ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 марта 2012 г. № 205

Об утверждении стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2013 г. № 524 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37453) <C21300524>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2014 г. № 1013 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2014, 5/39639) <C21401013>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2016 г. № 31 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2016, 5/41578) <C21600031>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 208 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.03.2018, 5/44945) <C21800208>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую стратегию Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь

В.Семашко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.03.2012 № 205

Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В условиях формирующейся экономики знаний в мире поступательно изменяются основы и структура мирового производства, возрастает составляющая высокотехнологичной продукции и нематериальных активов.

Как следствие этих процессов современное управление экономикой осуществляется с учетом торговых аспектов интеллектуальной собственности, патентно-правовых характеристик рынков и основывается на использовании инструментов охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

Инновационный путь социально-экономического развития, включающий структурную модернизацию экономики, развитие высокотехнологичных производств, наращивание экспортного потенциала, является ключевым приоритетом Республики Беларусь на ближайшую перспективу.

На современном этапе национальная система интеллектуальной собственности является действенным механизмом социально-экономического развития государства. Она включает развитое законодательство и инфраструктуру, обеспечивающую реализацию государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности, решение широкого спектра задач в области охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

Республика Беларусь активно участвует в международном сотрудничестве и в рамках выполнения своих обязательств, вытекающих из соответствующих международных соглашений, обеспечивает реализацию международных стандартов в сфере интеллектуальной собственности.

Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы (далее – стратегия) является продолжением работы по развитию национальной системы интеллектуальной собственности, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 287, 5/26199), другими программными документами, а также решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.

Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в сфере интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Основными целями государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются:

в краткосрочной перспективе – завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества;

в долгосрочной перспективе – комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

С учетом поставленных целей реализация государственной политики в сфере интеллектуальной собственности будет осуществляться по следующим основным направлениям:

развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;

развитие функциональных направлений в сфере интеллектуальной собственности (обеспечение охраны, оценка и другое);

совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в учреждениях науки и образования, организациях творческой и торгово-промышленной сфер;

развитие национального брендинга на основе конкурентоспособных секторов экономики (направлений хозяйственной деятельности) и использования механизмов управления интеллектуальной собственностью;

развитие комплекса финансовых, моральных и других инструментов стимулирования, направленных на расширение практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

развитие механизмов правомерного доступа общественности к мировым достижениям науки, литературы и искусства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития;

совершенствование механизмов защиты и расширение комплекса мер по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;

повышение уровня значимости интеллектуальной собственности, деятельности творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальную собственность для создания новых рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции.

Ожидаемым результатом от реализации стратегии станет повышение конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей и экономики в целом, базирующееся на эффективном управлении интеллектуальной собственностью.

ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности представляет собой многоуровневую систему, соответствующую современным международным стандартам и регулирующую отношения в области охраны и использования товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, сортов растений, компьютерных программ, произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной собственности.

Законодательную базу указанной системы составляют нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь и законы о правовой охране объектов интеллектуальной собственности.

Вопросы ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности, оценки объектов интеллектуальной собственности, осуществления административных процедур, связанных с обеспечением охраны интеллектуальной собственности, стимулирования создания и использования объектов интеллектуальной собственности, а также финансово-экономические аспекты управления интеллектуальной собственностью урегулированы нормативными правовыми актами смежных отраслей законодательства.

Республика Беларусь является участницей международных договоров, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), а также членом Евразийской патентной организации (ЕАПО). Как показывает практика, соответствующее современным международным стандартам, включая Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, принятое в г. Марракеше 15 апреля 1994 года, законодательство Республики Беларусь позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать надежную охрану и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, получать дополнительную прибыль, конкурентные преимущества и гарантирует устойчивое и защищенное присутствие товаров (услуг) на внутреннем и внешних рынках.

Основными направлениями совершенствования законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности являются:

гармонизация национального законодательства с учетом признанных на международном уровне принципов законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности с законодательством основных геополитических и экономических партнеров Республики Беларусь, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений (союзов) государств;

развитие законодательства с учетом экономических аспектов управления интеллектуальной собственностью (распределение прав, бухгалтерский учет, амортизация, налогообложение, оценка, стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности и другое);

унификация подходов в правовом регулировании охраны различных объектов интеллектуальной собственности;

поступательное замещение законами подзаконных актов и увеличение кодифицированной составляющей законодательства, обеспечивающей системность и комплексность регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, развития деловой инициативы необходимо законодательно урегулировать переход на единую шкалу патентных пошлин для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь и предусмотреть дифференциацию их размеров, стимулирующую использование инструментов охраны интеллектуальной собственности в деловой среде, а также развитие приоритетных для государства технологий и производств.

