превышена или будет превышена при совершении действий, названных ранее;

юридическое лицо, которому страховщик, участник страховщика намерен осуществить отчуждение принадлежащих ему долей в уставном фонде (акций), осуществляет деятельность менее трех лет и не имеет прибыли по итогам осуществления своей деятельности в последние три года;

существует необходимость обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, защиты интересов национальных страховых организаций.

Страховые организации, являющиеся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 процентов, могут создавать обособленные подразделения на территории Республики Беларусь, а также являться учредителями (участниками) других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов.

Такое разрешение не выдается при превышении квоты, определенной в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2006 г. № 1174 «Об установлении квоты иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь».

4. Создание страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь

Страховые организации и страховые брокеры создают обособленные подразделения в Республике Беларусь с разрешения Министерства финансов в порядке, установленном Положением о порядке создания обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530».

Обособленные подразделения страховой организации, страхового брокера не являются юридическими лицами и действуют на основании положений об обособленном структурном подразделении, утвержденных создавшими их страховой организацией, страховым брокером.

Создание обособленного подразделения страховой организации, страхового брокера осуществляется после получения соответствующего разрешения Министерства финансов.

Для получения разрешения на создание обособленного подразделения страховой организацией, страховым брокером представляются в Министерство финансов:

– заявление с указанием предполагаемого местонахождения обособленного подразделения и целей его создания;

– сведения о профессиональной пригодности кандидата на должность руководителя обособленного подразделения.

Выдача разрешения на создание обособленного подразделения страховой организации, страхового брокера осуществляется в пятнадцатидневный срок со дня получения Министерством финансов документов, указанных ранее.

О принятии решения об отказе в принятии заявления на создание обособленного подразделения Министерство финансов в трехдневный срок со дня подачи заявления письменно информирует о принятом решении страховую организацию, страхового брокера с указанием правового основания принятого решения, порядка его обжалования.

5. Создание обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров за пределами Республики Беларусь

Создание страховыми организациями и страховыми брокерами за пределами Республики Беларусь обособленных подразделений, а также участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей в уставных фондах (акций) таких организаций осуществляются с разрешения Министерства финансов с учетом особенностей, определенных законодательством Республики Беларусь и правом иностранных государств, в которых осуществляются соответствующие действия.

Такой порядок установлен Положением о порядке создания обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров за пределами Республики Беларусь, участия в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530».

За разрешением для создания обособленных подразделений, а также участия в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций страховая организация, страховой брокер обязаны обратиться с заявлением в Министерство финансов. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) для создания обособленных подразделений:

– копия решения страховой организации, страхового брокера о создании обособленного подразделения за пределами Республики Беларусь;

– экономическое обоснование необходимости создания данного обособленного подразделения;

б) для участия в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера:

– копия решения страховой организации, страхового брокера об участии в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера;

– экономическое обоснование необходимости участия в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера;

в) для приобретения долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь:

– копия решения страховой организации, страхового брокера о приобретении долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь;

– экономическое обоснование необходимости приобретения долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь.

Выдача разрешения на создание обособленного подразделения, а также на участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций осуществляется в пятнадцатидневный срок со дня подачи необходимых документов.

После создания страховой организации, страхового брокера за пределами Республики Беларусь либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций страховая организация, страховой брокер в месячный срок в письменной форме уведомляют об этом Министерство финансов.

Документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть в установленном порядке легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых является Республика Беларусь, и представлены с нотариально заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.

6. Отказ в государственной регистрации создаваемой (реорганизуемой) страховой организации, страхового брокера

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации требованиям законодательства или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица.

Уполномоченный сотрудник Министерства финансов не осуществляет государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховой организации, страхового брокера, в случаях, предусмотренных законодательными актами о государственной регистрации субъектов хозяйствования,

Так, пункт 24 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования устанавливает, что уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, в случае:

– непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;

– оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 23 Положения о страховой деятельности уполномоченный сотрудник Министерства финансов не осуществляет государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) страховой организации, страхового брокера при:

– неподтверждении в установленном порядке происхождения собственных средств собственника имущества (учредителей, участников) для внесения в качестве вклада в уставный фонд страховой организации, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением);

– осуществлении собственником имущества (учредителями, участниками) – юридическими лицами деятельности менее трех лет;

– отсутствии у собственника имущества (учредителей, участников) – юридических лиц прибыли по итогам осуществления своей деятельности в последние три года (в соответствии с аудиторским заключением) в случаях создания страховой организации, страхового брокера либо вхождения в их состав нового участника;

– превышении установленной квоты иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь;

– профессиональной непригодности кандидатов на должности руководителя, его заместителей и главного бухгалтера страховой организации, руководителя, его заместителей страхового брокера;

– необходимости обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, защиты интересов страховых организаций, страховых брокеров – резидентов Республики Беларусь.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного государственного органа от регистрации юридического лица, например, при пропуске установленного для регистрации срока.

7. Реорганизация и ликвидация страховой организации, страхового брокера

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.

Реорганизация страховой организации может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Решение о реорганизации принимается, как правило, общим собранием или органом управления, уполномоченным на это уставом, либо учредителем.

Реорганизация и ликвидация страховой организации, страхового брокера осуществляются в соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Однако следует учитывать, что кроме общих требований к реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, предусмотренных Декретом № 1, особенности реорганизации и ликвидации страховой организации, страхового брокера установлены пунктами 25–26 Положения о страховой деятельности.

Так, при ликвидации страховой организации выполнение ее обязательств перед страхователями (выгодоприобретателями) производится во внеочередном порядке за счет средств страховых резервов и собственного капитала.

Страховая организация независимо от формы собственности обязана при ликвидации, прекращении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, а при возбуждении экономическим судом области (города Минска) в отношении страховой организации – должника конкурсного производства вправе в порядке, установленном Положением о порядке передачи страховой организацией обязательств, принятых по договорам добровольного страхования, страховых резервов и остатков средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий другой страховой организации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530», выполнить обязательства, принятые по действующим договорам добровольного страхования, либо передать такие обязательства другой страховой организации или произвести расторжение договоров добровольного страхования. Страховая организация также обязана по письменному заявлению страхователя передать обязательства по договорам добровольного страхования другой страховой организации, названной в заявлении страхователя, при условии соответствия этой страховой организации указанным ранее критериям.

В случае расторжения договора добровольного страхования при ликвидации, прекращении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, при возбуждении экономическим судом в отношении страховой организации – должника конкурсного производства:

– обязательства страховщика по такому договору прекращаются, за исключением случаев, когда его обязательства по осуществлению страховой выплаты возникли до расторжения договора;

– страховщик имеет право на часть страхового взноса пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, обусловленное заключенным договором добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, а по договорам добровольного страхования, относящимся к страхованию жизни, – на часть страхового взноса в соответствии с условиями правил добровольного страхования, на которых они были заключены.

Страховая организация, принимающая обязательства по договорам добровольного страхования, должна быть согласно критериям, установленным законодательством, платежеспособной с учетом вновь принимаемых на себя обязательств и выполнять их надлежащим образом в соответствии с условиями, на которых были заключены договоры добровольного страхования, а также иметь страховые резервы в размере, достаточном для выполнения всех ее обязательств, в том числе вновь принимаемых.

Одновременно с передачей обязательств по договорам добровольного страхования передаются сформированные в соответствии с законодательством страховые резервы в размере, соответствующем передаваемым обязательствам по договорам добровольного страхования, и остатки средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий.

 

Таким образом, сегодня государство понимает, что страхование служит не только гарантией защиты имущественных интересов граждан и субъектов хозяйствования, но и обеспечивает приток в экономику страны долгосрочных финансовых средств, по сути дела – является источником внутренних инвестиций. Кроме этого следует учитывать, что «национальная страховая отрасль все более интегрируется в мировой страховой рынок, приобретая четко выраженный международный характер, что требует изменения подходов и методов государственного регулирования данного сектора экономики» [1, с. 15].

