ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 декабря 2002 г. № 162-З

О естественных монополиях

Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года
Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666) <H10900114>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661) <H11000109>;

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 189-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2014, 2/2187) <H11400189>;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 227-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2015, 2/2225) <H11400227>;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529) <H11800091>;

Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 250-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.11.2019, 2/2688) <H11900250>

 

Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах естественных монополий на рынках услуг Республики Беларусь, и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

естественная монополия – состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;

методология и правила ее применения – способ регулирования цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, путем определения порядка установления и применения цен (тарифов);

оказание услуг – предоставление услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектами гражданского оборота;

орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее – орган регулирования естественных монополий) – республиканский орган государственного управления, на который в соответствии с законодательством возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (города Минска)), в том числе регулирования деятельности субъектов естественных монополий, цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, а также контроль в этих сферах;

отраслевые республиканские органы государственного управления (далее – отраслевые органы) – государственные органы, которые в соответствии с законодательством реализуют государственную политику, и (или) осуществляют государственное регулирование, и (или) обеспечивают деятельность в сферах, отнесенных к сферам естественных монополий;

потребитель – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (далее – физическое лицо), или юридическое лицо, пользующиеся или намеревающиеся пользоваться услугами, относящимися к сферам естественных монополий;

публичные слушания – процедура общественного обсуждения проекта цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, концепции методологии и правил ее применения;

рынок услуг – рынок, на котором предлагаются услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, оказывающий услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

сфера естественных монополий – сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий;

услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также товар, производимый (реализуемый) в условиях естественных монополий;

цена (тариф) – денежное выражение стоимости единицы услуги.

Для целей настоящего Закона термины «государственные органы» и «хозяйствующий субъект» используются в значениях, определенных статьей 1 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сферах естественных монополий

Действие настоящего Закона распространяется на отношения в сферах естественных монополий.

Отношения в сферах естественных монополий регулируются настоящим Законом, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Нормы антимонопольного законодательства применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Статья 3. Сферы естественных монополий

Сферами естественных монополий признаются:

аэронавигационные услуги;

услуги аэропортов;

услуги транспортных терминалов;

услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные перевозки;

транспортировка газа по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по распределительным трубопроводам;

транспортировка нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по распределению электрической энергии;

услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение.

Статья 4. Права субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий вправе:

вносить в орган регулирования естественных монополий предложения по вопросам, затрагивающим их деятельность и правовой статус;

обращаться в установленном законодательством порядке в орган регулирования естественных монополий с просьбой об исключении их из Государственного реестра субъектов естественных монополий;

обжаловать в суд решения, предписания, иные действия (бездействие) органа регулирования естественных монополий;

иметь иные права в соответствии с законодательством.

Статья 5. Обязанности субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий обязаны:

предоставлять на равных (недискриминационных) условиях доступ к услугам, относящимся к сферам естественных монополий, в том числе при оказании таких услуг субъектами естественных монополий подчиненным (входящим в состав) хозяйствующим субъектам, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

обеспечивать при наличии технической возможности на равных (недискриминационных) условиях подключение объектов к сетям передачи электрической энергии, распределения электрический энергии, передачи и (или) распределения тепловой энергии, системам транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по распределительным трубопроводам, централизованного водоснабжения и водоотведения, а также выдачу технических условий на такое подключение;

осуществлять раздельный учет расходов (затрат), в том числе инвестиций, а также доходов и задействованных активов по видам услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

обеспечивать качественное обслуживание потребителей;

обеспечивать доступность информации об их деятельности и услугах, относящихся к сферам естественных монополий;

соблюдать обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, а также лицензионные требования и условия в случае, если осуществляемые ими виды деятельности подлежат лицензированию;

применять наиболее эффективные методы и технологии оказания услуг при условии соблюдения принципа общественной безопасности и безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, имущества юридических лиц и окружающей среды;

представлять в орган регулирования естественных монополий сведения о своей деятельности, в том числе документы, содержащие прогнозы, планы своего развития, в порядке и сроки, установленные этим органом, а также иную информацию, необходимую для осуществления им полномочий, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства;

исполнять решения, предписания органа регулирования естественных монополий, принятые (вынесенные) им в соответствии с его компетенцией;

исполнять другие обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 6. Ограничение деятельности субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:

совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к невозможности оказания услуг, относящихся к сферам естественных монополий, или замене их другими услугами;

отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на оказание услуг, относящихся к сферам естественных монополий, при наличии у субъектов естественных монополий технической возможности оказать такие услуги;

применять при расчетах за оказываемые услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, цены (тарифы), которые:

отличаются от установленной фиксированной цены (тарифа);

превышают предельную цену (тариф) в случае установления верхнего предела цены (тарифа);

ниже предельной цены (тарифа) в случае установления нижнего предела цены (тарифа);

определены с нарушением методологии и правил ее применения;

навязывать потребителям условия доступа к услугам, относящимся к сферам естественных монополий;

совершать иные действия (бездействие), ведущие к ущемлению прав и законных интересов потребителей и (или) противоречащие законодательству.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Статья 7. Принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

гласности, открытости, преемственности, объективности и прозрачности применения процедур государственного регулирования, независимости принимаемых решений;

адресности государственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;

обеспечения защиты прав потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением цен (тарифов);

соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг, надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

повышения эффективности государственного регулирования, направленного на сокращение сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах, недопущения сдерживания в силу технологических особенностей оказания услуг возможного и экономически оправданного для Республики Беларусь, для соответствующей отрасли перехода услуг, относящихся к сферам естественных монополий, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

применения гибкого регулирования цен (тарифов) в сферах естественных монополий с учетом в том числе отраслевых особенностей, масштабов деятельности субъектов естественных монополий, рыночной конъюнктуры, государственных программ;

введения государственного регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего рынка услуг установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;

снижения барьеров доступа на рынки услуг и обеспечения доступа к услугам, относящимся к сфере естественных монополий;

обязательности заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется государственное регулирование, при наличии технической возможности оказать такие услуги;

обеспечения соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа потребителей к услугам, относящимся к сферам естественных монополий;

обеспечения соответствия устанавливаемых цен (тарифов) качеству услуг, относящихся к сфере естественных монополий, на которые распространяется государственное регулирование;

создания экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность инвестиций.

Статья 8. Способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими способами:

регулированием цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

регулированием доступа к услугам, относящимся к сферам естественных монополий.

Услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, определяются в соответствии с порядком их отнесения к сферам естественных монополий, определяемым органом регулирования естественных монополий.

Регулирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, может осуществляться путем установления для субъектов естественных монополий фиксированных, предельных цен (тарифов) и (или) методологии и правил ее применения.

При установлении для субъектов естественных монополий фиксированных цен (тарифов) субъекты естественных монополий применяют установленные фиксированные цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий.

При установлении для субъектов естественных монополий предельных цен (тарифов) субъекты естественных монополий устанавливают и применяют цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами.

При установлении для субъектов естественных монополий методологии и правил ее применения субъекты естественных монополий в соответствии с ними устанавливают и применяют цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий.

При установлении фиксированных, предельных цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, методологии и правил ее применения могут учитываться результаты проведения публичных слушаний.

При регулировании цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, учитываются:

возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных расходов (затрат), связанных с осуществлением регулируемой деятельности;

получение экономически обоснованной прибыли;

стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов (затрат);

формирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, с учетом качества и надежности оказываемых услуг.

При регулировании цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, могут учитываться:

стоимость основных средств, предназначенных для оказания таких услуг, потребность в инвестициях, необходимых для их воспроизводства;

особенности функционирования естественных монополий;

меры государственной поддержки и другие преференции;

конъюнктура рынка, в том числе уровень цен (тарифов) на нерегулируемых сегментах рынка;

планы развития территорий;

государственная бюджетно-финансовая, налоговая, экологическая и социальная политика;

мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.

Регулирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым могут относиться в том числе уровень качества и надежности оказываемых услуг, динамика изменения расходов (затрат), связанных с оказанием соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.

Для целей регулирования цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, могут применяться долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

Регулирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, осуществляется исходя из раздельного учета расходов (затрат) субъекта естественной монополии, в том числе инвестиций, а также доходов и задействованных активов по видам таких услуг.

Перечень услуг, относящихся к сферам естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование цен (тарифов), определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Регулирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, осуществляется органом регулирования естественных монополий, иными государственными органами в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь.

Правила доступа потребителей к услугам, относящимся к сферам естественных монополий, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 81. Публичные слушания

Орган регулирования естественных монополий, областные и Минский городской исполнительные комитеты до принятия решения об установлении фиксированных, предельных цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, методологии и правил ее применения могут проводить публичные слушания.