ГЛАВА 4
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Инфраструктура системы интеллектуальной собственности представлена следующими основными элементами:

организационная структура, реализующая функции государственного регулирования и управления в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности на республиканском уровне, – Государственный комитет по науке и технологиям;

организационные структуры, реализующие функции управления интеллектуальной собственностью на уровне отраслей и организаций, – отраслевые службы интеллектуальной собственности и службы интеллектуальной собственности организаций;

специальные институты, обеспечивающие выполнение отдельных функций в сфере интеллектуальной собственности, – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, Республиканская научно-техническая библиотека, Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, патентные поверенные и оценщики объектов интеллектуальной собственности.

Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» является одним из ключевых элементов национальной системы интеллектуальной собственности. В связи с этим для решения основных задач в сфере интеллектуальной собственности необходимо создать на его базе интегрированный комплекс охраны и управления интеллектуальной собственностью, который объединит следующие функциональные направления:

охрана интеллектуальной собственности;

оценка и учет интеллектуальной собственности;

управление правами (лицензирование и другое);

мониторинг использования интеллектуальной собственности и соблюдения законодательства;

формирование и ведение государственного патентного фонда;

патентно-информационные услуги;

дополнительное образование взрослых в сфере интеллектуальной собственности.

В рамках совершенствования деятельности указанного государственного учреждения как патентного органа должны быть решены задачи модернизации его материально-технического обеспечения и улучшения качества работы на основе оптимизации кадрового обеспечения, совершенствования технологических процессов, правовых процедур, включая сокращение срока рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, и порядка финансирования. В рамках осуществления функций патентного органа необходимо развивать электронную обработку заявочных документов и совершенствовать систему электронного документооборота.

Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» наряду с выполнением в соответствии с законодательством функций патентного органа должно проводить консультации и предоставлять юридические и другие услуги в сфере интеллектуальной собственности.

На современном этапе общегосударственной проблемой является недостаток собственного опыта и функциональных возможностей по коммерциализации инновационных разработок. Для решения указанной проблемы необходимо создание при ведущих научных учреждениях и учреждениях образования страны организационных структур по охране и использованию объектов интеллектуальной собственности.

В области совершенствования механизмов защиты интеллектуальной собственности перспективными задачами являются:

развитие потенциала Апелляционного совета при патентном органе как досудебной инстанции разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности;

проработка возможностей по использованию досудебных и альтернативных способов разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности.

В соответствии с экспортной политикой Республики Беларусь необходимо расширение практики использования возможностей загранучреждений страны, которые должны иметь возможность давать рекомендации белорусским субъектам хозяйствования и консультировать их по вопросам интеллектуальной собственности в зарубежном государстве. Частной задачей в данном направлении является укрепление кадрового потенциала таких учреждений специалистами в сфере интеллектуальной собственности.

Залогом эффективного управления интеллектуальным ресурсом Республики Беларусь является должная организация деятельности непосредственно субъектов хозяйствования, выступающих в качестве владельцев (пользователей) прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому на современном этапе необходимо обеспечить укрепление отраслевой и региональной инфраструктуры системы интеллектуальной собственности Беларуси, повысить эффективность решения вопросов охраны и управления интеллектуальной собственностью на уровне конкретных организаций, использовать на отраслевом уровне потенциал субъектов, осуществляющих патентные исследования, патентных поверенных, оценщиков объектов интеллектуальной собственности и других.

Дальнейшее развитие в сотрудничестве с ВОИС в рамках реализации стратегии получит консультационно-методическая поддержка бизнеса на республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Это позволит ускорить развитие деловой активности и распространить преимущества использования в деловой практике методов, основанных на интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 5
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Несмотря на имеющиеся вопросы в части формирования законодательства и дальнейшего развития инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, можно констатировать, что действующее законодательство позволяет выбирать тот или иной способ охраны объектов интеллектуальной собственности и использовать этот современный инструмент регулирования экономических отношений для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

На начало 2011 года на территории Беларуси действовали зарегистрированные на имя белорусских субъектов 3798 патентов на изобретения, 2502 патента на полезные модели, 591 патент на промышленные образцы, 14 444 свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания. При этом следует подчеркнуть, что принимаемые меры позволили повысить активность отечественных субъектов хозяйствования по охране объектов интеллектуальной собственности в Беларуси и за рубежом.

Вместе с тем наличие положительной динамики не позволяет констатировать удовлетворительное состояние охраны объектов промышленной собственности субъектов Республики Беларусь за рубежом и использование интеллектуальной собственности при формировании корпоративных производств и товаропроводящих сетей. Частной задачей в данном направлении является решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности субъектов Республики Беларусь в условиях Евразийского экономического союза, одним из базовых принципов которого является свобода перемещения товаров через внутренние границы.

Наряду с проблемой количества охраняемых субъектами Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности на современном этапе также существует проблема эффективности патентования. Так, из выданных государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности» патентов в силе отечественными субъектами поддерживаются менее 40 процентов, что является следствием проблем как общей восприимчивости реального сектора к инновациям, отсутствия развитой инфраструктуры, так и готовности каждого конкретного изобретения к промышленному использованию, а также соответствия патентуемых разработок актуальным потребностям производства.

Развитие мировой экономики осуществляется путем использования в производстве технологий V и VI технологических укладов. В то же время основная часть (более 80 процентов) патентуемых отечественными субъектами технических решений относится к IV и предшествующим технологическим укладам.

Таким образом, необходимо усилить концентрацию организационных и финансовых ресурсов на поддержке научно-исследовательской деятельности, ориентированной на создание изобретений с высоким изобретательским уровнем.

В настоящее время только около 10 процентов патентуемых в Республике Беларусь отечественными субъектами разработок (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем) является итогом реализации государственных научно-технических программ, что не отражает реальный вклад государства в научно-техническое развитие страны. К 2020 году количество заявок на охрану созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ объектов промышленной собственности должно составлять не менее 30 процентов от общего числа поданных в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на соответствующие объекты.

Исходя из значительных инвестиций государства в развитие научно-технической и социально-культурной сфер необходимо формирование на уровне организаций системы мониторинга результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием бюджетных средств. Следует принять меры по совершенствованию бухгалтерского учета, амортизационной политики, системы налогообложения и статистической отчетности в сфере интеллектуальной собственности с учетом необходимости формирования наряду с расходной частью бюджета его доходной части, связанной с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, на республиканском и отраслевом уровнях.

Анализ технических решений, патентуемых отечественными субъектами, показывает, что они пока не являются достаточной основой для развития соответствующих конкурентоспособных технологических направлений. В связи с чем необходимо обеспечивать проведение патентных исследований как на этапах формирования и реализации научно-технических и других типов программ, отдельных научных и инновационных проектов, так и при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта. Необходимо сочетать направление отечественными субъектами финансовых средств на создание и охрану собственных разработок с привлечением для использования на лицензионной основе прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих зарубежным субъектам, а также использовать возможности информационного поиска для выявления конкурентоспособных технических решений, которые не защищены охранными документами и могут быть использованы на безвозмездной основе. Частной задачей в данном направлении является развитие в Беларуси потенциала организационных структур по трансферу технологий, которые должны осуществлять поиск и привлечение в отечественное производство технологий, в том числе принадлежащих зарубежным субъектам.

В целях развития инновационной составляющей экономики необходимо усиление взаимодействия государственного и частного капитала, а также университетских и научно-исследовательских структур с промышленностью и бизнесом, в особенности с малым и средним бизнесом, дальнейшее развитие условий и стимулов для создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

В рамках развития общенационального брендинга необходимо использовать конкурентные преимущества продукции (товаров, услуг), выпускаемой белорусскими субъектами хозяйствования, основанные на географическом положении страны, с учетом особенностей национальной культуры, традиционных знаний, развивающихся в Беларуси новых технологий. Решение данной задачи в первую очередь актуально для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой отраслей промышленности, машиностроения, увеличения потенциала туристической отрасли и других секторов экономики, в рамках которых развиваются национальные бренды, формирующие имидж Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В целях повышения инвестиционной привлекательности и развития экономического потенциала Республики Беларусь необходимо в полном объеме обеспечить соответствие уровня охраны прав на объекты интеллектуальной собственности требованиям, вытекающим из международных обязательств Республики Беларусь, а также разработать механизм постепенного перехода к 2020 году к широкому использованию лицензионного программного обеспечения отечественными организациями.

В то же время современный уровень развития интеллектуальной собственности ставит как первостепенную не столько задачу повышения стандартов охраны интеллектуальной собственности, сколько задачу эффективного регулирования свободного доступа к объектам интеллектуальной собственности и создания соответствующего потребностям общества режима их гражданского оборота, в особенности в социально значимых сферах (медицина, образование) и сферах интенсивного использования таких объектов (массовая информация, библиотечная деятельность).

В области промышленной собственности требуют развития нормативное регулирование и практика использования механизмов принудительных лицензий в отношении технологий, имеющих приоритетное значение для развития здравоохранения, энергосбережения и других общественно значимых направлений деятельности.

В области авторского права требует расширения практика обеспечения эффективного доступа белорусского общества к мировым достижениям науки, литературы и искусства, в частности в образовательной, научной, библиотечной деятельности, а также развития потенциала коллективного управления имущественными правами обладателей авторского права и смежных прав (далее – коллективное управление).

Современный этап развития системы коллективного управления характеризуется значительным участием государства в обеспечении его эффективного функционирования. В перспективе необходимо активизировать формы участия непосредственно авторского сообщества и других обладателей авторского права и смежных прав в осуществлении коллективного управления.

Соответствующая нормативная правовая база будет определять условия (порядок) создания и деятельности организаций по коллективному управлению, регулировать их отношения с обладателями прав на объекты авторского права и смежных прав и пользователями, а также другими организациями по коллективному управлению, закреплять с учетом анализа зарубежного опыта и потребностей Республики Беларусь сферы, в которых использование системы коллективного управления при реализации прав на объекты авторского права и смежных прав необходимо осуществлять одновременно в отношении всех объектов авторского права и смежных прав соответствующей категории.

В целях обеспечения эффективного предотвращения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности необходимо совершенствование регулирования административно-правовых и уголовно-правовых отношений, предметом которых выступают объекты интеллектуальной собственности.

Следует внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь с целью конкретизировать составы соответственно административных правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие на базе государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности» системы мониторинга и контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности. Приоритетами в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности являются противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции, борьба с организованной преступностью в данной области.

Для установления реального состояния дел и выявления уровня контрафактной продукции необходимо постоянно обеспечивать мониторинг рынка интеллектуальной собственности, проводить системный анализ поступающей информации, осуществлять прогнозирование основных тенденций развития рынка товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также формирование и ведение национальных баз данных в сфере интеллектуальной собственности.

Следует анализировать и развивать возможности организованного участия непосредственно субъектов интеллектуальной собственности в работе по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 7
РАЗВИТИЕ ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Эффективное управление интеллектуальной собственностью требует обеспечения данного направления деятельности профессиональными кадрами. В этих целях в Республике Беларусь, в частности во всех учреждениях среднего специального и высшего образования, с 2006 года введен и преподается курс «Основы управления интеллектуальной собственностью». Вопросы управления интеллектуальной собственностью интегрированы в ряд образовательных программ учреждений образования. Обучение специалистов осуществляется на базе учебного центра государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности». Информационно-методическое сопровождение деятельности в сфере интеллектуальной собственности обеспечивается в рамках журнала «Интеллектуальная собственность в Беларуси», развития соответствующих интернет-ресурсов, деятельности созданных и с 2007 года функционирующих во всех областных центрах и в г. Минске региональных консультационно-методических центров по вопросам интеллектуальной собственности.

Существующая система образования и информационно-методического обеспечения в сфере интеллектуальной собственности не в полной мере отвечает актуальным потребностям экономики и требует дальнейшего развития по следующим основным направлениям:

развитие основного и дополнительного образования в сфере интеллектуальной собственности;

проведение научных исследований по актуальным вопросам интеллектуальной собственности, в том числе в рамках магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

совершенствование научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности, в частности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере информационных технологий;

совершенствование процесса предоставления информационных услуг, профессиональных консультаций в сфере интеллектуальной собственности на базе государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности» отраслевыми службами по охране и управлению интеллектуальной собственностью;

реализация совместных образовательных проектов в сотрудничестве с ВОИС, Российской государственной академией интеллектуальной собственности, являющейся базовой организацией государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности.

В краткосрочной перспективе должна быть решена задача по расширению практики повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности в учреждениях образования и иных организациях.

ГЛАВА 8
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий, в том числе путем выполнения первоочередных мероприятий по реализации стратегии на 2012–2013 годы согласно приложению 1, на 2014–2015 годы согласно приложению 2, на 2016–2017 годы согласно приложению 3, а также на 2018–2020 годы согласно приложению 4.

Реализация стратегии осуществляется также посредством руководства ее положениями при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.

К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей в области охраны интеллектуальной собственности:

увеличение до 30 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные за счет государственных средств, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения;

увеличение до 25 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в названное государственное учреждение заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения;

увеличение в 2 раза количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции.

Финансирование мероприятий по реализации стратегии осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на эти цели, а также внебюджетных средств.

Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с ВОИС в соответствии с Программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Методическое руководство по реализации стратегии обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям.

В целях мониторинга реализации стратегии Государственный комитет по науке и технологиям на основе информации от заинтересованных государственных органов и организаций ежегодно до 25 февраля будет представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о достигнутых результатах по реализации стратегии.

 

 

Приложение 1

к стратегии Республики Беларусь
в сфере интеллектуальной
собственности на 2012–2020 годы

Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

Наименование мероприятий

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

1. Приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «О коммерческой тайне» после принятия данного Закона

ГКНТ, Мининформ, Минпром, НАН Беларуси, Минэкономики

в соответствии с Законом Республики Беларусь «О коммерческой тайне»

2. Принятие мер по реализации положений Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного в г. Москве 9 декабря 2010 года

ГКНТ, Минздрав, МИД, Минпром, Минторг, Минфин, Минэкономики, Минюст, Мининформ, Минкультуры, МВД, ГТК, концерны «Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром»

2012–2013 годы

3. Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений»

ГКНТ, Минсельхозпрод, НАН Беларуси

в соответствии с пунктом 8 плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 7, 1/13236)

Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности

4. Развитие отраслевых служб по охране и управлению интеллектуальной собственностью и служб по охране и управлению интеллектуальной собственностью организаций

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

2012–2013 годы

5. Оптимизация сроков рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности», в том числе сокращение к концу 2012 года среднего срока рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания до 2,5 года

ГКНТ

2012–2013 годы

6. Формирование Государственного патентного фонда Республики Беларусь и обеспечение его функционирования в электронном виде

ГКНТ

2012–2013 годы

7. Создание при ведущих научных учреждениях и учреждениях образования организаций и (или) структурных подразделений по охране и использованию объектов интеллектуальной собственности

НАН Беларуси, Минобразование, Минэкономики, ГКНТ, Минпром

2012–2013 годы

8. Подготовка предложений по развитию инфраструктуры в области коммерциализации интеллектуальной собственности

Минэкономики, ГКНТ, НАН Беларуси, Минобразование, Минпром

2012–2013 годы

9. Развитие видов и повышение качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них

ГКНТ

2012–2013 годы

Развитие системы управления интеллектуальной собственностью

10. Реализация отраслевой политики по охране и управлению интеллектуальной собственностью

республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

2012–2013 годы

11. Совершенствование учетной политики результатов интеллектуальной деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности, созданных с использованием бюджетных средств

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

2012–2013 годы

12. Мониторинг соблюдения и защита прав на объекты интеллектуальной собственности субъектов хозяйствования Республики Беларусь за рубежом

МИД, Минпром, ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

2012–2013 годы

Задачи устойчивого развития и стандарты охраны интеллектуальной собственности. Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

13. Развитие системы коллективного управления имущественными правами. Содействие созданию и устойчивому функционированию организаций по коллективному управлению имущественными правами

ГКНТ, Минкультуры, Мининформ, МИД

2012–2013 годы

14. Рассмотрение вопроса о внесении в законодательство Республики Беларусь изменений и (или) дополнений, предусматривающих:

МВД, ГТК, ГКНТ

2012 год

дифференциацию и конкретизацию норм статьи 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь

 

 

введение административной ответственности за хранение и перевозку контрафактной продукции в целях ее распространения и специальной конфискации контрафактной продукции, оборудования, сырья и иных средств, использованных для ее создания

 

 

усиление административной ответственности за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде и повышение нижних пределов штрафных санкций для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

 

 

введение обязательной конфискации предметов, орудий и средств совершения данного административного правонарушения

 

 

15. Проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений прав в сфере интеллектуальной собственности

МВД, ГКНТ

2012–2013 годы

Развитие патентно-информационного и научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности

16. Развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности:

 

 

организация повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления

2012–2013 годы

разработка и утверждение структурных элементов научно-методического обеспечения дополнительного образования взрослых в сфере интеллектуальной собственности

Минобразование, ГКНТ

2012 год

сотрудничество со Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Российской государственной академией интеллектуальной собственности в части реализации совместных образовательных проектов

ГКНТ

2012–2013 годы

17. Развитие научно-исследовательской деятельности в сфере интеллектуальной собственности и ее приоритетное ориентирование на решение прикладных задач по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью субъектов Республики Беларусь в стране и за рубежом

ГКНТ, НАН Беларуси, Минобразование

2012–2013 годы

18. Развитие консультационно-методических и патентно-информационных услуг по вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

2012–2013 годы

19. Распространение знаний об интеллектуальной собственности и ее значимости для социально-экономического развития Республики Беларусь

ГКНТ, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления

2012–2013 годы

20. Проведение тематических конкурсов, семинаров, конференций, круглых столов по актуальным вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

2012–2013 годы

21. Дальнейшее совершенствование сайта ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» и электронных баз данных в нем с учетом передового опыта патентных органов других стран и международных организаций

ГКНТ

2012–2013 годы

 

 

Приложение 2

к стратегии Республики Беларусь
в сфере интеллектуальной
собственности на 2012–2020 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
28.10.2014 № 1013)

Первоочередные мероприятия на 2014–2015 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

Наименование мероприятий

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

1. Подготовка предложений об участии Республики Беларусь в международных договорах в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе:

 

 

в Договоре о патентном праве, принятом в г. Женеве 1 июня 2000 года

ГКНТ, Минпром, Минздрав, МИД, НАН Беларуси

2014–2015 годы

в Пекинском договоре по аудиовизуальным исполнениям, принятом в г. Пекине 24 июня 2012 года

ГКНТ, Минкультуры, МИД

»

в Марракешском договоре об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, принятом в г. Марракеше 27 июня 2013 года

ГКНТ, Минкультуры, Минобразование, Мининформ, МИД

»

2. Участие Республики Беларусь в формировании правовой базы Евразийского экономического союза в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности, включающей:

 

 

Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации

ГКНТ, Минэкономики, Минпром, Минфин, МНС, МИД

2014 год

Соглашение о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации

ГКНТ, Минэкономики, Минкультуры, Мининформ, МИД

»

Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации

ГКНТ, Минэкономики, МВД, ГТК, МИД

»

3. Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания»

ГКНТ

в соответствии с пунктом 10 плана подготовки законопроектов на 2014 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 572 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.12.2013, 1/14707)

Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности

4. Совершенствование деятельности служб по охране и управлению интеллектуальной собственностью, в том числе обучение работников служб в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2014–2015 годы

5. Оптимизация сроков рассмотрения заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности», в том числе сокращение к концу 2015 года среднего срока рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания до полутора лет

ГКНТ

»

6. Создание системы электронного документооборота, связанного с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности

»

»

7. Развитие инфраструктуры в области коммерциализации интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минэкономики, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

8. Совершенствование досудебного порядка разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности

ГКНТ

»

9. Повышение качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них

»

»

Развитие системы управления интеллектуальной собственностью

10. Развитие и реализация республиканской, отраслевой и региональной политики в области охраны и управления интеллектуальной собственностью

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2014–2015 годы

11. Развитие взаимодействия организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, с промышленными организациями и организациями в сфере малого и среднего бизнеса

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

»

12. Обеспечение проведения патентных исследований на этапах планирования и реализации научно-технических и других программ, отдельных научных и инновационных проектов, при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта

»

»

13. Совершенствование учетной политики результатов интеллектуальной деятельности

ГКНТ, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

»

14. Обеспечение проведения анализа эффективности охраны и защиты прав субъектов Республики Беларусь на объекты интеллектуальной собственности, а также управления указанными правами, в том числе за рубежом

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

15. Обеспечение увеличения к концу 2015 года удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные за счет государственных средств, до 20 процентов по сравнению с 2012 годом

»

»

16. Обеспечение увеличения к концу 2015 года удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся согласно разработанным ГКНТ методикам к V и VI технологическим укладам, до 10 процентов по сравнению с 2012 годом

»

»

17. Обеспечение увеличения к концу 2015 года удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок согласно процедуре Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года до 50 процентов по сравнению с 2012 годом

»

»

18. Принятие мер по обеспечению поддержания в силе патентов на изобретения по истечении пятилетнего срока их действия

»

»

Задачи устойчивого развития и стандарты охраны интеллектуальной собственности. Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

19. Развитие системы коллективного управления имущественными правами

ГКНТ, Минкультуры, Мининформ, Минсвязи, МИД, облисполкомы, Минский горисполком

2014–2015 годы

20. Реализация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав в сфере интеллектуальной собственности

МВД, ГТК, ГКНТ

»

Развитие патентно-информационного и научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности, развитие изобретательства

21. Развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с которым предусматриваются:

 

 

совершенствование образовательных программ переподготовки, повышения квалификации руководящих работников и специалистов, а также иных видов образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере интеллектуальной собственности

Минобразование, ГКНТ

2014–2015 годы

принятие решения по вопросу о необходимости введения в учреждениях высшего образования для технических, естественно-научных, экономических, управленческих и юридических специальностей в качестве обязательной учебной дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью»

»

2014 год

реализация совместных образовательных проектов со Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Российской государственной академией интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минобразование

2014–2015 годы

22. Развитие научно-исследовательской деятельности в сфере интеллектуальной собственности

»

»

23. Развитие консультационно-методических и патентно-информационных услуг по вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

»

24. Распространение знаний об интеллектуальной собственности и ее значимости для социально-экономического развития Республики Беларусь, в том числе через официальные сайты государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет

ГКНТ, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

25. Популяризация изобретательства в системе общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

Минобразование, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

»

26. Проведение ежегодных республиканского и областных конкурсов «Лучший изобретатель»

ГКНТ, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

»

 

 

Приложение 3

к стратегии Республики Беларусь
в сфере интеллектуальной
собственности на 2012–2020 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
19.01.2016 № 31)

Первоочередные мероприятия на 2016–2017 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

Наименование мероприятий

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

1. Гармонизация законодательства Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза

ГКНТ

2016–2017 годы

2. Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»

ГКНТ, Минздрав, Минобразование, Минпром, Минсельхозпрод, Госкомвоенпром, НАН Беларуси

2016 год

Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности

3. Совершенствование деятельности служб по охране и управлению интеллектуальной собственностью, в том числе обучение работников этих служб в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2016–2017 годы

4. Развитие системы повышения квалификации работников ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

ГКНТ

»

5. Оптимизация сроков рассмотрения заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

»

»

6. Формирование условий и стимулов для создания и использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе подготовка предложений:

 

 

об освобождении от уплаты патентных пошлин за поддержание в силе в течение первых пяти лет патента на изобретение, являющееся результатом научной и научно-технической деятельности и созданное за счет государственных средств

»

2017 год

об оптимизации размеров ставок патентных пошлин

»

»

7. Совершенствование системы электронного документооборота, связанного с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности

»

2016–2017 годы

8. Совершенствование электронной базы данных объектов права промышленной собственности ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

»

2017 год

9. Развитие инфраструктуры в области коммерциализации интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минэкономики, НАН Беларуси, Минобразование, Минпром

2016–2017 годы

10. Повышение качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них

ГКНТ

»

Развитие системы управления интеллектуальной собственностью

11. Реализация республиканской, отраслевой и региональной политики в области охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2016–2017 годы

12. Развитие взаимодействия организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, с промышленными организациями и организациями в сфере малого и среднего бизнеса

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

»

13. Обеспечение проведения патентных исследований на этапах планирования и реализации научно-технических и других программ, отдельных научных и инновационных проектов, при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта

»

»

14. Обеспечение проведения анализа эффективности охраны и защиты прав субъектов Республики Беларусь на объекты интеллектуальной собственности, а также управления указанными правами, в том числе за рубежом

ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

15. Обеспечение увеличения к концу 2017 года до 25 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные за счет государственных средств, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2017 год

16. Обеспечение увеличения к концу 2017 года до 15 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения

»

»

17. Обеспечение увеличения к концу 2017 года количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок согласно процедуре Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года до 75 процентов по сравнению с 2012 годом

»

»

18. Принятие мер по обеспечению поддержания в силе патентов на изобретения по истечении пятилетнего срока их действия

»

2016–2017 годы

Задачи устойчивого развития и стандарты охраны интеллектуальной собственности. Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

19. Развитие системы коллективного управления имущественными правами

ГКНТ, Минкультуры, Мининформ, Минсвязи, МИД, облисполкомы, Минский горисполком

2016–2017 годы

20. Реализация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав в сфере интеллектуальной собственности

МВД, ГТК, ГКНТ, Минобразование

»

Развитие патентно-информационного и научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности, развитие изобретательства

21. Развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с которым предусматриваются:

 

 

совершенствование образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов в сфере интеллектуальной собственности

Минобразование, ГКНТ

2016–2017 годы

дальнейшее развитие системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности

МВД, ГКНТ

»

реализация совместных образовательных проектов со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Российской государственной академией интеллектуальной собственности и Федеральным институтом промышленной собственности для профессиональной переподготовки кадров

ГКНТ, Минобразование

»

22. Развитие научно-исследовательской деятельности в сфере интеллектуальной собственности

»

»

23. Развитие консультационно-методических и патентно-информационных услуг по вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

»

24. Распространение знаний об интеллектуальной собственности и ее значимости для социально-экономического развития Республики Беларусь, в том числе посредством официальных сайтов государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет

ГКНТ, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

25. Популяризация изобретательства в системе общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

Минобразование, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

»

26. Проведение конференций и семинаров по актуальным вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, изобретательского и рационализаторского творчества

ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, ОО «БРСМ», ОО «БОИР»

»

27. Проведение ежегодных конкурсов по изобретательству, в том числе республиканского и областных конкурсов «100 идей для Беларуси»

ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «БРСМ», ОО «БОИР»

»

 

 

Приложение 4

к стратегии Республики Беларусь
в сфере интеллектуальной
собственности на 2012–2020 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
21.03.2018 № 208)

Первоочередные мероприятия на 2018–2020 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

Наименование мероприятий

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

1. Рассмотрение вопроса об участии Республики Беларусь в Гаагском соглашении о международной регистрации промышленных образцов от 6 ноября 1925 года

ГКНТ

2018–2019 годы

2. Гармонизация законодательства Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза

»

2018–2020 годы

3. Рассмотрение вопроса о кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минюст

2019 год

4. Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О географических указаниях»

ГКНТ, Минприроды, Минпром, Минсельхозпрод

2018 год

5. Совершенствование законодательства по вопросу об определении оценки ущерба от нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности

ГКНТ, МВД, Минюст, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Следственный комитет, Генеральная прокуратура

2018–2019 годы

6. Рассмотрение вопроса об отнесении дел, подпадающих под часть 2 статьи 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь, к делам публичного обвинения

ГКНТ

»

7. Совершенствование законодательства по вопросу о досудебном урегулировании споров в сфере интеллектуальной собственности

»

»

8. Обеспечение проведения общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности

»

2018–2020 годы

Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности

9. Совершенствование деятельности служб по охране и управлению интеллектуальной собственностью, в том числе обучение работников этих служб в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2018–2020 годы

10. Формирование условий для создания и использования объектов интеллектуальной собственности

ГКНТ

»

11. Развитие системы электронного документооборота, связанного с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности

»

»

12. Развитие инфраструктуры в области коммерциализации интеллектуальной собственности, в том числе применение апробированных методик Всемирной организации интеллектуальной собственности

ГКНТ, Минэкономики, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

»

13. Повышение качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них

ГКНТ

»

14. Развитие центров технического творчества молодежи

Минобразование

»

Развитие системы управления интеллектуальной собственностью

15. Реализация республиканской, отраслевой и региональной политики в области охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2018–2020 годы

16. Развитие взаимодействия организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, с промышленными организациями и организациями в сфере малого и среднего бизнеса

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси

»

17. Обеспечение проведения патентных исследований на этапах планирования и реализации научно-технических и других программ, отдельных научных и инновационных проектов, при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта

»

»

18. Обеспечение проведения анализа эффективности охраны и защиты прав субъектов Республики Беларусь на объекты интеллектуальной собственности, а также управления указанными правами, в том числе за рубежом

ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

19. Обеспечение увеличения к концу 2020 года до 30 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные за счет государственных средств, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

2020 год

20. Обеспечение увеличения к концу 2020 года до 25 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения

»

»

21. Обеспечение увеличения к концу 2020 года количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок согласно процедуре Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года до 100 процентов по сравнению с 2012 годом

»

»

Задачи устойчивого развития и стандарты охраны интеллектуальной собственности. Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

22. Развитие системы коллективного управления имущественными правами

ГКНТ, Минкультуры, Мининформ, Минсвязи, облисполкомы, Минский горисполком

2018–2020 годы

23. Реализация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав в сфере интеллектуальной собственности

МВД, ГТК, ГКНТ, Минобразование

»

Развитие патентно-информационного и научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности, развитие изобретательства

24. Развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с которым предусматриваются:

 

 

подготовка предложений по включению курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» в образовательные программы высшего образования I и II ступени

Минобразование, ГКНТ

2018 год

развитие системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности

МВД, ГКНТ

2018–2020 годы

развитие системы повышения квалификации сотрудников загранучреждений в области охраны интеллектуальной собственности

ГКНТ, БелТПП

»

обеспечение проведения обучающих курсов по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности в дистанционной форме

ГКНТ

»

организация школы бренд-менеджмента для начинающих инновационных предпринимателей

Ассоциация «БелБренд», Минэкономики, ГКНТ

»

подготовка предложений по развитию стартап-школ при учреждениях высшего образования

Минобразование, ГКНТ, ОО «БРСМ»

»

25. Развитие консультационно-методических и патентно-информационных услуг по вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью

ГКНТ

»

26. Распространение знаний об интеллектуальной собственности и ее значимости для социально-экономического развития Республики Беларусь, в том числе посредством:

ГКНТ, Минобразование, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси

»

размещения информации на официальных сайтах государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации

создания социальной рекламы

опубликования вступивших в силу решений Апелляционного совета при патентном органе

 

27. Популяризация изобретательства в системе общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

Минобразование, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «БРСМ»

»

28. Проведение конференций и семинаров по актуальным вопросам правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, изобретательского и рационализаторского творчества, в том числе по вопросам:

ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, ОО «БРСМ», ОО «БОИР»

»

охраны объектов интеллектуальной собственности за рубежом

оценки и бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности

коммерциализации и управления правами на объекты интеллектуальной собственности

 

 

29. Проведение ежегодных конкурсов по изобретательству, в том числе республиканского и областных конкурсов «100 идей для Беларуси»

ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «БРСМ», ОО «БОИР»

»