ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 июля 2006 г. № 986

Вопросы Министерства юстиции Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25327) <C20700729>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 1337 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 253, 5/25990) <C20701337>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 258 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 5/26856) <C20800258>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 1392 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 263, 5/30658) <C20901392>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 640 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 118, 5/31768) <C21000640>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2010 г. № 1213 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 210, 5/32368) <C21001213>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) <C21101049>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2012 г. № 487 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 63, 5/35757) <C21200487>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 552 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.07.2013, 5/37481) <C21300552>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2017 г. № 388 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.06.2017, 5/43766) <C21700388>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2018 г. № 196 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2018, 5/44922) <C21800196>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2019 г. № 28 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2019, 5/46064) <C21900028>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2022 г. № 175 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2022, 5/50110) <C22200175>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 545 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.08.2022, 5/50596) <C22200545>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2023 г. № 457 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2023, 5/51908) <C22300457>

 

На основании абзацев третьего–пятого статьи 25 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 107, 5/9385; 2002 г., № 57, 5/10443; 2004 г., № 69, 5/14140; № 192, 5/15231; 2005 г., № 155, 5/16568) следующие изменения и дополнения:

1.1. в пункте 2 цифры «11» заменить цифрами «12»;

1.2. в Положении о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном этим постановлением:

1.2.1. в пункте 2:

подпункт 2.3 исключить;

дополнить пункт подпунктами 2.6–2.8 следующего содержания:

«2.6. государственные организации, подчиненные Минюсту;

2.7. отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах;

2.8. Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.»;

1.2.2. дополнить Положение пунктом 21 следующего содержания:

«21. В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, департамент с правами юридического лица.»;

1.2.3. в пункте 4:

подпункт 4.1 дополнить словами «, а также в сфере архивного дела и делопроизводства»;

подпункт 4.3 изложить в следующей редакции:

«4.3. обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;»;

дополнить пункт подпунктом 4.31 следующего содержания:

«4.31. организация методологического руководства и координации деятельности управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам проведения ими обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, а также осуществление контроля за этой деятельностью;»;

дополнить пункт подпунктами 4.41 и 4.42 следующего содержания:

«4.41. руководство нотариатом и государственный контроль за нотариальной деятельностью;

4.42. руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния этими органами;»;

в подпункте 4.8 слова «и организаций системы Минюста» заменить словами «, государственных нотариальных контор, ведомственных нотариальных архивов и Республиканского трудового арбитража»;

подпункт 4.9 изложить в следующей редакции:

«4.9. организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики, судебной экспертизы, документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, проведение в соответствии с законодательством Республики Беларусь экспертиз и специальных исследований, содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов, учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь и иных организаций;»;

1.2.4. в пункте 5:

в подпункте 5.6 слова «государственного нотариата» заменить словом «нотариусов»;

подпункт 5.7 изложить в следующей редакции:

«5.7. осуществляет обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;»;

дополнить пункт подпунктом 5.81 следующего содержания:

«5.81. по поручениям Совета Министров Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также иным основаниям излагает свою позицию относительно обоснованности выводов, содержащихся в заключениях управлений юстиции областных исполнительных комитетов, данных ими по результатам обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня;»;

подпункт 5.15 изложить в следующей редакции:

«5.15. осуществляет общее и методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния этими органами;

осуществляет методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций;

согласовывает назначение и освобождение от должности руководителей отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а также заключение (продление, прекращение действия) контрактов с указанными лицами;

согласовывает кандидатуры на должности заведующих архивами органов загса управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

в случае выявления нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния вносит:

в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы – обязательные для исполнения письменные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния и о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов. В случае невыполнения указанных предписаний этот вопрос вносится на рассмотрение в вышестоящий исполнительный комитет;

в Министерство иностранных дел – обязательные для исполнения письменные предписания об устранении нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций;

вносит в установленном порядке предложения о поощрении должностных лиц отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов;

разрабатывает и утверждает формы бланков свидетельств, книг регистрации актов гражданского состояния, извещений, справок и других документов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

организует работу по исполнению решений судов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, поступающих от компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

обобщает статистическую отчетность о работе отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов, изучает и обобщает практику и положительный опыт их работы;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов;»;

дополнить пункт подпунктом 5.202 следующего содержания:

«5.202. взаимодействует с государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам деятельности архивных учреждений и ведения делопроизводства;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по архивному делу и делопроизводству;

принимает меры по формированию и координации работы Национального архивного фонда Республики Беларусь и иных государственных архивов;

устанавливает общие требования к порядку документирования управленческой деятельности и организации работы с документами в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, иных организациях;

обеспечивает организацию научно-исследовательской работы в области документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, содействует развитию документоведческой и архивоведческой науки;»;

подпункт 5.33 изложить в следующей редакции:

«5.33. проставляет апостиль на документах, исходящих из судов и организаций системы Минюста, осуществляет подготовку документов, исходящих из судов и организаций системы Минюста для консульской легализации;»;

дополнить пункт подпунктами 5.331–5.334 следующего содержания:

«5.331. осуществляет руководство государственными организациями, подчиненными Минюсту, обеспечивающее совместно с руководителями этих государственных организаций их эффективную деятельность;

5.332. реализует в соответствии с законодательством право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности;

5.333. определяет на основании актов законодательства для государственных организаций, подчиненных Минюсту, порядок управления государственным имуществом;

5.334. осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций, подчиненных Минюсту, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;»;

1.2.5. в пункте 7:

подпункт 7.1 после слова «исполкомов» дополнить словами «, управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, местных Советов депутатов и исполнительных комитетов базового уровня»;

подпункт 7.6 изложить в следующей редакции:

«7.6. изучать в Национальном банке, Национальной академии наук Беларуси, министерствах и других республиканских органах государственного управления, областных, Минском городском Советах депутатов, облисполкомах и Минском горисполкоме, местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня работу по подготовке, принятию, учету и систематизации подлежащих обязательной юридической экспертизе их нормативных правовых актов, вносить обязательные для исполнения представления об устранении допущенных ими нарушений установленного порядка подготовки, принятия, учета, систематизации и обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, давать разъяснения по применению порядка осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;»;

подпункт 7.8 изложить в следующей редакции:

«7.8. вносить по результатам проверки состояния нормотворческой деятельности по подготовке проектов законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств и других республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома, местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов базового уровня в соответствующие государственные органы обязательные для исполнения представления об устранении нарушений правил подготовки нормативных правовых актов. В случае невыполнения должностными лицами министерств и других республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, представлений Минюста направлять в Совет Министров Республики Беларусь представления о привлечении указанных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;»;

дополнить пункт подпунктом 7.9 и 7.10 следующего содержания:

«7.9. в соответствии с законодательством принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций, подчиненных Минюсту;

7.10. обеспечивать в установленном порядке проведение проверок состояния архивного дела и делопроизводства в республиканских органах государственного управления и иных организациях.»;

1.2.6. в абзаце восьмом пункта 9 слова «а также положения (уставы) об организациях системы Минюста» заменить словами «кроме Департамента по архивам и делопроизводству Минюста, а также уставы организаций, подчиненных Минюсту, кроме республиканских архивных учреждений»;

1.2.7. в части первой пункта 11 слова «работники системы Минюста» заменить словами «руководящие работники центрального аппарата Минюста и организаций, входящих в его систему».

2. Утвердить Положение о Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь (прилагается).

21. Установить перечень организаций, подчиненных Министерству юстиции Республики Беларусь, согласно приложению.

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1098 «О Комитете по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 95, 5/10971);

пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 1441 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 и от 12 августа 2002 г. № 1098 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 119, 5/11324).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2006 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 986

ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь

1. Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь с правами юридического лица (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в сфере архивного дела и делопроизводства в Республике Беларусь.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605, и настоящим Положением.

3. Департамент имеет самостоятельный баланс, текущие (расчетные) банковские счета, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием и наименованием Минюста, а также иные печати и штампы.

4. В составе Департамента действует Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь.

5. Задачами Департамента являются:

5.1. разработка и реализация единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства;

5.2. формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности его документов, организация их государственного учета и использования;

5.3. осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства;

5.4. участие в документационном обеспечении управления в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах и иных организациях;

5.5. создание совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, научными организациями условий, обеспечивающих внедрение автоматизированных технологий электронного документооборота;

5.6. руководство республиканскими архивными учреждениями, обеспечение их функционирования;

5.7. исключен;

5.8. организация повышения квалификации специалистов архивного дела, делопроизводства, разработка рекомендаций по совершенствованию учебных программ по архивному делу, делопроизводству и специальным историческим дисциплинам;

5.9. организация научно-исследовательской работы в области документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, обеспечение внедрения научно-методических разработок в практику работы государственных архивных учреждений, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций;

5.10. международное сотрудничество в сфере архивного дела и делопроизводства.

6. Департамент выполняет возложенные на него задачи как непосредственно, так и через органы архивного дела и делопроизводства и систему государственных архивных учреждений.

7. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

7.1. разрабатывает отраслевые программы комплексного развития архивного дела и делопроизводства, обеспечивает их выполнение;

7.2. разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам архивного дела и делопроизводства, издает локальные правовые акты, методические и иные документы по вопросам, входящим в его компетенцию;

7.3. рассматривает проекты нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, научно-методических документов государственных архивных учреждений по вопросам архивного дела и делопроизводства;

7.4. осуществляет реализацию актов законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства;

7.41. осуществляет в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности государственный контроль в сфере архивного дела и делопроизводства;

7.5. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере архивного дела и делопроизводства на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

7.6. согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о размещении и развитии государственных архивных учреждений;

7.7. исключен;

7.71. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

7.72. по результатам рассмотрения обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения в республиканских архивных учреждениях при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов, выдает данному учреждению обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов;

7.73. осуществляет проверки соблюдения в республиканских архивных учреждениях порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляет выездные проверки работы с обращениями;

7.74. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения республиканскими архивными учреждениями обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

7.8. создает отраслевую систему обучения кадров, организует повышение квалификации специалистов;

7.9. осуществляет формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, организует хранение его документов в государственных архивах и архивах государственных органов, иных организаций (объединенных архивах);

7.10. устанавливает порядок передачи документов, находящихся в собственности республиканских государственно-общественных объединений, политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций) и граждан, в государственные архивы;

7.11. участвует в мероприятиях по развитию системы государственных архивных учреждений;

7.12. организует экспертизу ценности документов, отбор их на постоянное хранение в государственные архивы;

7.13. устанавливает сроки хранения типовых документов;

7.131. рассматривает предложения государственных архивных учреждений, государственных органов, иных организаций по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями документов с указанием сроков хранения;

7.14. исключен;

7.15. рассматривает ходатайства государственных органов, иных организаций о продлении сроков временного хранения документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь и готовит проекты договоров (нормативных правовых актов) по данному вопросу;

7.16. оказывает организационно-методическую помощь государственным архивам в заключении договоров с негосударственными организациями о передаче их документов Национального архивного фонда Республики Беларусь на постоянное хранение в государственные архивы;

7.17. реализует преимущественное право государственных архивов на приобретение документов негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь;

7.18. готовит предложения и проекты нормативных правовых актов по установлению порядка уничтожения документов временного хранения Национального архивного фонда Республики Беларусь;

7.19. создает совместно с республиканскими органами государственного управления государственную систему документационного обеспечения управления, а также унифицированную систему организационно-распорядительной документации, осуществляет научно-методическое руководство их внедрением;

7.20. разрабатывает общие требования к порядку документирования управленческой деятельности и организации работы с документами в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах и иных организациях;

7.201. разрабатывает требования к организации работы с электронными документами и их архивному хранению в государственных органах, иных организациях;

7.21. осуществляет контроль за сохранностью документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на хранении в государственных архивах и в архивах государственных органов, иных организаций (объединенных архивах);

7.22. ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь;

7.23. осуществляет ведение Государственного фондового каталога;

7.24. решает вопросы классификации документов в пределах Национального архивного фонда Республики Беларусь и осуществляет мероприятия по распределению документов между государственными архивами;

7.25. исключен;

7.26. проставляет апостиль на документах, исходящих из государственных архивов Республики Беларусь;

7.27. координирует деятельность государственных архивных учреждений по созданию и развитию системы научно-справочного аппарата к документам Национального архивного фонда Республики Беларусь;

7.28. организует подготовку и издание архивных справочников для обеспечения поиска информации о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь;

7.29. определяет политику в области информатизации архивного дела, разработку и внедрение автоматизированных информационных систем в практику работы государственных архивных учреждений;

7.30. организует научно-исследовательскую работу в области документоведения, архивоведения, археографии, обеспечивает внедрение научно-методических разработок в практику работы государственных архивных учреждений, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций;

7.31. готовит предложения и проекты нормативных правовых актов по установлению порядка пользования архивными документами, хранящимися в государственных архивах, территориальных (городских или районных) архивах;

7.32. организует и координирует деятельность государственных архивных учреждений по использованию документов в целях удовлетворения информационных потребностей граждан, общества, государства;

7.33. осуществляет контроль за соблюдением порядка доступа к архивным документам, содержащим сведения, относящиеся к личной тайне граждан;

7.34. организует работу по изучению общественных потребностей в ретроспективной документной информации, обеспечивает эффективность ее использования;

7.35. координирует публикационную деятельность государственных архивных учреждений;

7.36. осуществляет информационное обеспечение деятельности Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь;

7.37. исключен;

7.38. оказывает научно-методическую и практическую помощь государственным органам и иным государственным организациям, местным исполнительным и распорядительным органам, республиканским государственно-общественным объединениям, политическим партиям, профессиональным союзам, другим общественным объединениям, их союзам (ассоциациям) в разработке и учреждении официальных геральдических символов;

7.381. организует работу по подготовке официальных геральдических символов к обязательной геральдической экспертизе, их учреждению и государственной регистрации;

7.39. осуществляет ведение Государственного геральдического регистра Республики Беларусь;

7.40. исключен;

7.41. осуществляет рецензирование рукописей, сборников документов по истории Беларуси, справочников, монографий, брошюр, научных статей по истории, теории и практике документоведения, архивоведения, археографии, источниковедения и другим специальным историческим дисциплинам;

7.42. изучает и обобщает опыт работы архивов Республики Беларусь и иностранных государств, проводит научные и научно-практические конференции, симпозиумы, совещания, семинары;

7.43. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам архивного дела и делопроизводства, в том числе представляет интересы Минюста в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера, развивает и координирует зарубежные связи государственных архивных учреждений;

7.44. организует работу по выявлению в зарубежных архивах документов по истории Беларуси;

7.45. исключен;

7.46. определяет виды платных работ и услуг, оказываемых государственными архивными учреждениями юридическим и физическим лицам;

7.47. ведет бухгалтерский учет, составляет статистическую, финансовую и другую отчетность в Департаменте;

7.48. организует бухгалтерский учет, составление статистической, финансовой и другой отчетности в республиканских архивных учреждениях;

7.49. осуществляет иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.

8. Департамент имеет право:

8.1. вносить на рассмотрение Минюста предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам для утверждения;

8.2. принимать в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции решения ненормативного характера, в том числе выносить предписания по устранению нарушений в сфере архивного дела и делопроизводства, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

8.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

8.4. запрашивать и получать необходимую информацию о деятельности республиканских архивных учреждений;

8.5. исключен;

8.6. заслушивать на заседаниях коллегии Департамента, Центральной экспертно-методической комиссии представителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по вопросам работы архивов и ведения делопроизводства;

8.7. проверять в установленном порядке состояние архивного дела и делопроизводства в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах и иных организациях;

8.8. создавать постоянные и временные комиссии для рассмотрения вопросов архивного дела и делопроизводства, в том числе Центральную экспертно-методическую комиссию;

8.9. совместно с заинтересованными участвовать в подготовке учебно-методических пособий и программ по архивному делу, делопроизводству и специальным историческим дисциплинам;

8.10. привлекать на договорной основе научные коллективы, учреждения высшего образования для подготовки предложений по проектам комплексных и целевых программ развития архивного дела и делопроизводства, разработки нормативных правовых актов, подготовки и организации конкурсов и тендеров;

8.11. осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.

9. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Директор Департамента подчиняется Министру юстиции (далее – Министр) и его заместителю, курирующему деятельность Департамента, и является членом коллегии Минюста по должности.

Директор Департамента имеет заместителей, в том числе одного первого. Заместители директора Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Министром по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

10. Директор Департамента:

10.1. руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за реализацию Департаментом государственно-властных полномочий в сфере архивного дела и делопроизводства, выполнение задач и функций, возложенных на Департамент;

10.2. издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения по направлениям деятельности Департамента;

10.3. утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, Центральной экспертно-методической комиссии, состав внештатных инспекторов Государственной инспекции архивов и делопроизводства Республики Беларусь, Центральной экспертно-методической комиссии;

10.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.5. утверждает по согласованию с Министром структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленной Минюсту численности работников и расходов на его содержание, а также уставы республиканских архивных учреждений;

10.6. назначает на должность и освобождает от должности:

работников Департамента;

по согласованию с Министром, соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами – руководителей республиканских архивных учреждений;

заместителей руководителей республиканских архивных учреждений в случае, если должность руководителя является вакантной;

10.61. согласовывает назначение на должность служащего и освобождение от должности служащего по представлению главных управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома) руководителей областных и зональных государственных архивов;

10.7. применяет меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания в отношении работников Департамента и руководителей республиканских архивных учреждений в порядке, согласованном с Минюстом;

10.8. действует без доверенности от имени Департамента, представляет его интересы в отношениях с юридическими и физическими лицами, в установленном порядке распоряжается его средствами и имуществом, открывает текущие (расчетные) банковские счета, заключает договоры;

10.9. представляет интересы органов архивного дела и делопроизводства и государственных архивных учреждений в международных организациях;

10.10. вносит в установленном порядке в Минюст проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

10.101. утверждает графики проверок соблюдения в республиканских архивных учреждениях порядка рассмотрения обращений;

10.11. осуществляет иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.

11. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов по решению Минюста в Департаменте создается коллегия численностью не более 7 человек в составе директора Департамента (председатель коллегии), его заместителей по должности и других работников Департамента. В состав коллегии могут входить работники структурных подразделений по архивам и делопроизводству областных и Минского городского исполнительных комитетов и республиканских архивных учреждений. Положение о коллегии, ее численность и персональный состав утверждаются Министром по представлению директора Департамента.

12. Коллегия Департамента на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию Департамента.

13. Решения коллегии Департамента оформляются протоколом. По решениям, направленным на регулирование общественных отношений в сфере архивного дела и делопроизводства и требующим нормативного закрепления, принимаются соответствующие постановления Минюста. По иным вопросам директором Департамента могут издаваться приказы.

14. В случае возникновения разногласий между директором Департамента и членами коллегии Департамента при принятии решений директор Департамента проводит в жизнь свои решения, информируя о возникших разногласиях Министра. Члены коллегии могут сообщить о своем мнении Министру.

15. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Министром, в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование Минюста.

16. Имущество Департамента является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

17. Местонахождение Департамента: г. Минск, ул. Коллекторная, 10.

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
31.07.2006 № 986

ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, подчиненных Министерству юстиции Республики Беларусь

1. Исключен.

11. Учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

12. Республиканское унитарное предприятие по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение».

Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь

2. Государственное учреждение «Национальный архив Республики Беларусь», г. Минск.

3. Государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси», г. Минск.

4. Государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно».

5. Учреждение «Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов», г. Дзержинск.

6. Учреждение «Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства», г. Минск.

7. Учреждение «Белорусский государственный архив научно-технической документации», г. Минск.

8. Учреждение «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», г. Минск.

9. Государственное учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации», г. Минск.

10. Государственное учреждение «Центральная лаборатория обеспечения сохранности документов Национального архивного фонда Республики Беларусь», г. Минск.

11. Государственное учреждение «Республиканская лаборатория цифрового копирования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь», г. Гомель.

12. Исключен.

13. Учреждение «Редакция журнала «Архивы и делопроизводство», г. Минск.