Очевидно, что в Республике Беларусь сфера страхования достаточно урегулирована. Действующее законодательство детальным образом регламентирует особенности формирования уставного фонда страховщика и страхового брокера, порядок государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, их реорганизации и ликвидации, особенности участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь, порядок создания страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь и за ее пределами.

Вместе с тем, очевидно, что потенциал страховой деятельности в нашей стране далеко не реализован, что требует дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего страховые отношения, в частности, совершенствования порядка регистрации страховых организаций и страховых брокеров.

Предлагается для совершенствования порядка государственной регистрации, реорганизации, ликвидации страховщиков и страховых брокеров в Республике Беларусь:

– перспективы развития страховой деятельности в Республике Беларусь, дальнейшие меры по совершенствованию порядка государственной регистрации, реорганизации, ликвидации страховщиков и страховых брокеров в Республике Беларусь планировать с учетом необходимости гармонизации страхового законодательства в рамках единого экономического пространства (ЕЭП). При этом необходимо учитывать наличие на формируемом общем рынке весьма крупных и успешных игроков России и Казахстана в сфере страхования, например, АО «Страховая компания «Евразия» (Казахстан), ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ОСАО «РЕСО-Гарания», ОАО «РОСГОССТРАХ», ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» (все – Россия), которые уже сегодня имеют весьма высокие рейтинги, присвоенные Международным рейтинговым агентством Standard & Hoor's;

– вместе с расширением интеграционных процессов в рамках ЕЭП следует устанавливать и расширять международные экономические связи со странами Евросоюза в области страховой деятельности, для чего выработать подходы к сближению нашей правовой системы с правовой системой Евросоюза в вопросах гражданско-правового регулирования страховых отношений, определив в качестве первоочередных мер организацию взаимодействия и интеграции с приграничными странами Евросоюза в вопросах государственной регистрации страховщиков, осуществления ими страховой деятельности;

– продолжить политику постепенного увеличения размера уставного фонда страховщиков и страховых брокеров, что позволит осуществлять страхование крупных рисков, повысить надежность страховщиков, доверие к ним со стороны потенциальных страхователей и, соответственно, уровень капитализации страховщиков, существенно поднять их конкурентоспособность;

– более активно использовать возможности информационных систем и ресурсов для предоставления страхователям доступа к информации о страховщиках (наличие сведений о госрегистрации, лицензии, сведений о заключенных договорах и проведенных страховых выплатах и т.п.), что будет способствовать повышению надежности страховщиков, расширению возможностей получения о них необходимой информации при необходимости заключения договора страхования;

– установить в законодательстве (по аналогии со статьей 119 Закона Азербайджанской Республики «О страховой деятельности») очередность удовлетворения требований кредиторов страховщика при его ликвидации;

– стандарты для государственной регистрации, реорганизации, ликвидации страховщиков и страховых брокеров в Республике Беларусь развивать и совершенствовать с учетом того, что они должны содержать единые типовые правила и единые минимальные требования к потенциальным страховщикам, в том числе и к страховщикам с иностранным капиталом, а не перечень изъятий, ограничений и запретов и т.п.

Изложенные предложения будут способствовать повышению конкурентоспособности страховых организаций, наращиванию страховых поступлений и вовлечению финансовых резервов в экономику страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Галагуза, Р.В. Законодательство в сфере финансово-правового регулирования страховой деятельности / Страховое дело – 2014. – № 10-11. – С. 15–28.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 нояб. 1998 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 11 июля 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. Европейское страхование в цифрах. Статистика / Страхование в Беларуси. – 2015. – № 2. – С. 8–13.

4. Захаров, В.А. Создание юридического лица: правовые вопросы. – М.: Норма, 2012. – 208 с. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

5. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

6. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

7. Об утверждении Инструкции о порядке определения профессиональной пригодности руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров страховых организаций, страховых брокеров, а также руководителей обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 7 февраля 2002 г. № 17 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

8. О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

9. Страхование: учебник / под. ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828 с.