УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 декабря 2013 г. № 589

О вопросах деятельности таможенных органов и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь

(Извлечение)

 

В целях обеспечения осуществления таможенными органами функций автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь:

1. Установить, что:

1.1. автомобильный контроль в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь осуществляется таможенными органами Республики Беларусь в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь;

1.2. автомобильный контроль в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь включает:

1.2.1. контроль за выполнением международных автомобильных перевозок, в том числе на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении;

1.2.2. контроль за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

1.2.3. обследование транспортных средств на предмет определения соответствия их весогабаритных параметров допустимым параметрам, установленным законодательством;

1.2.4. изучение соблюдения владельцами (пользователями) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств маршрута и условий движения.

2. Утратил силу.

3. Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

3.1. в Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961; 2007 г., № 251, 1/9036):

подпункт 2.73 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2.73. тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования;»;

подпункт 10.5 пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10.5. двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве без специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, за исключением тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, въезжающего (въехавшего) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь и превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно, или двигаться с нарушением маршрута и условий движения, указанных в специальном разрешении на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь либо в иных документах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;»;

абзац первый пункта 186 изложить в следующей редакции:

«186. В соответствии со специальными разрешением на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь и правилами производится движение тяжеловесного транспортного средства и транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из следующих показателей (за исключением тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, въезжающего (въехавшего) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь и превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно):»;

3.2. для служебного пользования;

3.3. в Указе Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 288, 1/12130; 2012 г., № 48, 1/13461):

3.3.1. название, преамбулу, абзацы шестой, девятый, семнадцатый части первой пункта 1, абзац первый пункта 2, подпункт 3.1 пункта 3, пункты 4 и 6 после слова «пользования» дополнить словами «Республики Беларусь»;

3.3.2. в абзацах четвертом и шестом пункта 2 слова «между ними» заменить словами «между осями колес»;

3.3.3. в пункте 3:

в подпункте 3.1 слова «с владельцев (пользователей) этих транспортных средств взимается» заменить словами «для владельцев (пользователей) этих транспортных средств устанавливается»;

в подпункте 3.4 слова «между ними» заменить словами «между осями колес»;

подпункт 3.6 после слова «смеси,» дополнить словами «автобетоносмесителей, перевозящих бетонные смеси, двухосных автокранов,»;

подпункт 3.7 изложить в следующей редакции:

«3.7. размер повышения ставок платы за проезд в случаях, указанных в пункте 8 Положения о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, утвержденного настоящим Указом, определяется согласно приложению 11.»;

3.3.4. в пункте 4 слова «о порядке взимания платы» заменить словами «о плате»;

3.3.5. в приложении 2 к этому Указу позиции:

«ведущие

11,5

10,5 (11,5**)

10 (10,5**)

9 (10**)

6

5,5

неведущие

10

9 (10**)

10

8 (9**)

6

5,5»

заменить позициями:

«ведущие

11,5

10,5 (11,5**)

10 (10,5**)

9 (10**)

6

6

неведущие

10

9 (10**)

10

8 (9**)

6

6»;

3.3.6. в названиях приложений 3, 5 и 8 к этому Указу слова «между ними» заменить словами «между осями колес»;

3.3.7. из приложения 4 к этому Указу исключить позицию

«до 1 метра включительно

15,4

14,0

14,3

12,9

13,1

11,9»;

3.3.8. из приложения 6 к этому Указу исключить позицию

«автомобилей с односкатной ошиновкой

2,75»;

3.3.9. в приложении 10 к этому Указу:

после слова «смеси,» дополнить приложение словами «автобетоносмесителей, перевозящих бетонные смеси, двухосных автокранов,»;

слова «4 и более» заменить цифрой «4»;

дополнить приложение позицией следующего содержания:

«5 и более

530

420

300

190

70»;

3.3.10. название приложения 11 к этому Указу изложить в следующей редакции:

«Размер повышения ставок платы за проезд ТКТС по автомобильным дорогам»;

3.3.11. Положение о порядке взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное этим Указом, изложить в новой редакции (прилагается).

4. Пункт 2 настоящего Указа действует до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.

5. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Указом они применяются в части, не противоречащей настоящему Указу.

6. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:

6.1. внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона, предусматривающего приведение Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;

6.2. приведение в трехмесячный срок актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

7. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

7.1. пункт 6 – после официального опубликования настоящего Указа;

7.2. иные положения этого Указа – с 1 января 2014 г.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
26.11.2010 № 613
(в редакции
Указа Президента
Республики Беларусь
31.12.2013 № 589)

ПОЛОЖЕНИЕ
о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

1. Настоящим Положением определяется порядок расчета, внесения и взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (далее – плата).