Решение о проведении публичных слушаний не может приниматься в отношении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, порядок установления (изменения) которых определен международными договорами Республики Беларусь.

Публичные слушания проводятся в целях:

информирования потребителей, иных заинтересованных о планируемом изменении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, причинах и размерах изменения таких цен (тарифов), концепции методологии и правилах ее применения;

изучения общественного мнения, получения замечаний и предложений о планируемом изменении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, концепции методологии и правилах ее применения;

получения предложений по совершенствованию регулирования цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий.

Публичные слушания могут проводиться органом регулирования естественных монополий, областными и Минским городским исполнительными комитетами в очной форме либо путем размещения проекта цены (тарифа) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, концепции методологии и правил ее применения с соответствующим экономическим обоснованием на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – официальный сайт).

В публичных слушаниях в очной форме принимают участие потребители, отраслевые органы и субъекты естественных монополий. Для участия в публичных слушаниях в очной форме также могут быть приглашены органом регулирования естественных монополий, областными и Минским городским исполнительными комитетами депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений потребителей, профессиональных союзов, иных юридических лиц.

Орган регулирования естественных монополий, областные и Минский городской исполнительные комитеты размещают информацию на своих официальных сайтах о дате, месте и порядке проведения публичных слушаний в очной форме не позднее пятнадцати календарных дней до их проведения.

Результаты публичных слушаний оформляются протоколом.

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в сферах естественных монополий

Президент Республики Беларусь в сферах естественных монополий определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сферах естественных монополий

Совет Министров Республики Беларусь в сферах естественных монополий:

по поручению Президента Республики Беларусь определяет перечень услуг, относящихся к сферам естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование цен (тарифов);

устанавливает правила доступа потребителей к услугам, относящимся к сферам естественных монополий;

устанавливает по представлению отраслевых органов порядок определения размера экономически обоснованной прибыли, учитываемой при установлении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 11. Полномочия органа регулирования естественных монополий

Орган регулирования естественных монополий:

осуществляет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий путем применения способов, установленных настоящим Законом, к конкретному субъекту естественной монополии;

разрабатывает и вносит в порядке, установленном законодательством, предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

координирует работу отраслевых органов по регулированию деятельности субъектов естественных монополий;

формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий;

принимает решения о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

принимает в соответствии с настоящим Законом обязательные для исполнения субъектами естественных монополий решения;

выдает субъектам естественных монополий, государственным органам и иным организациям, их должностным лицам обязательные для рассмотрения предупреждения о необходимости:

прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения настоящего Закона;

отмены или изменения актов, которые содержат признаки нарушения настоящего Закона;

устранения причин и (или) условий, способствовавших возникновению нарушения настоящего Закона;

принятия мер по устранению последствий нарушения настоящего Закона;

принимает в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушений настоящего Закона;

выносит субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения настоящего Закона и (или) устранении его последствий, об отмене или изменении акта, не соответствующего настоящему Закону, о возмещении причиненных убытков в порядке, установленном законодательством, о заключении договоров с потребителями, о внесении изменений в договор, заключенный с потребителем, о совершении иных действий, указанных в предписании;

выносит государственным органам и иным организациям, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения настоящего Закона и (или) устранении его последствий, об отмене или изменении акта, не соответствующего настоящему Закону, о возмещении причиненных убытков в порядке, установленном законодательством, о совершении иных действий, указанных в предписании;

рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы), в том числе о (об):

установлении и применении регулируемых цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

доступе потребителей на равных (недискриминационных) условиях к услугам, относящимся к сферам естественных монополий;

нарушении настоящего Закона (далее – заявление о нарушении);

запрашивает и получает от государственных органов, юридических и физических лиц необходимые для осуществления возложенных на него функций документы и информацию в устной и (или) письменной формах;

обращается в суд с исками, в том числе с исками о понуждении к исполнению решений и (или) предписаний, а также участвует в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением настоящего Закона;

проводит публичные слушания;

устанавливает:

фиксированные, предельные цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

методологию и правила ее применения, в соответствии с которыми субъекты естественных монополий устанавливают и применяют цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

размещает на своем официальном сайте:

Государственный реестр субъектов естественных монополий;

правовые акты в части регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

информацию о выявленных нарушениях законодательства о естественных монополиях, принятых мерах по их устранению;

информацию о проведении публичных слушаний;

принимает нормативные правовые акты, в том числе определяет:

порядок формирования и ведения Государственного реестра субъектов естественных монополий;

порядок принятия решений о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий и об исключении из него;

порядок отнесения услуг к сферам естественных монополий;

порядок установления фиксированных, предельных цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, если иное не установлено законодательными актами или постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

требования к ходатайству, документам и (или) сведениям, уведомлению, предоставляемым в орган регулирования естественных монополий для контроля за сделками, указанными в статьях 13 и 14 настоящего Закона;

порядок обеспечения субъектами естественных монополий доступности информации об их деятельности и услугах, относящихся к сферам естественных монополий, а также объем такой информации;

согласовывает проекты:

порядка планирования и калькулирования расходов (затрат) на оказание услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

порядка определения размера экономически обоснованной прибыли, учитываемой при установлении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 111. Полномочия отраслевых органов в сферах естественных монополий

Отраслевые органы в сферах естественных монополий:

участвуют в разработке и реализации государственной политики;

рассматривают обращения (предложения, заявления, жалобы) в части наличия (отсутствия) технической возможности доступа потребителей к услугам, относящимся к сферам естественных монополий;

определяют в рамках своей компетенции порядок планирования и калькулирования расходов (затрат) на оказание услуг, относящихся к сферам естественных монополий, по согласованию с органом регулирования естественных монополий, иными республиканскими органами государственного управления в случаях, предусмотренных законодательными актами, и проводят анализ формирования субъектами естественных монополий расходов (затрат) в соответствии с этим порядком;

вносят в Совет Министров Республики Беларусь проект порядка определения размера экономически обоснованной прибыли, учитываемой при установлении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 112. Полномочия областных и Минского городского исполнительных комитетов в сферах естественных монополий

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в сферах естественных монополий:

рассматривают обращения (предложения, заявления, жалобы), включая вопросы установления и применения регулируемых цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

проводят в пределах предоставленных полномочий по регулированию цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, анализ формирования субъектами естественных монополий расходов (затрат) в соответствии с порядком планирования и калькулирования расходов (затрат) на оказание услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

проводят публичные слушания;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и могут иметь своим результатом ущемление прав и законных интересов потребителей

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах естественных монополий органы Комитета государственного контроля и орган регулирования естественных монополий в рамках контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и могут иметь своим результатом ущемление прав и законных интересов потребителей.

Статья 13. Контроль за сделками, совершаемыми субъектами естественных монополий

Орган регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции осуществляет контроль за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для оказания услуг, относящихся к сфере естественных монополий, если стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в оказание услуг, которое в соответствии со статьей 3 настоящего Закона не отнесено к сферам естественных монополий, в размере, превышающем 10 процентов стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу;

любыми сделками, в результате которых юридическое или физическое лицо приобретает право собственности на часть основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для оказания услуг, относящихся к сфере естественных монополий, либо право владения и (или) пользования такой частью, если их балансовая стоимость превышает 10 процентов стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу.

Для совершения действий, указанных в абзацах втором, третьем и четвертом части первой настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан заявить в орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий, а также представить документы и (или) сведения, необходимые для принятия решения. Перечень документов и (или) сведений определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Орган регулирования естественных монополий вправе принять мотивированное решение об:

удовлетворении ходатайства;

отклонении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в статье 12 настоящего Закона, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной и (или) неполной;

отказе в принятии ходатайства по основанию, указанному в части пятой настоящей статьи.

Решение об удовлетворении или отклонении ходатайства должно быть принято органом регулирования естественных монополий не позднее 30 дней со дня получения ходатайства. Орган регулирования естественных монополий не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения обязан направить его копию субъекту естественной монополии.

При получении органом регулирования естественных монополий ходатайства без представления необходимых документов и (или) сведений, определенных Советом Министров Республики Беларусь, орган регулирования естественных монополий в течение 10 дней со дня получения ходатайства принимает решение об отказе в его принятии.

Если в течение 15 дней со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественных монополий не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Решение органа регулирования естественных монополий об удовлетворении ходатайства действительно в течение одного года с момента его получения.

Статья 14. Контроль за сделками, совершаемыми с акциями (долями в уставных фондах) субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов

Юридическое или физическое лицо, которое в результате приобретения акций (долей в уставном фонде) субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретает более 10 процентов от общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли в уставном фонде) субъекта естественной монополии, обязано уведомить об этом орган регулирования естественных монополий не позднее 30 дней со дня заключения соответствующей сделки. Юридическое или физическое лицо, на акции (долю в уставном фонде) субъекта естественной монополии которого приходится более 10 процентов от общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли в уставном фонде) субъекта естественной монополии, обязано уведомлять орган регулирования естественных монополий обо всех случаях изменения принадлежащего ему количества голосов.

Субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более 10 процентов от общего количества голосов, или совершающий сделки с акциями (долями в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, если на принадлежащие ему акции (долю в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта приходится более 10 процентов от общего количества голосов, обязан уведомить об этом орган регулирования естественных монополий не позднее 30 дней со дня заключения соответствующей сделки.

Орган регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции для осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов сведения об их акционерах (участниках), располагающих более чем 10 процентами от общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли в уставном фонде) таких хозяйствующих субъектов.

Статья 15. Информирование органом регулирования естественных монополий о принятых им решениях

Орган регулирования естественных монополий сообщает через средства массовой информации, а также путем размещения информации на своем официальном сайте о принятых им решениях о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий или об исключении из него.

Статья 16. Последствия нарушений настоящего Закона

В случае нарушений настоящего Закона субъекты естественных монополий, государственные органы, иные организации, их должностные лица в рамках своей компетенции в соответствии с предписаниями органа регулирования естественных монополий обязаны:

прекратить нарушения настоящего Закона и (или) устранить их последствия;

отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Закону;

возместить причиненные убытки в порядке, установленном законодательством;

заключить договор с потребителем;

внести изменения в договор, заключенный с потребителем;

совершить иные действия, указанные в предписании.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ВЫНЕСЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ, ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, А ТАКЖЕ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ И ОБЖАЛОВАНИЯ ЭТИХ РЕШЕНИЙ, ПРЕДПИСАНИЙ

Статья 17. Принятие решений, вынесение предписаний, выдача предупреждений органом регулирования естественных монополий

Вопросы о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий и об исключении из него, а также о применении способов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть рассмотрены органом регулирования естественных монополий по собственной инициативе либо на основании предложений государственных органов, потребителей, общественных объединений потребителей, профессиональных союзов, субъектов естественных монополий.

При рассмотрении органом регулирования естественных монополий вопросов о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий и об исключении из него, а также о применении способов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий вправе присутствовать представитель соответствующего хозяйствующего субъекта. Орган регулирования естественных монополий не позднее чем за 15 дней до рассмотрения указанных вопросов обязан направить этому хозяйствующему субъекту письменное уведомление о дате и месте их рассмотрения. Решения, принятые органом регулирования естественных монополий, направляются заинтересованному хозяйствующему субъекту в письменной форме не позднее пяти дней со дня их принятия.

Орган регулирования естественных монополий при выявлении признаков нарушения настоящего Закона до принятия решения об установлении факта нарушения настоящего Закона выдает субъектам естественных монополий, государственным органам и иным организациям, их должностным лицам предупреждение в письменной форме в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Установление факта нарушения настоящего Закона, в том числе на основании заявления о нарушении, осуществляется в соответствии с порядком установления факта наличия (отсутствия) нарушения, установленным антимонопольным законодательством.

При выполнении всех условий предупреждения, выданного органом регулирования естественных монополий, установление факта нарушения настоящего Закона прекращается в связи с устранением такого нарушения.

На основании решения об установлении факта нарушения настоящего Закона органом регулирования естественных монополий может быть вынесено предписание в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Статья 18. Исключена.

Статья 19. Порядок исполнения решений, предписаний органа регулирования естественных монополий

Решения, предписания органа регулирования естественных монополий являются обязательными для исполнения и исполняются субъектами естественных монополий, государственными органами и иными организациями, их должностными лицами в срок, установленный этими решениями, предписаниями.

Статья 20. Порядок обжалования решений, предписаний, иных действий (бездействия) органа регулирования естественных монополий

Решения, предписания, иные действия (бездействие) органа регулирования естественных монополий могут быть обжалованы субъектами естественных монополий, государственными органами и иными организациями, их должностными лицами, потребителями, общественными объединениями потребителей, иными юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицам, указанным в части первой настоящей статьи, стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено законодательными актами. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Причины пропуска срока давности могут признаваться уважительными, если они имели место в течение срока давности.

В случае обжалования решения, предписания органа регулирования естественных монополий исполнение решения, предписания приостанавливается до вступления в силу решения суда.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 22. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко