УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июня 2021 г. № 240

Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования

В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур постановляю:

1. Определить, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее – административные процедуры) являются:

доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;

недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального банка;

определение перечня документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и регламентами административных процедур, а также документов и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно;

обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством консолидации в службе «одно окно»;

максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных процедур);

соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур;

иные принципы, установленные законодательными актами.

2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

В едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется:

уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;

орган-регулятор – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений;

срок осуществления административной процедуры;

вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры.

Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.

3. Орган-регулятор:

осуществляет подготовку проектов актов законодательства по включению в единый перечень новых административных процедур, их изменению или исключению из единого перечня;

утверждает регламент административной процедуры в соответствии с требованиями, установленными в приложении;

выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно окно»;

разъясняет регламент соответствующей административной процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при необходимости выдает обязательное для исполнения предписание о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам анализа информации, касающейся формирования такой платы;

осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Указом и иными актами законодательства.

4. Регламент административной процедуры утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом.

5. Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы).

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры в виде:

сбора (пошлины), определяется в соответствии с законодательными актами;

платы за услуги (работы), определяется исходя из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10 процентов.

6. При осуществлении административных процедур на безвозмездной основе выполняется:

доступ заинтересованных лиц к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;

доведение запроса уполномоченного органа, другого государственного органа, иной организации, которой делегированы полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, а также по принятию административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц, службы «одно окно» (далее – уполномоченное лицо) до государственного информационного ресурса (системы) и информации в электронной форме из такого ресурса (системы) до уполномоченного лица посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;

предоставление владельцем (оператором) государственного информационного ресурса (системы), республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информации в электронной форме уполномоченному лицу* либо оператору общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Услуги коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с абзацем четвертым части первой настоящего пункта финансируются государственным органом или организацией, в подчинении (ведении) которых они находятся, за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на их функционирование. Порядок финансирования указанных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.**

______________________________

* В отношении документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.

** Пункт 6 применяется к административным процедурам по заявлениям граждан.

7. Создать реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой.

Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, реестра, интеграция его с программно-техническими комплексами органов-регуляторов и последующее сопровождение такой интеграции осуществляются за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на указанные цели и функционирование программно-технических комплексов, а также за счет других источников в соответствии с законодательством.

8. В реестр подлежат включению следующие сведения:

краткое описание административной процедуры;

сведения об административной процедуре и порядке ее осуществления, определенные регламентом, законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся контактная информация;

требования к документам, предоставляемым для осуществления административной процедуры;

наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора и (или) иного государственного органа или организации, являющихся вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;

реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов, на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении административной процедуры, и способы ее внесения;

иные справочно-информационные сведения, не противоречащие требованиям законодательства.

9. Министерство экономики:

является владельцем реестра;

обеспечивает создание и функционирование реестра;

совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает формирование и ведение реестра;

заключает договор с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на предоставление программно-технических средств и технологий общегосударственной автоматизированной информационной системы для размещения и эксплуатации реестра.

10. Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается:

круглосуточный свободный доступ к данным реестра через интернет-портал;

доступ к реестру для целей его формирования и ведения.

11. Действие настоящего Указа не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур:

указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;

в отношении деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);

связанных с изъятием и предоставлением земельных участков;

связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;

связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

в сфере государственных секретов;

связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:

12.1. в трехмесячный срок:

утверждение единого перечня;

разработку формы регламента административной процедуры;

12.2. в девятимесячный срок:

создание реестра;

утверждение регламентов административных процедур в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа;

утверждение порядка финансирования услуг коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с частью второй пункта 6 настоящего Указа;

приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;

12.3. утверждение органами-регуляторами в девятимесячный срок регламентов административных процедур;

12.4. до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».

13. Предоставить право Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

14. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 12 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;

иные положения этого Указа – через девять месяцев после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
25.06.2021 № 240

ТРЕБОВАНИЯ
к регламентам административных процедур

1. В регламенте административной процедуры определяются:

исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, требования к ним, порядок и формы их представления, а в отношении документов, выданных или удостоверенных иностранным компетентным органом, – также необходимость их легализации (проставления апостиля);

размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;

срок действия справки или иного документа, если они выдаются уполномоченным органом по результатам осуществления административной процедуры, и форма их представления;

особенности осуществления административной процедуры, в том числе ее подведомственность, субъекты хозяйствования, товары (объекты), работы, услуги, в отношении которых осуществляется (не осуществляется) соответствующая административная процедура;

перечень документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно;

порядок подачи (отзыва) административной жалобы в электронной и (или) письменной форме;

перечень государственных информационных ресурсов (систем), из которых уполномоченному органу должны предоставляться необходимые сведения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

2. Если вопросы, указанные в пункте 1, урегулированы законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в регламент административной процедуры включаются ссылки на соответствующие структурные элементы этих актов.

3. В случае, если в регламенте административной процедуры определен перечень затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, уполномоченные органы:

информируют орган-регулятор о принятых решениях по определению размера платы за услуги (работы), взимаемой при осуществлении административной процедуры;

представляют по требованию субъекта хозяйствования экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) при осуществлении административной процедуры.