УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 декабря 2013 г. № 560

О некоторых вопросах Высшей аттестационной комиссии и внесении изменений и дополнений в отдельные указы Президента Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2014 г. № 447 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.09.2014, 1/15287) <P31400447>;

Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2017 г. № 74 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.03.2017, 1/16945) <P31700074>;

Указ Президента Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 359 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 1/17294) <P31700359>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2018 г. № 91-дсп

 

(Извлечение)

 

В целях регулирования отношений в сфере подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.

2. Установить численность:

Президиума Высшей аттестационной комиссии – 15 человек;

коллегии Высшей аттестационной комиссии – 9 человек.

3. Исключен.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии, а также социально-бытовое и медицинское обеспечение ее работников осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

5. Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

5.1. в Положении о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 180, 1/6013; 2011 г., № 137, 1/13123; 2012 г., № 8, 1/13223):

в первом предложении части второй пункта 26:

слова «, экспертным советом» исключить;

дополнить предложение словами «по представлению комиссии, создаваемой и действующей в порядке, определяемом ВАК»;

в части первой пункта 58:

в абзаце первом слова «работать не менее одного года в этой организации» заменить словами «непрерывно работать не менее одного года в этой научной организации или одного учебного года (двух семестров подряд) в этом учреждении высшего и дополнительного образования, а в случае совместительства – двух семестров подряд либо двух семестров, разделенных не более чем одним семестром»;

абзац второй после слов «юридического лица» дополнить словами «и его заместителя»;

подстрочное примечание к абзацу второму после слова «комитета» дополнить словами «, Государственного комитета судебных экспертиз»;

в части второй пункта 76:

абзац третий дополнить словами «и вопросов о присвоении ученых званий»;

абзац четвертый после слова «комиссий,» дополнить словами «членов комиссии, указанной в части второй пункта 26 настоящего Положения,»;

в абзаце пятом слова «паспортов специальностей, по которым» заменить словами «перечня специальностей, по которым»;

5.2. включить в состав Президиума Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 436 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 109, 1/7729; 2007 г., № 287, 1/9152; 2012 г., № 23, 1/13308), Морову Антонину Петровну – доктора экономических наук, профессора, исключив из него А.Н.Тура;

5.3. Устав государственного учреждения образования «Институт национальной безопасности Республики Беларусь», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 665 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 304, 1/12185; 2011 г., № 113, 1/12967), изложить в новой редакции (прилагается);

5.4. в Положении о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2011 г. № 561 «О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 137, 1/13123; 2012 г., № 8, 1/13223):

пункт 4 после слов «Президенту Республики Беларусь» и «безопасности» дополнить соответственно словами «, Генеральному прокурору Республики Беларусь» и «, Государственному комитету судебных экспертиз»;

в пункте 30:

из абзаца второго части первой слова «, за исключением высшего образования I ступени» исключить;

часть вторую дополнить словами «, в том числе в рамках получения высшего образования II ступени, обучения в форме соискательства в целях сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам»;

дополнить пункт частью четвертой следующего содержания:

«Иностранные граждане зачисляются в аспирантуру (адъюнктуру) для обучения на платной основе без сдачи вступительного экзамена по специальной дисциплине. При этом склонность поступающего к научно-исследовательской работе, а также уровень владения языком обучения, достаточный для освоения образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), устанавливается по результатам собеседования.»;

из абзаца третьего части первой пункта 31 слова «ВАК и» исключить;

часть первую пункта 38 после слов «Следственного комитета» и «Следственным комитетом» дополнить соответственно словами «, Государственного комитета судебных экспертиз, органов прокуратуры» и «, Государственным комитетом судебных экспертиз, Генеральной прокуратурой»;

пункт 63 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Если тема докторской диссертации относится к прикладным направлениям исследований, то принятое ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования решение о ее утверждении направляется на согласование в межведомственный экспертный совет, создаваемый Национальной академией наук Беларуси и ГКНТ для проведения государственной научной экспертизы заданий государственных программ научных исследований и отдельных проектов фундаментальных и прикладных научных исследований (далее – межведомственный экспертный совет). Межведомственный экспертный совет в месячный срок принимает решение о согласовании темы диссертации и определяет государственный орган, иные организации, которые заинтересованы в практическом использовании ее результатов и должны оказывать организационную и материальную поддержку при проведении диссертационных исследований. Порядок организации работы межведомственного экспертного совета по согласованию тем докторских диссертаций определяется Советом Министров Республики Беларусь на основании предложений Национальной академии наук Беларуси и ГКНТ.»;

пункт 64 после слова «образования» дополнить словами «(в случае, предусмотренном в части третьей пункта 63 настоящего Положения, – после принятия решения межведомственным экспертным советом)».

