ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 марта 2019 г. № 7

О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 20 апреля 2023 г. № 118 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.04.2023, 1/20828) <P32300118>

 

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевой производственно-технический комплекс, деятельность которого направлена на обеспечение комфортных условий для проживания граждан и создание благоприятной среды их жизнедеятельности.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Республики Беларусь динамично развивается.

С 2010 года значительно увеличились объемы выполнения капитального ремонта жилых домов и использования твердых коммунальных отходов. Потери тепловой энергии снижены с 20,6 до 10,3 процента, воды – с 22 до 15,4 процента. Обеспеченность потребителей качественной питьевой водой достигла 90,5 процента. Проводится масштабная работа по замене в многоквартирных жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки службы. Создан экономический механизм стимулирования снижения затрат через установление планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги.

Внедрена система государственной поддержки населения для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг посредством предоставления безналичных жилищных субсидий. В рамках единого расчетного и информационного пространства создана и функционирует автоматизированная информационная система по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги.

Вместе с тем уровень организации работы с населением и качество отдельных жилищно-коммунальных услуг еще не в полной мере соответствуют современным требованиям, что вызывает обоснованные нарекания граждан.

Для придания нового качества экономической и производственной деятельности жилищно-коммунального хозяйства в ближайшей перспективе предстоит сосредоточить усилия на основополагающих направлениях, включающих:

повышение качества предоставляемых услуг и улучшение работы с населением;

проведение справедливой тарифной политики;

тепловую модернизацию жилищного фонда;

улучшение качества питьевой воды;

совершенствование обращения с твердыми коммунальными отходами.

Наибольшую актуальность приобретают сбалансированное развитие и повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (далее – организации ЖКХ), реализация высокоэффективных инвестиционных проектов, своевременное и ритмичное финансирование жилищно-коммунальных услуг по установленным нормативам субсидирования.

В целях дальнейшего совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства постановляю:

1. Повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Для этого:

1.1. местным исполнительным и распорядительным органам обеспечивать:

подтверждение объемов и качества выполненных работ по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов, расположенным на землях общего пользования, в том числе на придомовых территориях многоквартирных жилых домов, самостоятельно или через государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подтверждение объемов и качества выполнения указанных работ не может осуществляться исполнителями этих работ;

недопущение передачи в хозяйственное ведение организаций ЖКХ котельных, тепловых сетей и других теплоэнергетических объектов, объектов водопроводно-канализационного хозяйства общего пользования* и жилищного фонда без финансового обеспечения в полном объеме оформления правоудостоверяющих документов и приведения передаваемого имущества в соответствие с требованиями обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов за счет средств организаций, обладавших правом собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения в отношении передаваемых объектов, и (или) средств местных бюджетов;

передачу в хозяйственное ведение организаций ЖКХ объектов водопроводно-канализационного хозяйства общего пользования единым комплексом сооружений и устройств;

наведение порядка на территориях населенных пунктов, в том числе комплексное благоустройство придомовых территорий многоквартирных жилых домов с одновременной заменой и реконструкцией всех видов инженерных сетей, в рамках выполнения целевого показателя ремонта и (или) реконструкции придомовых территорий многоквартирных жилых домов, устанавливаемого Советом Министров Республики Беларусь;

______________________________

* Под объектами водопроводно-канализационного хозяйства общего пользования понимаются централизованные системы водоснабжения и водоотведения (канализации), предназначенные для пользования всей совокупности потребителей и абонентов населенного пункта.

1.2. Совету Министров Республики Беларусь до 1 октября 2019 г. определить:

порядок проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе, а также порядок финансирования расходов государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их основные права и обязанности;

механизмы стимулирования граждан к участию в реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде и снижению его теплопотребления;

мероприятия по расширению возможностей использования электрической энергии в жилищном фонде для целей теплоснабжения (отопления) и горячего водоснабжения;

1.3. облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить:

ежегодный капитальный ремонт жилищного фонда в соответствии с целевым показателем, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь, предусматривающим увеличение объемов такого ремонта, без превышения нормативных сроков продолжительности строительства;

в 2025 году всех потребителей качественной питьевой водой;

ежегодное утверждение перечней объектов водопроводно-канализационного хозяйства общего пользования, подлежащих передаче в хозяйственное ведение организаций ЖКХ;

1.4. Министерству антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством финансов до 1 июня 2019 г. определить порядок планирования и финансирования расходов по оказанию населению услуг общих отделений бань и душевых;

1.5. организациям ЖКХ ежегодно обеспечивать снижение общей протяженности находящихся в их хозяйственном ведении тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации путем их замены в соответствии с целевыми показателями, устанавливаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

2. Обеспечить социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, а также совершенствование тарифной политики. Для этого:

2.1. Совету Министров Республики Беларусь до 1 декабря 2019 г. определить порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и юридических лиц;

2.2. местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить оказание малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения государственной поддержки в форме безналичных жилищных субсидий для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг и возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах, а также частичного возмещения затрат на реализацию мероприятий, направленных на эффективное и рациональное использование тепловой энергии в многоквартирных жилых домах.