2. Плата вносится владельцем (пользователем) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее – ТКТС):

при въезде на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь ТКТС, превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно, – в пределах расчетного сегмента*;

до начала перевозки при обращении владельца (пользователя) ТКТС для получения специального разрешения в республиканское унитарное предприятие «Белорусский дорожный инженерно-технический центр»;

в иных случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения.

 

–––––––––––––––––––

* Для целей настоящего Положения под термином «расчетный сегмент» понимается участок автомобильной дороги общего пользования Республики Беларусь протяженностью 60 км от места пересечения автомобильным транспортным средством таможенной границы Таможенного союза в Республике Беларусь.

 

3. Расчет платы производится:

республиканским унитарным предприятием «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» – при выдаче специального разрешения;

таможенными органами Республики Беларусь – в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Транспортная инспекция) – на автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь, в том числе на стационарных контрольных пунктах-постах весогабаритного контроля или передвижных постах весогабаритного контроля.

4. Плата вносится:

владельцем (пользователем) ТКТС, зарегистрированного на территории иностранного государства, за исключением указанного в абзаце четвертом настоящей части, – в евро либо в долларах США или в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме платы, исчисленной в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в евро по официальному курсу Национального банка на дату платежа при получении специального разрешения или на дату проезда;

владельцем (пользователем) ТКТС, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, – в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в евро по официальному курсу Национального банка на дату платежа при получении специального разрешения или на дату проезда;

владельцем (пользователем) ТКТС, зарегистрированного на территории иностранного государства и используемого на территории Республики Беларусь по договору лизинга или аренды (с иностранными регистрационными знаками тягача), – в порядке, установленном для владельцев (пользователей) ТКТС, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Государственная принадлежность транспортного средства для внесения платы определяется по государству его регистрации. Если комбинированное транспортное средство состоит из нескольких единиц, его принадлежность определяется по государству регистрации автомобиля-тягача или грузового автомобиля.

5. Плата вносится наличными денежными средствами через организации связи Министерства связи и информатизации или кассу банка на территории Республики Беларусь либо в безналичном порядке. В документе, подтверждающем внесение владельцем (пользователем) ТКТС платы, указывается номер квитанции взвешивания (при ее наличии).

6. Таможенные органы Республики Беларусь, Транспортная инспекция осуществляют обмен информацией о въезде ТКТС на территорию и выезде с территории Республики Беларусь через автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и внесении владельцами (пользователями) ТКТС платы.

Информационное взаимодействие таможенных органов и Транспортной инспекции осуществляется в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом Министерства транспорта и коммуникаций и Государственного таможенного комитета.

7. Размер платы определяется в зависимости от превышения допустимых общей массы транспортного средства, его осевых масс (сумм осевых масс), габаритных размеров (далее – допустимые весогабаритные параметры), а также от протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, и рассчитывается по следующей формуле:

 

 

n

П = (Cm · DМ + Cmн) · S · K

SUM Cj · S · K + (Сш + Св + Сд + Сдн + Свг + Свгн) · S · K,

 

1

 

где   П – размер платы (евро);

Cm – ставка платы за превышение допустимой общей массы транспортного средства на одну полную тонну (евро за 1 километр);

DМ – превышение допустимой общей массы транспортного средства;

Cmн – ставка платы за превышение допустимой общей массы транспортного средства на одну неполную тонну (евро за 1 километр);

n – количество осей у транспортного средства;

Cj – ставка платы за превышение допустимой массы на одиночную, сдвоенную и строенную оси, а также при наличии у транспортного средства более трех смежных осей (евро за 1 километр);

S – протяженность участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства с превышением допустимых весовых и (или) габаритных параметров (далее – протяженность маршрута) (километров).

Протяженность маршрута определяется:

от пункта Государственной границы Республики Беларусь (въезд) до пункта Государственной границы Республики Беларусь (выезд);

от пункта Государственной границы Республики Беларусь (въезд) до населенного пункта на территории Республики Беларусь;

от населенного пункта на территории Республики Беларусь до населенного пункта на территории Республики Беларусь;

от населенного пункта на территории Республики Беларусь до пункта Государственной границы Республики Беларусь (выезд);

от пункта Государственной границы Республики Беларусь (въезд) до места контроля на территории Республики Беларусь;

от места контроля на территории Республики Беларусь до пункта Государственной границы Республики Беларусь (выезд);

от места контроля на территории Республики Беларусь до населенного пункта на территории Республики Беларусь;

от населенного пункта на территории Республики Беларусь до места контроля на территории Республики Беларусь.

Пункты въезда и выезда, отправления и назначения определяются по отметкам в товарно-транспортных документах (книжка МДП, товарно-транспортная накладная, путевой лист).

Маршрут движения транспортного средства по территории Республики Беларусь определяется по отметкам Транспортной инспекции и (или) таможенных органов Республики Беларусь в товарно-транспортных документах или с учетом письменного заявления водителя о пройденном (заявленном) маршруте транспортного средства, а при отсутствии отметок и заявления водителя протяженность маршрута определяется кратчайшим маршрутом движения между начальным и конечным пунктами маршрута с учетом соответствия несущей способности дорожной одежды автомобильных дорог и осевых масс транспортного средства;

Сш, Св, Сд, Сдн, Свг, Свгн – ставки платы при превышении соответственно допустимых ширины, высоты, длины (полного и неполного метра), выступа груза (полного и неполного метра) (евро за 1 километр);

K – повышающий коэффициент в случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения:

= 1,0 – при отсутствии нарушения;

= 1,5 – при применении размера повышения ставки платы на 50 процентов;

= 2,0 – при применении размера повышения ставки платы на 100 процентов;

= 3,0 – при применении размера повышения ставки платы на 200 процентов.

8. Плата с применением повышающего коэффициента, указанного в абзаце третьем части четвертой пункта 7 настоящего Положения, начисляется за маршрут движения, пройденный ТКТС при следовании:

без специального разрешения, в том числе если ТКТС считается движущимся без специального разрешения в случаях, установленных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (кроме ТКТС въезжающего (въехавшего) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь и превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно);

с нарушением маршрута и условий движения, указанных в специальном разрешении либо в иных документах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;

без документа, подтверждающего внесение владельцем (пользователем) ТКТС платы, в случаях, если наличие специального разрешения в соответствии с законодательством не требуется (кроме случаев следования ТКТС в пределах установленного в соответствии с абзацем вторым пункта 2 настоящего Положения расчетного сегмента с превышением допустимой общей массы и (или) допустимой осевой массы до 10 процентов включительно);

с превышением предусмотренной на данный период несущей способности дорожной одежды соответствующей автомобильной дороги и установленных допустимых общих и осевых масс транспортных средств при введении временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях.

9. В случае выявления Транспортной инспекцией или таможенными органами Республики Беларусь ТКТС, следующего без специального разрешения с превышением допустимых весогабаритных параметров, повышенная плата начисляется за маршрут движения, пройденный ТКТС с нарушением.

10. В случае выявления Транспортной инспекцией или таможенными органами Республики Беларусь превышения до 10 процентов включительно допустимых весогабаритных параметров, заявленных владельцем (пользователем) ТКТС при получении специального разрешения до начала перевозки, плата подлежит перерасчету исходя из установленных параметров.

11. При признании специального разрешения недействительным в случаях, установленных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за весь пройденный ТКТС маршрут движения взимается повышенная плата. При расчете размера платы учитывается сумма, уплаченная при получении специального разрешения (кроме многоразового специального разрешения).

12. Таможенные органы Республики Беларусь в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь обеспечивают соблюдение владельцами (пользователями) ТКТС порядка внесения платы в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.

В случае наличия у таможенного органа Республики Беларусь сведений о невнесении владельцем (пользователем) автомобильного транспортного средства платы и отсутствия у владельца (пользователя) автомобильного транспортного средства документа, подтверждающего внесение платы, дальнейшее движение в автодорожном пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь автомобильного транспортного средства, владельцем (пользователем) которого является указанное лицо, разрешается только после внесения таким владельцем (пользователем) платы.

13. Должностные лица Транспортной инспекции в случае выявления на территории Республики Беларусь, за исключением автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, отсутствия у владельца (пользователя) ТКТС специального разрешения и (или) нарушения маршрута или условий движения, указанных в специальном разрешении, задерживают такое ТКТС до приведения его параметров в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь или получения специального разрешения и до внесения платы в соответствии с настоящим Положением.

14. В случае необеспечения владельцем (пользователем) ТКТС возможности осуществления мероприятий по определению соответствия весогабаритных параметров транспортных средств допустимым весогабаритным параметрам, в том числе с использованием весоизмерительного оборудования (отказ от прохождения весогабаритного контроля, неисправность ТКТС, самовольное оставление места проведения мероприятий), ТКТС задерживается до окончания проведения указанных мероприятий.

15. Задержание ТКТС должностным лицом Транспортной инспекции оформляется актом задержания ТКТС. В акте в обязательном порядке указываются должность, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) лица, составившего акт, дата, время, место и причины задержания ТКТС, марка (модель), регистрационный знак задержанного ТКТС, сведения об условиях хранения ТКТС во время задержания, фамилия, собственное имя и отчество (при его наличии) владельца (пользователя) ТКТС, его подпись (при его согласии подписать такой акт).

Копия акта задержания ТКТС вручается владельцу (пользователю) ТКТС.

О задержании ТКТС должностным лицом Транспортной инспекции проставляется отметка в товарно-транспортной накладной, а при ее отсутствии – в путевом листе.

Возврат ТКТС осуществляется после предъявления документа, подтверждающего внесение платы в соответствии с настоящим Положением.

16. Плата подлежит зачислению в доход республиканского бюджета.