6. Признать утратившими силу указы, их отдельные положения и распоряжения Президента Республики Беларусь согласно приложению.

7. Совету Министров Республики Беларусь и иным государственным организациям в трехмесячный срок принять необходимые меры по реализации настоящего Указа.

8. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

8.1. подпункт 5.2 пункта 5 и пункт 7 – со дня официального опубликования настоящего Указа;

8.2. иные положения настоящего Указа – через три месяца после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь

16.12.2013 № 560

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов, их отдельных положений и распоряжений Президента Республики Беларусь

1. Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2003 г. № 29 «О некоторых вопросах деятельности Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 16, 1/4376).

2. Утратил силу.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 528 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2003 г. № 29» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 172, 1/5962).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 338 «О внесении изменений и дополнения в Положение о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 120, 1/6647).

5. Подпункт 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 г. № 411 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам регулирования деятельности Национальной академии наук Беларуси и Высшей аттестационной комиссии» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 187, 1/10906).

6. Подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 октября 2011 г. № 450 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 115, 1/12982).

7. Утратил силу.

8. Распоряжение Президента Республики Беларусь от 1 июня 2006 г. № 196рп «О составе коллегии Высшей аттестационной комиссии».

9. Распоряжение Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2010 г. № 114рп «О внесении изменений в состав коллегии Высшей аттестационной комиссии».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

16.12.2013 № 560

ПОЛОЖЕНИЕ
о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

1. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (далее – ВАК) является подчиненным Президенту Республики Беларусь республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации (далее – научные работники).

ВАК в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, и иными актами законодательства.

ВАК независима при осуществлении своей деятельности по вопросам аттестации научных работников.

2. Основными задачами ВАК являются:

2.1. обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных работников;

2.2. координация деятельности республиканских органов государственного управления, научных организаций, а также учреждений высшего образования и учреждений дополнительного образования взрослых, за исключением центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих (далее – учреждения высшего образования), в области аттестации научных работников независимо от подчиненности этих организаций и учреждений;

2.3. обеспечение единых требований к уровню научной и научно-педагогической квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий;

2.4. содействие повышению эффективности подготовки научных работников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер;

2.5. участие в пропаганде результатов диссертационных исследований в целях их широкого использования для решения актуальных экономических и (или) социальных проблем;

2.6. развитие международного сотрудничества в области аттестации научных работников.

3. ВАК в соответствии с возложенными на нее основными задачами осуществляет следующие функции:

3.1. анализирует состояние и прогнозирует развитие национальной системы аттестации научных работников, принимает меры по ее совершенствованию;

3.2. осуществляет руководство работой научных организаций и учреждений высшего образования в области аттестации научных работников;

3.3. согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам подготовки научных работников, присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

3.4. определяет совместно с Национальной академией наук Беларуси и Государственным комитетом по науке и технологиям порядок аккредитации научных организаций;

3.5. разрабатывает и утверждает номенклатуру специальностей научных работников Республики Беларусь и перечень специальностей, по которым присваиваются ученые звания в Республике Беларусь;

3.6. в установленном порядке создает советы по защите диссертаций, утверждает их состав, проводит их регистрацию, предоставляет им методическую помощь, осуществляет контроль за их деятельностью, приостанавливает (прекращает) их деятельность;

3.7. рассматривает в установленном порядке квалификационные научные работы (диссертации) (далее – диссертации), поступившие из советов по защите диссертаций;

3.8. утверждает в установленном порядке решения советов по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук либо отменяет их;

3.9. присуждает в установленном порядке ученую степень доктора наук на основании ходатайств советов по защите диссертаций либо отклоняет эти ходатайства;

3.10. присваивает в установленном порядке на основании ходатайств ученых советов (советов) учреждений высшего образования и научных организаций ученые звания доцента и профессора либо отклоняет ходатайства о присвоении соответствующих ученых званий;

3.11. проводит в определенном ею порядке, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, нострификацию (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных аттестационными органами государств, с которыми Республикой Беларусь заключены договоры о признании и эквивалентности документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий;

3.12. проводит в определенном ею порядке, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, переаттестацию лиц, имеющих ученые степени и ученые звания, присужденные или присвоенные им в государствах, с которыми Республика Беларусь не имеет договоров о признании и эквивалентности документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий;

3.13. согласовывает вопросы открытия (закрытия) аспирантур (адъюнктур) и докторантур, участвует в проведении их аттестации, предоставляет им методическую помощь и осуществляет контроль за их деятельностью;

3.14. утверждает паспорта специальностей научных работников, программы-минимумы кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам;

3.15. рассматривает в установленном порядке вопросы лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий, а также поступающие в ВАК апелляции, обращения граждан и юридических лиц;

3.16. разрабатывает описания национальных дипломов кандидата и доктора наук, национальных аттестатов доцента и профессора, национального диплома доктора философии (Doctor of Phіlosophy (Ph.D), дубликатов этих дипломов и аттестатов, в установленном порядке вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь, устанавливает порядок оформления и выдачи указанных документов и их дубликатов;

3.17. анализирует результаты диссертационных исследований, доводит их до сведения государственных органов и других заинтересованных организаций, а также освещает их в средствах массовой информации;

3.18. ведет учет защищенных диссертаций, проводит их обобщенный анализ и ежегодно представляет Президенту Республики Беларусь соответствующий отчет;

3.19. создает банки данных о научных работниках Республики Беларусь, осуществляет последующую их актуализацию, вносит в установленном порядке содержащиеся в них персональные данные физических лиц в регистр населения;

3.20. финансирует в установленном порядке затраты советов по защите диссертаций, связанные с присуждением ученых степеней, контролирует целевое использование этих средств;

3.21. создает архив и осуществляет хранение аттестационных дел и других документов, передает диссертации в государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси»;

3.22. участвует в подготовке проектов международных, в том числе межгосударственных и межправительственных, договоров по вопросам, относящимся к компетенции ВАК;

3.23. заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры межведомственного характера;

3.24. устанавливает процедуру рассмотрения ВАК аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий, вопросов их присвоения и присуждения, лишения (восстановления), определяет требования к оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, формирует и изменяет в определенном ею порядке перечень изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований, устанавливает порядок рассмотрения ВАК иных вопросов, входящих в ее компетенцию, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, а также выполняет другие функции, связанные с подготовкой и аттестацией научных работников, предусмотренные законодательством.

4. ВАК в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций информацию по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.2. совместно с Национальной академией наук Беларуси, Министерством образования, Государственным комитетом по науке и технологиям и иными заинтересованными государственными органами (организациями) разрабатывать рекомендации по научно-методическому руководству подготовкой научных работников и тематике диссертаций аспирантов (адъюнктов), докторантов и соискателей;

4.3. осуществлять контроль за деятельностью советов по защите диссертаций, ученых советов (советов) учреждений высшего образования и научных организаций по вопросам аттестации научных работников;

4.4. привлекать высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов по вопросам подготовки и аттестации научных работников, определять условия их деятельности;

4.5. в установленном порядке приостанавливать (прекращать) деятельность советов по защите диссертаций, отменять решения этих советов о присуждении ученой степени кандидата наук, отклонять их ходатайства о присвоении ученых званий;

4.6. лишать в установленном порядке научных руководителей (научных консультантов), официальных оппонентов и экспертов права на участие в подготовке и аттестации научных работников;

4.7. лишать в установленном порядке научных работников и других лиц ученых степеней и ученых званий, восстанавливать ученые степени и ученые звания лицам, необоснованно лишенным их;

4.8. давать разъяснения по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, нострификации (приравнивания) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестации лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах, лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий;

4.9. устанавливать прямые связи с соответствующими государственными органами иностранных государств, международными организациями;

4.10. участвовать в международных конгрессах, конференциях, семинарах и других мероприятиях по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.11. созывать в установленном порядке межведомственные совещания для обсуждения проблем, связанных с подготовкой и аттестацией научных работников;

4.12. издавать в установленном порядке научные и информационно-методические бюллетени, журналы и иные материалы по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.13. осуществлять иные права, предусмотренные актами законодательства.

5. ВАК в установленном порядке принимает нормативные правовые акты (в том числе совместно с другими государственными органами или по согласованию с ними), организует выполнение и осуществляет контроль за выполнением указанных актов.

ВАК вправе публиковать решения ВАК, нормативные правовые акты в области аттестации научных работников после их официального опубликования, а также размещать разъяснения по вопросам подготовки и аттестации научных работников на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

6. ВАК возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель ВАК имеет в своем непосредственном подчинении заместителя и главного ученого секретаря, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК.

На должности Председателя ВАК и его заместителя назначаются лица, имеющие ученую степень доктора наук, на должность главного ученого секретаря ВАК – лица, имеющие ученую степень доктора наук либо кандидата наук и опыт работы в системе аттестации научных работников не менее пяти лет, на должности руководителей аттестационных структурных подразделений ВАК – лица, имеющие ученую степень доктора наук или кандидата наук.

7. Председатель ВАК:

7.1. руководит деятельностью ВАК и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее функций;

7.2. распределяет обязанности между заместителем Председателя, главным ученым секретарем ВАК и руководителями структурных подразделений ВАК, определяет функции структурных подразделений ВАК;

7.3. утверждает структуру и штатное расписание ВАК в пределах средств, выделенных на ее содержание;

7.4. утверждает регламент Президиума ВАК, Положение о ее коллегии;

7.5. в соответствии с законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников ВАК, решает вопрос о поощрениях и дисциплинарных взысканиях в отношении этих работников;

7.6. создает комиссию по присвоению классов государственным служащим ВАК;

7.7. подписывает постановления и иные решения ВАК, постановления ее Президиума, решения коллегии ВАК, издает приказы по вопросам подготовки и аттестации научных работников, подписывает национальные дипломы о присуждении ученой степени доктора наук, национальные аттестаты о присвоении ученых званий, национальные дипломы кандидата наук, которые выдаются по результатам переаттестации (на основании нострификации), национальные дипломы доктора философии (Doctor of Phіlosophy (Ph.D), дубликаты документов об ученых степенях и званиях;

7.8. представляет ВАК во взаимоотношениях с иными организациями, в том числе с иностранными и международными;

7.9. осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

8. Главным научно-аттестационным органом ВАК является Президиум, который принимает решения по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

Решения Президиума ВАК принимаются в форме постановлений. При равенстве голосов определяющим считается мнение председателя Президиума ВАК. Иные вопросы деятельности Президиума решаются в соответствии с его регламентом.

Численность и персональный состав Президиума ВАК утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК. В состав Президиума входят Председатель ВАК (председатель Президиума), заместитель Председателя и главный ученый секретарь ВАК. В него включаются также известные научные работники, имеющие ученую степень доктора наук, при этом их персональный состав подлежит обновлению каждые три года, как правило, не менее чем на одну треть.

9. Для коллективного рассмотрения вопросов функционирования национальной системы аттестации научных работников в ВАК создается коллегия в составе Председателя ВАК (председатель коллегии), его заместителя, главного ученого секретаря ВАК, других работников ВАК и представителей иных республиканских органов государственного управления и иных организаций. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК.

Решения коллегии, как правило, реализуются путем издания приказов Председателя ВАК. При равенстве голосов определяющим считается мнение председателя коллегии ВАК. В случае возникновения разногласий между Председателем ВАК и членами коллегии решение принимает Председатель и докладывает о нем Президенту Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Президента Республики Беларусь о своей позиции. Иные вопросы деятельности коллегии решаются в соответствии с Положением о коллегии.

10. Для проведения экспертизы диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий, рассмотрения других вопросов, связанных с аттестацией научных работников, ВАК создаются экспертные советы по отраслям науки или группам специальностей соответствующей отрасли науки сроком на три года с последующим обновлением их состава не менее чем на одну треть.

Экспертные советы формируются с учетом предложений государственных органов, Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования и научных организаций.

11. Финансирование деятельности ВАК осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Имущество ВАК находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ВАК на праве оперативного управления.

Оплата труда лиц, не являющихся работниками ВАК, в том числе членов Президиума ВАК, членов ее экспертных советов, советов по защите диссертаций, оппонентов и экспертов, по вопросам, связанным с аттестацией научных работников, осуществляется в определенном Советом Министров Республики Беларусь порядке.

12. ВАК является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
20.12.2010 № 665
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
16.12.2013 № 560)

УСТАВ
государственного учреждения образования «Институт национальной безопасности Республики Беларусь»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственное учреждение образования «Институт национальной безопасности Республики Беларусь» (далее, если не указано иное, – Институт) является подчиненным Комитету государственной безопасности государственным учреждением, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере обеспечения национальной безопасности.

Институт является учреждением высшего образования, по виду – институтом.

2. Институт создан на основании решения Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

3. Комитет государственной безопасности выполняет функции учредителя в отношении Института, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

4. Институт является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, расчетные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, Знамя и геральдический знак – эмблему Института.

Место нахождения Института: г. Минск, ул. Зм.Бядули, 2.

Основными языками обучения и воспитания в Институте являются государственные языки Республики Беларусь.

Обучение и воспитание в Институте осуществляются в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

5. Полное действительное наименование Института:

на русском языке – государственное учреждение образования «Институт национальной безопасности Республики Беларусь»;

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Iнстытут нацыянальнай бяспекi Рэспублiкi Беларусь».

Сокращенное действительное наименование Института:

на русском языке – Институт национальной безопасности;

на белорусском языке – Iнстытут нацыянальнай бяспекi.

6. В своей деятельности Институт руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом и иными актами законодательства.

7. Контроль за деятельностью Института осуществляется Комитетом государственной безопасности, а также иными уполномоченными законодательными актами государственными органами (должностными лицами).

8. Реорганизация и ликвидация Института осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТА

9. Предметом деятельности Института является образовательная и научная деятельность, а также иная деятельность, осуществляемая в сфере обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством.

10. Цель деятельности Института – обеспечение потребностей органов государственной безопасности, других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь в высококвалифицированных кадрах.

11. Основными задачами Института являются:

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере обеспечения национальной безопасности, а также подготовка научных работников высшей квалификации в указанной сфере;

проведение научно-исследовательских и инновационных работ в сфере обеспечения национальной безопасности;

организация и проведение идеологической работы.

12. Институт выполняет следующие основные функции:

осуществляет подготовку специалистов на I и II ступенях высшего образования в сфере обеспечения национальной безопасности;

осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров, имеющих высшее, среднее специальное, профессионально-техническое или общее среднее образование, в сфере обеспечения национальной безопасности;

осуществляет подготовку научных работников высшей квалификации в сфере обеспечения национальной безопасности (адъюнктура, докторантура);

осуществляет научно-методическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере обеспечения национальной безопасности, разработку информационных образовательных ресурсов и развитие дистанционных образовательных систем и технологий в указанной сфере;

участвует в разработке и совершенствовании образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ в области высшего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере обеспечения национальной безопасности, а также в разработке паспортов специальностей научных работников и программ-минимумов кандидатских экзаменов и кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), их корректировке;

принимает участие в психологическом сопровождении оперативно-служебной деятельности органов государственной безопасности;

участвует в научно-методическом и учебном обеспечении профессионально-должностной подготовки сотрудников органов государственной безопасности, других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь;

содействует самообразованию кадров в сфере обеспечения национальной безопасности.

13. Институт в соответствии с возложенными на него основными задачами и в порядке, установленном законодательством, имеет право:

организовывать и проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе в сфере деятельности органов государственной безопасности и в рамках образовательного процесса в Институте;

осуществлять редакционную, издательскую, полиграфическую, а также другую приносящую доходы деятельность, включая оказание платных услуг в сфере образования и иных платных услуг;

взаимодействовать с государственными органами (организациями) в целях совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки научных работников высшей квалификации в сфере обеспечения национальной безопасности;

получать от государственных органов (организаций) необходимую для осуществления своей деятельности информацию;

участвовать в международном сотрудничестве в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки научных работников высшей квалификации, а также проведении научных исследований в сфере обеспечения национальной безопасности;

принимать меры по обеспечению собственной безопасности, устанавливать режим охраны своей территории, пропускной режим;

осуществлять иные предусмотренные законодательством права.

14. Институт как юридическое лицо несет ответственность за качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки научных работников высшей квалификации, проведения научно-исследовательских работ в сфере обеспечения национальной безопасности, а также за выполнение задач и функций, возложенных на него настоящим Уставом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 3
СТРУКТУРА И ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ИНСТИТУТА

15. Структура и штатное расписание Института утверждаются Председателем Комитета государственной безопасности.

16. В структуру Института входят руководство, факультеты, кафедры, учебно-методические и научно-исследовательские подразделения, подразделения, обеспечивающие учебный процесс, подразделения курсантов и слушателей, адъюнктура, докторантура, полевой учебный центр, а также иные структурные подразделения.

17. Руководство Института составляют:

начальник Института и три его заместителя, в том числе один первый;

другие должностные лица, отнесенные к руководству штатным расписанием.

18. Факультеты Института подразделяются на учебно-научные и учебно-строевые.

Учебно-научный факультет – структурное подразделение Института, обеспечивающее образовательную, методическую и научную деятельность в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В состав факультета входят начальник факультета и его заместители, начальники курсов, подразделения курсантов и слушателей (курсы, группы), кафедры, а также могут входить учебно-методические подразделения.

Учебно-строевой факультет – структурное подразделение Института, осуществляющее проведение строевой и воспитательной работы с курсантами и слушателями. В состав факультета входят начальник факультета и его заместители, начальники курсов, подразделения курсантов и слушателей (курсы, группы).