3. Повысить эффективность работы организаций ЖКХ. Для этого Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

принимать системные меры по сдерживанию роста затрат организаций ЖКХ, целевому и рациональному использованию полученной экономии;

обеспечить устойчивое развитие объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства путем направления собственных средств организаций ЖКХ, иных юридических лиц, средств населения, бюджетных и заемных средств, в том числе международных финансовых организаций, а также заключения договоров финансовой аренды (лизинга);

не допускать передачи организациям ЖКХ непрофильных объектов, выполнения указанными организациями несвойственных функций без финансового обеспечения их выполнения в полном объеме;

определить ключевым показателем эффективности работы председателей гор- и райисполкомов отсутствие просроченной задолженности бюджета перед организациями ЖКХ за выполненные работы и оказанные услуги.

4. Совершенствовать обращение с твердыми коммунальными отходами. Для этого:

4.1. Совету Министров Республики Беларусь принимать меры по:

поэтапному снижению использования полиэтиленовой упаковки с ее замещением экологически безопасной упаковкой, в том числе из стекла и бумаги;

привлечению инвестиций в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе в создание депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки;

совершенствованию механизма взимания экологического налога для стимулирования использования таких отходов и сокращения объемов их захоронения;

4.2. облисполкомам и Минскому горисполкому:

обеспечить модернизацию в населенных пунктах системы сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на основе схем обращения с такими отходами;

принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования твердых коммунальных отходов и их максимальному использованию за счет внедрения современных технологий.

5. Организовать надлежащую работу с населением. Для этого:

5.1. облисполкомам и Минскому горисполкому:

установить в качестве приоритетной задачи для руководителей местных исполнительных и распорядительных органов проведение работы, направленной на полное удовлетворение потребностей населения в услугах (работах) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

развивать в организациях ЖКХ практику проведения публичных слушаний по вопросам объемов и качества оказываемых услуг, реализации инвестиционных проектов и программ;

принимать меры по развитию системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

внедрять информационные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве;

ежегодно информировать население о запланированных мероприятиях по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройству придомовых территорий, ремонту улично-дорожной сети;

не менее одного раза в полугодие рассматривать на своих заседаниях вопросы выполнения поступающих заявок и устранения претензий к качеству оказанных жилищно-коммунальных услуг;

обеспечивать привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в несоблюдении сроков и ненадлежащем качестве выполнения поступающих заявок и устранения претензий;

освещать в средствах массовой информации результаты решения проблемных вопросов, выполнения поступающих заявок и устранения претензий;

5.2. Совету Министров Республики Беларусь:

до 1 января 2020 г. создать систему мониторинга приема и исполнения претензий граждан на качество жилищно-коммунальных услуг;

принимать меры по совершенствованию механизма защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

6. Обеспечить обучение кадров и проведение обязательной аттестации, научное сопровождение отрасли. В этих целях:

6.1. облисполкомам и Минскому горисполкому совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством образования обеспечить:

ежегодное обучение работников организаций ЖКХ по образовательным программам дополнительного образования взрослых (профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, курсы целевого назначения, обучающие курсы) через государственный учебный центр «Жилком», учебные центры жилищно-коммунального хозяйства в количестве, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

назначение на должности руководителей и специалистов организаций ЖКХ и государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства только после прохождения профессиональной аттестации в порядке и в соответствии с перечнем должностей, установленными Советом Министров Республики Беларусь;

6.2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и Министерству образования:

совместно с Министерством труда и социальной защиты организовать разработку профессиональных стандартов для приоритетных видов трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

принимать меры по:

повышению качества подготовки управленческих и инженерно-технических кадров для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве с использованием современных методик и технологий управленческой деятельности;

популяризации жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственно значимой и социально престижной сферы деятельности;

6.3. Национальной академии наук Беларуси:

совместно с Министерством образования обеспечить создание эффективной специализированной системы подготовки кадров высшей научной квалификации на основе подготовки магистрантов, аспирантов в профильных вузах, а также в государственном учреждении образования «Университет Национальной академии наук Беларуси» и государственном научном учреждении «Институт жилищно-коммунального хозяйства Национальной академии наук Беларуси» для выполнения исследований и разработок в области жилищно-коммунального хозяйства;

совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства обеспечить проведение на регулярной основе исследований по технологическому предвидению и долгосрочному прогнозированию основных тенденций научно-технического прогресса в жилищно-коммунальном хозяйстве и связанных с ним отраслях.

7. Совету Министров Республики Беларусь:

при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию положений настоящей Директивы, требующих бюджетного финансирования;

ежегодно, начиная с 2020 года, до 15 апреля докладывать Главе государства об эффективности выполнения настоящей Директивы.

8. Государственным органам и иным организациям обеспечивать соблюдение положений настоящей Директивы, в том числе при подготовке проектов нормативных правовых актов.

9. Ответственность за выполнение настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь, председателей облисполкомов, Минского горисполкома, гор- и райисполкомов.

10. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Комитет государственного контроля.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко