ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 февраля 2012 г. № 183

Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 2013 г. № 544 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.07.2013, 5/37484) <C21300544>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 1137 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.12.2013, 5/38216) <C21301137>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2015 г. № 524 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.06.2015, 5/40699) <C21500524>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 1000 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2017, 5/44617) <C21701000>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом;

классификатор видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций.

2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить:

2.1. включение в планы совместных действий Министерства иностранных дел с республиканскими органами государственного управления по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами мероприятий по развитию, оптимизации и повышению эффективности работы собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети за рубежом;

2.2. исключен;

2.3. рассмотрение не реже одного раза в полугодие с участием Министерства иностранных дел на заседаниях коллегий (советов, исполкомов) итогов работы и развития товаропроводящей сети;

2.4. оперативное информирование Министерства иностранных дел о проблемах в работе товаропроводящей сети, для урегулирования которых требуется внесение изменений и (или) дополнений в национальное законодательство;

2.5. представление два раза в год (до 10 февраля и до 10 августа) в Министерство иностранных дел реестра собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети, информации о результатах работы собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети по форме, утверждаемой Министерством иностранных дел, проблемных вопросах, в решении которых могут оказать содействие дипломатические представительства Республики Беларусь, аккредитованные в регионах деятельности таких субъектов, а также анализ эффективности работы товаропроводящей сети за отчетный период с учетом следующих показателей:

темпы роста экспорта товаров субъектам товаропроводящей сети по сравнению с аналогичным отчетным периодом;

соотношение темпов роста экспорта товаров субъектам товаропроводящей сети и темпов роста экспорта в целом в отчетный период;

доля прироста экспорта товаров субъектам товаропроводящей сети в общем объеме прироста экспорта;

отсутствие у субъекта товаропроводящей сети роста просроченной кредиторской задолженности либо сокращение просроченной кредиторской задолженности перед белорусской организацией по сравнению с аналогичным отчетным периодом;

2.6. приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением и принятие иных мер по его реализации;

2.7. представление собственными и отраслевыми субъектами товаропроводящей сети информации по запросам руководителей дипломатических представительств Республики Беларусь, аккредитованных в регионах деятельности таких субъектов, а также координацию с ними своей деятельности, связанной с продвижением товаров белорусских производителей;

2.8. проведение обучения зарубежных дилеров белорусских производителей особенностям эксплуатации и обслуживания поставляемой техники.

3. Министерству иностранных дел обеспечить:

3.1. координацию работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по развитию товаропроводящей сети, а также их взаимодействие с дипломатическими представительствами Республики Беларусь;

3.2. проведение дипломатическими представительствами Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в год рабочих совещаний руководителя дипломатического представительства с руководителями собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети в государстве (государствах) аккредитации для обсуждения проблемных вопросов деятельности собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети;

3.3. ведение реестра собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети белорусских организаций;

3.4. размещение на своем официальном сайте классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций;

3.5. рассмотрение не реже двух раз в год наиболее проблемных вопросов, связанных с развитием товаропроводящей сети, на заседаниях Межведомственного совета по внешнеторговой политике, созданного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2015 г. № 524 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.06.2015, 5/40699).

4. Министерству образования совместно с заинтересованными предусмотреть включение в учебные программы повышения квалификации руководителей и специалистов внешнеэкономических служб вопроса, касающегося создания и эффективного функционирования товаропроводящей сети.

5. Государственному таможенному комитету обеспечить возможность указания в декларации на товары, статистической декларации и периодической статистической декларации сведений о кодах видов поставок в соответствии с классификатором видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, утвержденным настоящим постановлением, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза.

6. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 1699 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 1, 5/24407);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2007 г. № 192 «О некоторых вопросах совершенствования товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 45, 5/24745);

подпункт 1.51 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1943 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1, 5/28978).

7. Предоставить Министерству иностранных дел право давать разъяснения о порядке применения утвержденных настоящим постановлением Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом и классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций.

8. Настоящее постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования, за исключением подпункта 2.6 пункта 2, вступающего в силу со дня принятия настоящего постановления.

 

Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь

В.Семашко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
24.02.2012 № 183
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
26.12.2017 № 1000)

ПОЛОЖЕНИЕ
о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом

1. Настоящее Положение разработано в целях развития товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом и повышения эффективности работы субъектов товаропроводящей сети.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:

агент – юридическое лицо Республики Беларусь, подчиненное (входящее в состав) республиканскому органу государственного управления или государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, местному исполнительному и распорядительному органу, либо акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь либо белорусскому производителю (производителям), осуществляющее дальнейшую реализацию на экспорт товаров белорусского производителя (производителей) на условиях, определенных заключенным с белорусским производителем (производителями) договором;

белорусская организация – белорусский производитель, агент или государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;

белорусский производитель – организация, подчиненная (входящая в состав) республиканскому органу государственного управления или государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, местному исполнительному и распорядительному органу, либо акции (доли в уставном фонде) которой принадлежат Республике Беларусь, производящая товары для реализации на экспорт;

дилер – субъект товаропроводящей сети, которому белорусской организацией предоставляются права на реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей от своего имени и за свой счет на условиях, определенных договором с белорусской организацией или дистрибьютором;

дистрибьютор – субъект товаропроводящей сети, осуществляющий реализацию товаров белорусского производителя на условиях, определенных договором с белорусской организацией;

отраслевой субъект товаропроводящей сети – иностранное юридическое лицо, учредителями (участниками) которого являются государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, и (или) созданное (учрежденное) ею юридическое лицо Республики Беларусь, а также их обособленные подразделения, осуществляющие за рубежом реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей, подчиненных (входящих в состав) такой организации. В случае, если учредителями (участниками) субъекта товаропроводящей сети за рубежом наряду с государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, и (или) созданным (учрежденным) ею юридическим лицом Республики Беларусь являются белорусский производитель, подчиненный (входящий в состав) такой организации, и (или) его агент, данный субъект относится к отраслевому субъекту товаропроводящей сети;

регион деятельности – территория, на которой реализуются товары белорусских производителей;

сборочное производство – субъект товаропроводящей сети, в том числе собственный или отраслевой, осуществляющий сборку (изготовление) и реализацию конечной продукции с использованием поставляемых белорусскими производителями машинокомплектов (узлов, деталей, запасных частей, комплектующих и других деталей);

сетевая торговая организация – субъект товаропроводящей сети, являющийся иностранным юридическим лицом и осуществляющий торговлю товарами через сеть дочерних (входящих в состав) розничных торговых организаций;

собственный субъект товаропроводящей сети – иностранное юридическое лицо, учредителями (участниками) которого являются белорусский производитель, агент, расположенное за рубежом обособленное подразделение белорусского производителя, агента, осуществляющие реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей;

субъект товаропроводящей сети – иностранное юридическое лицо (иностранный индивидуальный предприниматель), расположенное за рубежом обособленное подразделение белорусского производителя, агента, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, созданного (учрежденного) ею юридического лица Республики Беларусь, осуществляющее реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей;

товаропроводящая сеть – совокупность субъектов товаропроводящей сети.

3. При выборе организационно-правовой формы собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, определении размера доли участия в уставном капитале и иных условий, определяющих порядок его деятельности, белорусская организация должна обеспечивать возможность участия в его управлении и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этого субъекта с учетом законодательства государства регистрации, а также исключать возможность принятия его органами управления решений, противоречащих интересам белорусской организации.

4. Решение о выборе схемы реализации за рубежом товаров посредством собственного субъекта товаропроводящей сети принимается белорусским производителем, агентом на основании результатов исследований конкретного товарного рынка с обязательным условием недопущения недобросовестного посредничества. Белорусский производитель, агент информируют о таком решении в двухнедельный срок с момента его принятия республиканский орган государственного управления, государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, которым они подчинены (входят в состав) либо в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах).

В случае возражений в отношении принятого решения республиканский орган государственного управления, государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, которым белорусский производитель, агент подчинены (входят в состав) либо в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах), в двухнедельный срок с момента поступления соответствующей информации направляют белорусскому производителю, агенту рекомендации по изменению схемы реализации за рубежом товаров, по результатам рассмотрения которых белорусский производитель, агент вправе изменить схему реализации.

Об окончательном решении о выборе схемы реализации за рубежом товаров белорусский производитель, агент в двухнедельный срок информируют республиканский орган государственного управления, государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, которым они подчинены (входят в состав) либо в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах).

Решение о выборе схемы реализации за рубежом товаров белорусского производителя, входящего в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, посредством отраслевого субъекта товаропроводящей сети принимается государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, на основании результатов исследований конкретного товарного рынка с обязательным условием недопущения недобросовестного посредничества.

5. Решения о назначении (увольнении) или продлении контракта с руководителем собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, об учреждении собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, а также прекращении деятельности собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, осуществлявшего реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей в течение одного года и более, принимаются с учетом рекомендаций дипломатических представительств Республики Беларусь, аккредитованных в регионах деятельности собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, в отношении:

собственного субъекта товаропроводящей сети – белорусским производителем, агентом;

отраслевого субъекта товаропроводящей сети – государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь.

6. Выбор субъекта товаропроводящей сети осуществляется белорусской организацией, как правило, с учетом следующих критериев:

возможность предоставления маркетинговых и рекламных услуг для стимулирования сбыта товаров белорусских производителей;

возможность обеспечения условий для осуществления сервисного обслуживания в гарантийный и послегарантийный период;

наличие квалифицированного персонала;

финансовое положение и платежеспособность.

7. В договоре о сотрудничестве между белорусским производителем, агентом и субъектом товаропроводящей сети рекомендуется предусматривать следующие условия (с учетом действующего законодательства государства регистрации субъекта товаропроводящей сети и исходя из экономической целесообразности):

регион (регионы) деятельности субъекта товаропроводящей сети;

допустимые ограничения, связанные с реализацией субъектом товаропроводящей сети товаров белорусских производителей другому субъекту хозяйствования для их дальнейшей продажи;

допустимая цена на реализуемые субъектом товаропроводящей сети товары белорусских производителей;

возможность формирования субъектом товаропроводящей сети заявок на производство и поставку товара, сроки направления таких заявок белорусскому производителю;

возможность установления минимального объема продаж и (или) других специальных условий реализации товаров белорусских производителей;

возможность применения к субъекту товаропроводящей сети льгот и (или) других мер стимулирования роста продаж товаров белорусских производителей в данном регионе деятельности;

проведение на регулярной основе маркетинговых исследований, рекламных акций и других мероприятий, направленных на формирование устойчивого спроса и стимулирование сбыта товаров белорусских производителей в данном регионе деятельности.

8. Белорусский производитель, агент (в отношении собственных субъектов товаропроводящей сети), государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь (в отношении отраслевых субъектов товаропроводящей сети), обеспечивают:

8.1. ведение реестра собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети по форме согласно приложению;

8.2. представление до 20 декабря дипломатическим представительствам Республики Беларусь планов работы собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети на рынке стран аккредитации с указанием мероприятий, направленных на рост экспорта товаров белорусских производителей;

8.3. ведение учета объема реализации собственными и отраслевыми субъектами товаропроводящей сети поставленных им товаров белорусских производителей и расчета за них;

8.4. осуществление контроля эффективности деятельности собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети, выполнения ими договорных обязательств, исключения условий, способствующих образованию просроченной дебиторской задолженности;

8.5. включение в контракт (при его заключении, продлении) с руководителем собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети, являющегося иностранным юридическим лицом, следующих обязанностей:

соблюдение сроков возврата валютной выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке проведения внешнеторговых операций;

представление собственным или отраслевым субъектом товаропроводящей сети информации по запросам руководителей дипломатических представительств Республики Беларусь, аккредитованных в регионах деятельности такого субъекта;

обеспечение взаимодействия собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети с дипломатическими представительствами Республики Беларусь, аккредитованными в регионах деятельности такого субъекта;

участие руководства собственного или отраслевого субъекта товаропроводящей сети в рабочих совещаниях, инициируемых дипломатическими представительствами Республики Беларусь, аккредитованными в регионах деятельности такого субъекта, для рассмотрения проблемных вопросов экспорта товаров белорусских производителей.

9. Белорусский производитель, агент представляют в республиканский орган государственного управления, государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, которым белорусский производитель, агент подчинены (входят в состав) либо в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах):

9.1. два раза в год (до 20 января и до 20 июля):

актуальный реестр собственных субъектов товаропроводящей сети;

сведения о результатах работы собственных субъектов товаропроводящей сети по форме, утверждаемой Министерством иностранных дел;

анализ работы собственных субъектов товаропроводящей сети с указанием проблемных вопросов их деятельности.

Положения настоящего подпункта распространяются на юридические лица Республики Беларусь, которые созданы (учреждены) государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в части представления информации в отношении отраслевых субъектов товаропроводящей сети;

9.2. один раз в год (до 1 декабря) план мероприятий по развитию, оптимизации и повышению эффективности работы собственных субъектов товаропроводящей сети за рубежом на следующий год, направленных на рост экспорта товаров белорусских производителей.

10. Белорусский производитель, агент, осуществляющие реализацию товаров за рубежом посредством отраслевого субъекта товаропроводящей сети, направляют два раза в год (до 20 января и до 20 июля) сведения об объемах реализованной через данный субъект продукции по форме, утверждаемой Министерством иностранных дел, в государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, которой они подчинены (входят в состав).

 


 

 

Приложение

к Положению о товаропроводящей сети
белорусских организаций за рубежом
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
26.12.2017 № 1000)

 

Форма

РЕЕСТР
собственных и отраслевых субъектов товаропроводящей сети

________________________________________________________________

(наименование белорусской организации)

 

Наименование субъектов товаропроводящей сети

Наименование учредителей (участников) с иностранной стороны

Доля белорусской стороны в уставном фонде

Дата создания

Дата прекращения деятельности*

Страна размещения

Регион деятельности

Юридический адрес, контактная информация (телефон/факс, e-mail, веб-сайт)

Основные группы реализуемых товаров (по 4 знакам ТН ВЭД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

* В случае прекращения деятельности в отчетном периоде.

 


 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

24.02.2012 № 183

Классификатор видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций

00

иные виды поставки товаров

01

поставка товаров на сборочные производства

02

поставка товаров непосредственно потребителю

03

поставка товаров собственному или отраслевому субъекту товаропроводящей сети

04

поставка товаров иностранной сетевой торговой организации

05

поставка товаров организации, определенной в результате тендера, конкурса, аукциона

06

поставка товаров организации, определенной в результате биржевых торгов

07

поставка товаров дистрибьютору

08

поставка товаров дилеру

09

поставка товаров организации, определенной в рамках международных соглашений, заключаемых Правительством Республики Беларусь

 

Примечание. Вид поставки, относящейся к нескольким кодам классификатора, подлежит классификации в соответствии с кодом, имеющим меньшее числовое значение.