19. Кафедра является основным структурным подразделением Института, обеспечивающим осуществление им образовательной и научной деятельности, а также учебно-методической работы по одной или нескольким родственным специальностям либо учебным дисциплинам.

20. В Институте могут создаваться факультеты и другие структурные подразделения, постоянный и переменный состав которых комплектуется за счет численности государственных органов, не входящих в систему органов государственной безопасности.

21. Положения о факультетах и других структурных подразделениях Института, постоянный состав которых комплектуется сотрудниками органов государственной безопасности, утверждаются приказами начальника Института.

Положения о факультетах и других структурных подразделениях Института, созданных за счет численности государственных органов, не входящих в систему органов государственной безопасности, утверждаются совместными нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности и соответствующих государственных органов.

22. Открытие и прекращение деятельности адъюнктуры и докторантуры, изменение перечня специальностей соответствующих отраслей науки, по которым в Институте осуществляется послевузовское образование, производятся в установленном законодательством порядке.

ГЛАВА 4
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ИНСТИТУТА

23. Личный состав Института подразделяется на постоянный и переменный.

24. К постоянному составу Института относятся педагогический и научный состав, другие военнослужащие и лица гражданского персонала, занимающие в Институте штатные должности.

Педагогический состав – начальник Института, его заместители, начальники факультетов и их заместители, начальники курсов, а также профессорско-преподавательский состав (начальники кафедр и их заместители, начальники учебно-методических подразделений и их заместители, профессора, доценты, старшие преподаватели, старшие преподаватели-методисты, преподаватели, преподаватели-методисты).

Научный состав – начальники научных подразделений и их заместители, начальники адъюнктуры и докторантуры, главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники.

Должности профессорско-преподавательского и научного состава, подлежащие замещению военнослужащими, относятся к воинским должностям научно-педагогического и научного состава соответственно.

25. Численность профессорско-преподавательского состава в Институте определяется штатным расписанием, утверждаемым Председателем Комитета государственной безопасности, в пределах численного состава органов государственной безопасности, а также учреждений образования и иных организаций, воинских частей и других подразделений, находящихся в подчинении органов государственной безопасности, установленного Президентом Республики Беларусь.

26. Порядок и условия замещения вакантных должностей в Институте определяются законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности, других государственных органов в части замещения вакантных должностей структурных подразделений Института, комплектуемых за счет численности этих государственных органов.

27. Права и обязанности постоянного состава Института определяются для:

военнослужащих – законодательством, в том числе общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь, контрактами о прохождении военной службы;

лиц гражданского персонала – законодательством о труде, трудовым и коллективным договорами.

28. Должностные обязанности лиц постоянного состава Института утверждаются начальником Института, если иное не определено в частях второй и третьей настоящего пункта.

Должностные обязанности лиц постоянного состава факультетов и других структурных подразделений Института, комплектуемых за счет численности государственных органов, не входящих в систему органов государственной безопасности, утверждаются в порядке, установленном в этих государственных органах, после согласования с начальником Института.

Должностные обязанности начальника Института определяются настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности.

29. К переменному составу Института относятся обучающиеся в Институте лица, зачисленные на обучение приказом начальника Института в качестве курсантов, слушателей, магистрантов, адъюнктов, докторантов.

Курсант – лицо из числа рядового и сержантского состава, а также прапорщиков органов государственной безопасности, других воинских формирований Республики Беларусь, зачисленное в Институт для прохождения подготовки на I ступени высшего образования.

Слушатель – лицо из числа офицерского состава органов государственной безопасности, других воинских формирований Республики Беларусь, зачисленное в Институт для прохождения подготовки на I ступени высшего образования, лицо, зачисленное в Институт для переподготовки и повышения квалификации, а также гражданин иностранного государства, проходящий обучение в Институте.

Магистрант – лицо, обучающееся на II ступени высшего образования.

Адъюнкт – лицо, осваивающее содержание образовательной программы адъюнктуры, обеспечивающей получение научной квалификации «Исследователь».

Докторант – лицо, осваивающее содержание образовательной программы докторантуры.

30. Комплектование Института курсантами, слушателями, магистрантами, лицами, получающими послевузовское образование, осуществляется в рамках предельной численности обучающихся, определяемой в разнарядке, которая ежегодно утверждается Председателем Комитета государственной безопасности.

В разнарядку включаются:

сотрудники (работники) системы органов государственной безопасности – в порядке, установленном Комитетом государственной безопасности;

сотрудники (работники) государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь, не входящих в систему органов государственной безопасности, – в порядке, установленном Комитетом государственной безопасности, либо на основании договоров (контрактов), заключенных Институтом с этими органами (организациями) и воинскими формированиями;

иностранные граждане – на основании договоров (контрактов) на обучение, заключенных Комитетом государственной безопасности в рамках реализации международных договоров Республики Беларусь.

31. Отбор кандидатов на обучение в Институте для получения высшего образования, переподготовки и повышения квалификации осуществляется органами государственной безопасности, другими государственными органами (организациями) и воинскими формированиями Республики Беларусь, в интересах которых осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в Институте.

Порядок приема курсантов, слушателей и магистрантов для получения ими образования определяется нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности.

32. Права и обязанности переменного состава Института, а также обучающихся в Институте соискателей определяются законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности, других государственных органов, в интересах которых осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в Институте, правилами внутреннего распорядка дня переменного состава Института, положениями о его структурных подразделениях, контрактами с курсантами (слушателями, магистрантами), договорами с лицами, получающими послевузовское образование, правовыми актами начальника Института.

ГЛАВА 5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

33. Институт осуществляет образовательную деятельность с соблюдением требований, установленных настоящим Уставом и иными актами законодательства.

Особенности методического обеспечения и организации образовательного процесса в Институте регламентируются нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности, согласованными с Министерством образования.

34. Специальности, квалификации, профессии, по которым ведется обучение, открываются в Институте по заявкам государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь, направляющих лиц на обучение.

Перечень закрытых специальностей (направлений специальностей, специализаций) утверждается Председателем Комитета государственной безопасности с учетом потребностей органов государственной безопасности, других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь.

35. Образовательные стандарты, типовые учебные планы закрытых специальностей, типовые учебные программы по учебным дисциплинам закрытых специальностей, по которым осуществляется образовательная деятельность в Институте, разрабатываются им под руководством Комитета государственной безопасности, утверждаются Министерством образования по согласованию с Комитетом государственной безопасности и хранятся в Институте.

Учебно-методические комплексы (электронные учебно-методические комплексы) по учебным дисциплинам закрытых специальностей рецензируются государственными органами (организациями), собственниками государственных секретов, регистрируются и хранятся в Институте.

Паспорта специальностей научных работников и программы-минимумы кандидатских экзаменов по соответствующим специальным дисциплинам, по которым осуществляется послевузовское образование в Институте, содержащие информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, разрабатываются Институтом по представлению Комитета государственной безопасности и утверждаются Высшей аттестационной комиссией. Названные документы хранятся в Институте и Высшей аттестационной комиссии.

36. Срок обучения по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами. При этом срок получения второго и последующего высших образований в Институте составляет не менее двух лет.

Продолжительность и общее количество часов по учебным планам образовательной программы повышения квалификации кадров определяется Председателем Комитета государственной безопасности по представлению начальника Института.

37. Численность курсантов и слушателей в учебных группах определяется Институтом в соответствии с заказом на обучение кадров для органов государственной безопасности, других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь в пределах общей численности курсантов и слушателей.

38. Порядок и условия финансирования обучения кадров для специальных служб, правоохранительных органов иностранных государств устанавливаются контрактами (договорами) на их обучение в соответствии с международными договорами (соглашениями) Республики Беларусь.

39. Лицам, завершившим в Институте подготовку на:

I ступени высшего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификация и выдается диплом о высшем образовании;

II ступени высшего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается степень «магистр» и выдается диплом магистра;

I ступени послевузовского образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается научная квалификация «Исследователь» и выдается диплом исследователя.

Лицам, успешно прошедшим в Институте:

переподготовку и итоговую аттестацию, присваивается квалификация и выдается диплом о переподготовке;

повышение квалификации и итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации.

40. Институт может обеспечивать подготовку кадров в магистратуре, ориентированную на обучение в адъюнктуре.

41. Научная деятельность в Институте осуществляется во взаимодействии с органами государственной безопасности, другими государственными органами (организациями) и воинскими формированиями Республики Беларусь, учреждениями образования и научно-исследовательскими учреждениями Республики Беларусь и других государств.

42. Институт принимает участие во внедрении в образовательный процесс и практику органов государственной безопасности результатов своих научных исследований.

43. Научно-информационная деятельность Института направлена на оказание научно-методической и иной помощи в организации и проведении профессионально-должностной подготовки, а также на распространение научных знаний среди сотрудников и лиц гражданского персонала органов государственной безопасности, других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОМ

44. Руководство Институтом осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственной безопасности.

Начальник Института непосредственно подчиняется Председателю Комитета государственной безопасности, является прямым начальником для военнослужащих органов государственной безопасности, отнесенных к постоянному и переменному составу Института.

45. Начальник Института в целях реализации задач и функций, возложенных на Институт:

вносит Председателю Комитета государственной безопасности предложения о совершенствовании организационно-штатной структуры Института;

в пределах предоставленных полномочий принимает на военную службу в органы государственной безопасности и увольняет с военной службы военнослужащих;

заключает от имени Комитета государственной безопасности контракты с военнослужащими органов государственной безопасности, отнесенными к постоянному и переменному составу Института;

принимает на работу, заключает и расторгает контракты (трудовые договоры) с лицами гражданского персонала;

зачисляет, отчисляет и восстанавливает обучающихся курсантов, слушателей, магистрантов, адъюнктов, докторантов и соискателей;

заключает договоры на обучение в Институте сотрудников (работников) других государственных органов (организаций) и воинских формирований Республики Беларусь;

распределяет должностные обязанности между своими заместителями;

имеет право делегировать часть своих полномочий заместителям начальника и иным должностным лицам Института;

обеспечивает защиту государственных секретов в Институте;

утверждает учебные планы по специальностям и учебные программы по изучаемым дисциплинам, планы научно-исследовательской, редакционной и издательской деятельности Института;

утверждает нормы времени для расчета объема учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других видов работ, а также правила внутреннего распорядка дня переменного состава Института, регламент служебного времени военнослужащих постоянного состава Института, правила трудового распорядка лиц его гражданского персонала;

определяет количество лиц профессорско-преподавательского состава, принимаемых на работу в Институт на условиях почасовой оплаты труда;

распоряжается в порядке, установленном законодательством, имуществом Института;

действует без доверенности от имени Института, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе с иностранными и международными, а также физическими лицами;

издает приказы и распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию;

устанавливает порядок оказания и заключает договоры на оказание платных услуг в сфере образования и иных платных услуг с государственными органами, иными организациями, физическими лицами;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и иными актами законодательства.

46. Начальник Института несет персональную ответственность за деятельность Института.

47. Постоянный и переменный состав факультетов и других структурных подразделений Института, комплектуемый за счет численности государственных органов, не входящих в систему органов государственной безопасности, подчиняется соответствующим должностным лицам этих государственных органов и одновременно начальнику Института по вопросам учебной, методической и научной работы, соблюдения установленных в Институте правил внутреннего распорядка дня и регламента служебного времени.

48. Для рассмотрения вопросов образовательного процесса, научной, инновационной и иной деятельности Института создается коллегиальный орган – совет Института, положение о котором утверждается начальником Института.

Председателем совета Института является начальник Института, который утверждает его численный и персональный состав по согласованию с Председателем Комитета государственной безопасности. В состав данного совета могут входить представители Института, органов государственной безопасности, других государственных органов и иных организаций, в том числе учреждений образования и научных организаций.

Срок полномочий совета Института – три года.

49. Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности Института и координации работы его структурных подразделений создается оперативное совещание (ректорат) при начальнике Института, который определяет состав и порядок его работы.

50. В Институте создаются советы по защите диссертаций, а также на основании решения совета Института в его структурных подразделениях могут образовываться коллегиальные органы управления.

ГЛАВА 7
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА

51. Имущество Института находится в республиканской собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.

52. К имуществу Института относятся денежные средства, здания, сооружения, вооружение и военная техника, транспортные средства, оборудование, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, используемые для обеспечения деятельности Института, а также продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности.

53. Материально-техническое обеспечение факультетов и других структурных подразделений Института, постоянный и переменный состав которых комплектуется за счет численности государственных органов, не входящих в систему органов государственной безопасности, может осуществляться данными государственными органами в соответствии с законодательством, в том числе совместными нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности и этих государственных органов.

54. Финансирование Института осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством, в том числе за счет средств, полученных:

согласно договорам на оказание платных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, на обучение в магистратуре, адъюнктуре, докторантуре;

от выполнения научно-исследовательских, инновационных и других работ, проведения конференций, семинаров, симпозиумов, в том числе международных;

от иной приносящей доходы деятельности.

55. Средства, полученные Институтом от приносящей доходы деятельности, после уплаты в установленном законодательством порядке налогов, сборов (пошлин) остаются в его распоряжении и используются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством для бюджетных организаций.

56. Порядок обеспечения денежным, продовольственным и вещевым довольствием военнослужащих и порядок оплаты труда иных сотрудников Института, включая порядок оплаты по гражданско-правовым договорам, определяются в соответствии с законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Комитета государственной безопасности, других государственных органов, в интересах которых осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в Институте.